Повысить маржинальность в автосалоне можно за счет увеличения выручки и сокращения переменных расходов. Для этого дилеры — под этим словом мы понимаем любых посредников, которые продают авто — работают над системой мотивации, предлагают клиентам дополнительное оборудование и следят за неликвидом на складе.
Рассказываем, что влияет на маржинальность автосалона, какие еще есть способы ее повысить: для новых машин и авто с пробегом.
Содержание
Маржинальность автосалона: что это и как посчитать
Что влияет на маржинальность автосалона: шесть факторов
10 способов повысить маржинальность автосалона: с новыми и подержанными авто
Поможем увеличить прибыль автосалона
Маржинальность автосалона: что это и как посчитать
Чтобы понять, что такое маржинальность автосалона, стоит разобраться с маржинальной прибылью ↓
Маржинальная прибыль — это разница между выручкой компании и ее переменными расходами. Вычисляется по этой формуле ↓
Маржинальная прибыль автосалона = Выручка – Переменные расходы
Разберем составляющие формулы:
Выручка — это сумма от продажи автомобилей и услуг автодилера. Например, если дилер продал в сентябре 30 машин по 1,5 млн ₽ каждая, то выручка в сентябре — 45 млн ₽. А если бизнес дает скидки, то выручка будет уменьшаться на сумму скидок.
Переменные расходы — это затраты, которые напрямую связаны с продажей автомобилей:
-
затраты на покупку автомобиля;
-
проценты и премии менеджеров по продажам;
-
покупка дополнительного оборудования и расходников для его установки. Например, для монтажа шумоизоляции, автозвука, антикоррозийной обработки и так далее;
-
предпродажная подготовка — затраты на химию для мойки, химчистки и полировки;
-
мелкосрочный ремонт — покупка недостающих комплектующих для авто. Например, кузовных элементов, лампочек, масла и так далее.
Зная маржинальную прибыль, можно посчитать маржинальность ↓
Маржинальность автосалона — это доля выручки, которая в итоге становится маржинальной прибылью. Маржинальность отражает эффективность работы дилера: чем больше выручки превращается в прибыль, тем эффективнее дилер.
Если представить выручку как круговую диаграмму, то вот как это может выглядеть ↓
Вся выручка автосалона — это 100%. Из них маржинальной прибылью стали 20%, а 80% — ушли на переменные расходы. Значит, маржинальность салона — 20%
Маржинальность автосалона считают по формуле ↓
Маржинальность автосалона = Маржинальная прибыль / Выручка * 100%
Чем выше маржинальность, тем лучше. Растить ее можно разными способами, но, чтобы делать это осознанно, нужно понимать: а что влияет на этот показатель? Вот что ↓
Что влияет на маржинальность автосалона: шесть факторов
На маржинальность автосалона влияют шесть факторов:
-
количество продаж автомобилей;
-
рынок и конкуренты;
-
скидки;
-
ликвидные авто на складе;
-
продажи дополнительного оборудования.
Разберем каждый из шести факторов ↓
Фактор 1. Количество продаж автомобилей
Чем больше продаж — тем выше выручка. А вслед за выручкой растут следующие три показателя:
-
прибыль — это хорошо;
-
маржинальность — тоже хорошо;
-
переменные расходы — а тут надо повнимательнее!
С переменными расходами такая история: они обычно растут вслед за продажами. Продаем больше авто — больше тратим на бонусы менеджерам, предпродажную подготовку и всё остальное. И важно контролировать это: переменные расходы должны расти пропорционально продажам, а лучше — оставаться на том же уровне. Если продажи выросли на 10%, а расходы — на 12%, то здесь что-то не так.
→ Почему рост продаж может убить прибыль и весь бизнес
Фактор 2. Средний чек
Средний чек тоже влияет на маржинальность бизнеса:
-
Если средний чек растет — автосалон зарабатывает больше, покрывает расходы и увеличивает прибыль.
-
Если средний чек падает — дилер рискует еле-еле перекрывать затраты и в конце месяца смотреть на прибыль через микроскоп.
Посчитать средний чек и увидеть, как он влияет на маржинальность, поможет финансовая модель бизнеса. Например, на финмодели можно просчитать, на сколько увеличится средний чек, если при каждой покупке машины менеджеры будут продавать автоковрики. А скачать бесплатный шаблон финмодели можно здесь ↓
[FORM PRESET="I"-"Шаблон финмодели"/]
Фактор 3. Рынок и конкуренты
На маржинальность автодилера также влияют рынок и конкуренты. Здесь важно оценивать свои цены относительно других ребят, потому что:
-
если завышать цены — клиенты уйдут к конкурентам;
-
если занижать цены — бизнес получит поток продаж, но будет работать с меньшей маржинальностью.
↑ Чтобы не уходить в крайности, стоит ставить такие цены, что позволят а) заработать и б) не отпугнуть клиентов.
Фактор 4. Скидки на автомобили и акции салона
Запуская акции, автодилер привлекает клиентов и увеличивает продажи — это часто дает рост маржинальности. Но есть и риски: сработать в минус и раздать вместе со скидками всю свою маржу.
Чтобы не сработать в минус, важно заранее просчитать эффект от скидок и акций на финансовой модели. А ещё — прочитать нашу статью → Как правильно давать скидки, чтобы не раздарить всю прибыль
Фактор 5. Ликвидные авто на складе
Ликвидные автомобили — это те, что быстро и легко продаются. Если дилер закупает такие, то он:
-
снижает затраты на хранение автомобилей;
-
поддерживает положительный денежный поток;
-
увеличивает маржинальность;
-
быстрее оборачивает деньги: быстро продает, зарабатывает, закупает и снова продает, зарабатывает, и так по кругу.
А вот с неликвидом всё грустно и невкусно:
-
дилер замораживает деньги в автомобилях, которые никто не покупает;
-
тратится на хранение авто;
-
тратится на оклады продавцов, но не получает продаж;
-
попадает в кассовые разрывы, потому что деньги заморожены в машинах и их попросту нет на счетах.
Писали о ликвидных запасах и оборачиваемости в других статьях:
Фактор 6. Продажи дополнительного оборудования
Наценка дилера на машины небольшая, поэтому важно добирать маржинальную прибыль товарами и услугами, в которых наценка повыше ↓
Товары:
-
коврики;
-
резина и диски;
-
защита двигателя, КПП и другие.
А услуги могут быть такими:
-
установка автосигнализации;
-
установка мультимедиа;
-
оформление полисов ОСАГО и КАСКО, и так далее.
Эти товары и услуги увеличивают средний чек от продажи автомобиля, что в итоге хорошо влияет на маржинальность — дилер в сумме получает больше прибыли.
10 способов повысить маржинальность автосалона: с новыми и подержанными авто
Итак, мы разобрались с тем, что влияет на маржинальность автосалонов. Теперь — о том, как ее повысить. Способов много, каждый подойдет как салону с новыми автомобилями, так и дилеру авто с пробегом ↓
Способ 1. Использовать систему мотивации
Система мотивация нужна, чтобы сотрудники салона были заинтересованы в продажах, а не просто ходили на работу. Тут дилеры действуют двумя способами:
-
создают систему мотивации с нуля — прописывают материальную и нематериальную мотивацию для отдела продаж. Например, переводят на зарплату в несезон и дают премию лучшему продажнику в конце месяца;
-
пересматривают систему мотивации под новые условия. Например, если дистрибьютор увеличил план, продажи начали падать в несезон или менеджеры получают слишком большую комиссию, которая сжирает часть прибыли.
→ Кейс. Стали платить менеджерам автосалона меньше и при этом избавились от текучки
Способ 2. Предлагать клиентам дополнительные услуги
Часто автосалоны работают с невысокой маржой — на базовые комплектации новых автомобилей маржа составляет всего пару процентов. Не разгуляешься.
И чтобы автосалон в итоге работал с прибылью, важно продумать ассортимент дополнительных услуг — с высокой маржой. Например, предлагать:
-
страховки и кредиты;
-
защиту кузова;
-
тонировку;
-
оклейку антигравийной пленкой;
-
обработку днища автомобиля антикоррозийным средством и так далее.
Способ 3. Продавать дополнительное оборудование
Принцип такой же, как с товарами и услугами. Но фокус именно на оборудовании — это, например:
-
аудиосистемы;
-
сигнализации с автозапуском;
-
зимняя резина, диски и так далее.
Чтобы менеджеры салона были заинтересованы продавать услуги и товары, важно привязать к этим продажам их систему мотивации. Например, платить процент за каждую проданную услугу или поставить отдельный план по продаже допов и платить премию за его выполнение.
Способ 4. Следить за ценами
Автодилеру стоит следить за ценами, чтобы ставить такие, которые позволят бизнесу покрывать расходы и получать прибыль.
А дилерам, которые продают машины с пробегом, также важно:
-
мониторить сайты продажи объявлений, чтобы всегда быть «в рынке»;
-
устанавливать конкурентные цены;
-
включать в стоимость авто затраты на выкуп и предпродажную подготовку, чтобы не продавать ниже себестоимости.
Способ 5. Снижать переменные расходы
Снизив переменные расходы, автосалон сможет увеличить прибыль, а значит, и маржинальность. Правило работает так: чем меньше бизнес тратит — тем больше в итоге зарабатывает. Здесь стоит посмотреть, на чем автосалон может сэкономить. Например:
-
договориться с поставщиками дополнительного оборудования и расходников — о скидках, либо найти тех, у кого дешевле;
-
снизить расходы на эквайринг — принимать платежи от клиентов через СБП.
Способ 6. Улучшать клиентский сервис
Клиентский сервис улучшают, чтобы получить больше довольных клиентов. Это поможет бизнесу:
-
увеличить вероятность, что клиенты посоветуют дилера друзьям или сами придут в следующий раз;
-
снизить расходы на рекламу за счет работающего сарафанного радио;
-
получить довольных клиентов, которые будут покупать больше и не станут просить скидку.
Вот что можно сделать:
-
регулярно обучать сотрудников — менеджеров, администраторов и коммерческий персонал;
-
продавать авто в кредит, чтобы стимулировать спрос + чтобы покупателям не приходилось никуда ехать для оформления;
-
проводить опросы качества, чтобы находить и решать проблемы;
-
создавать комфортную зону ожидания — установить удобные кресла и диваны, телевизор, кулер, кофемашину и так далее.
Способ 7. Управлять складскими запасами
Для управления запасами советуем мониторить остатки на складе — анализировать, какие авто продаются за неделю, а какие стоят по несколько месяцев. Это поможет:
-
увеличить оборачиваемость запасов — находить неликвидные автомобили и мотивировать менеджеров их продавать;
-
не заказывать авто, которые долго стоят на складе, а вместо этого — покупать ликвидные автомобили, которые проще и быстрее продаются.
Способ 8. Давать гарантию
Дилеры могут давать гарантию на новые авто и машины с пробегом, чтобы привлечь покупателей и поднять маржинальность. Для этого с клиентом заключают договор на обслуживание машины в сервисе дилера. Гарантия может быть двух видов:
-
на пробег — например, 10 000 км;
-
на время — например, 1 год.
Способ 9. Принимать авто в трейд-ин
Трейд-ин — это когда салон выкупает старый автомобиль клиента и одновременно делает скидку на новый. Трейд-ин помогает:
-
стимулировать клиентов к покупке автомобилей;
-
получить поток подержанных авто по выгодной цене;
-
зарабатывать на перепродаже машин, принятых по трейд-ин.
Способ 10. Анализировать эффективность маркетинговых каналов
Дилеры проводят анализ рекламных каналов, чтобы не сливать бюджет на продвижение салона и находить лучшие способы достучаться до клиентов. Анализ помогает:
-
сосредоточиться на каналах продаж, которые приносят максимум лидов и показывают хороший ROMI;
-
предлагать клиентам более привлекательные условия;
-
вкладываться в рекламу тех автомобилей, что приносят больше прибыли;
-
добиться в итоге роста продаж и маржинальности.
Как повысить маржинальность автосалона: в двух словах
-
Маржинальность автосалона — это доля выручки, которая в итоге становится маржинальной прибылью.
-
Маржинальность помогает оценить эффективность работы дилера: чем больше выручки превращается в прибыль, тем эффективнее дилер.
-
На маржинальность автосалона влияют шесть факторов: количество продаж авто, средний чек, рынок и конкуренты, скидки покупателям, ликвидные авто на складе и продажи допов.
-
Чтобы увеличить маржинальность, автосалоны могут внедрить систему мотивации, продавать дополнительные услуги и оборудование, следить за ценами, снижать переменные расходы, улучшать клиентский сервис, управлять складом, давать гарантию на машины, принимать авто по трейд-ин и анализировать маркетинговые каналы.
Поможем увеличить прибыль автосалона
Финдиры Нескучных финансов умеют работать с самым разным бизнесом — от автосалонов до строительных компаний. Они знают, как контролировать расходы, увеличить маржу и чистую прибыль. Вот как они уже это делали:
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ поможет именно вашему бизнесу, — это онлайн-экскурсия. Бесплатная и ни к чему не обязывающая ↓
Комментарии