Как нанять нормального финансового директора

Александр Афанасьев
Александр Афанасьев
сооснователь НФ
Светлана Дучак
Светлана Дучак
редактор

Представьте, предприниматель просмотрел сотни резюме, провел с десяток собеседований, выбирал-выбирал, и нанял-таки финансового директора. И вот они работают вместе уже полгода, но что-то явно идет не так: есть какие-то отчеты, таблички, но предприниматель в них ничего не может понять. 

Финдир постоянно занят и на любой вопрос отвечает очень умными словами: ДДС, ОПиУ, кэшфлоу, ROI, ROA, ROEM, ПШШБДРБДДС. Звучит как профи, но кассовые разрывы никуда не делись, прибыль не увеличилась, да и вообще в компании ничего не поменялось: что есть финдиректор, что его нет.

Кажется, предприниматель нанял не того человека. Давайте разбираться, что нужно было делать, чтобы нанять того.

1. Не смотреть на диплом! 

Диплом финдиректора не показатель знаний и навыков. По нашему опыту, даже красный диплом известного экономического университета не гарантирует, что финдир что-то понимает в финансах. 

Диплом точно означает лишь то, что финдир отсидел все пары, переписал конспекты и сдал экзамены. 

2. Дать задачку на расчет прибыли

При найме финдиректора важно оценить его профессиональные навыки и знания. Но как это сделать, если сам не разбираешься в финансах? Есть простой способ — задачка на подсчет прибыли. 

Такая задачка покажет, отличает ли финдиректор деньги от выручки и понимает ли, что такое подсчет прибыли по обязательствам. Потому что по деньгам в кассе предприниматель может и сам посчитать.

Подробнее о том, чем деньги отличаются от выручки, при чем тут обязательства и что такое прибыль, мы рассказывали в другой статье: Как навсегда отлепить деньги от обязательств и понять, что такое прибыль на самом деле

Предлагаем использовать нашу задачку для проверки финдиректоров — в ней десяток операций: поступление денег на счет, выплата зарплаты, оплата за товар, покупка основных средств, кредиты. И финдиректору нужно посчитать прибыль по этим операциям. 

Задачка на подсчет прибыли в гугл-доке: создайте копию и попросите финдиректора рассчитать прибыль

Попробуйте сначала сами решить эту задачку, чтобы понять, что она не так проста, как кажется на первый взгляд. 

А вот правильный ответ:

Это очень простое задание для финансового директора. Но, по нашему опыту, пять, а то и шесть человек из десяти не могут его выполнить.

Мы не просто так даем задачку именно на подсчет прибыли: вы, как предприниматель, отвечаете за прибыль и управление ею, а финдиректор — за то, чтобы прибыль считалась правильно.

3. Выяснить, как финдиректор мыслит: процессом или результатом

Дальше нужно выяснить, как финдиректор мыслит. Существует два типа людей:

  • те, кто мыслит процессом — процессники — получают удовольствие от процесса, делания;
  • те, кто мыслит результатом — результатники — получают удовольствие от законченной работы, любят не делать, а «сделывать».

Важно, чтобы финдиректор мыслил результатом, тогда он будет сфокусирован и компания ощутит результаты от его работы. Чтобы проверить, как мыслит кандидат, можно задать простой вопрос: 

А что будет результатом вашей работы?

Процессник ответит как-то так:

👎 Я буду собирать таблички с отчетами, например, ДДС, ОПиУ и баланс. Составлять бюджет и разрабатывать операционные отчеты

Этот ответ показывает, что человек ориентирован на процесс: собирать, составлять, разрабатывать — это всё делать, а не сделать.

Результатник в идеале ответит примерно так:

👍 Результат моей работы — обеспечить вас как собственника оперативной управленческой информацией к 5 числу каждого месяца. Моя задача — сделать так, чтобы у вас были три отчета, которые показывают правду, читаемы и понятны. И по которым вы сможете принимать управленческие решения

Обычно, если кандидат не может ответить, что будет результатом его работы, а начинает уходить в действия: собирать, составлять, разрабатывать — это плохой сигнал. Нельзя сказать, что такой человек совсем не подойдет, но лучше отдавать приоритет тем, кто мыслит результатом.

4. Проверить, комфортно ли вам коммуницировать с финдиректором

По нашему опыту, от профессиональных знаний финдиректора эффективность работы зависит лишь на 20%, остальные 80% приходятся на коммуникативные навыки. Важно, чтобы финдир мог понятно донести свои мысли и идеи до предпринимателя, а тот — понять их и внедрить. Иначе толку от тандема не будет.

Чтобы проверить, комфортно ли вам будет общаться с финдиректором, стоит дать ему небольшое задание — что-то вроде тестового. Например, попросить составить финансовую модель вашего бизнеса, провести ABC-анализ складских запасов или оптимизировать расходы.

Небольшое тестовое задание покажет:

  • как кандидат задает вопросы;
  • как он реагирует на ваши неудобные вопросы;
  • как строит коммуникацию;
  • понятно ли презентует результаты работы;
  • готов ли объяснять сложные термины и логику расчетов;
  • комфортно ли вам с ним работать и общаться.

Если после объяснений финдира предприниматель не может принять управленческое решение, всё будет зря: таблицы, конечно, наполняются, цифры крутятся, но что с этим всем делать дальше непонятно.

Тестовое задание поможет сформировать общее представление о кандидате, увидеть, как он проявляет себя в деле и понять, комфортно ли вам с ним работать.

5. Понять мотивацию кандидата

Мотивация — это то, ради чего кандидат будет приходить на работу. мотивацию можно разделить на три уровня:

  • деньги — низший уровень. Человек просто обменивает свое время на зарплату;
  • удовольствие — средний уровень. Человеку нравится его работа, его дело;
  • большая цель — высший уровень. Человек хочет решать сложные задачи, самореализовываться и вместе с компанией достигать большой цели.

Хорошо бы, чтобы кандидат был хотя бы на среднем уровне мотивации. Но и мотивация в виде денег тоже нормальная история, тогда собственнику нужно будет постепенно повышать уровень мотивации сотрудника. Для этого, кстати, важно самому для начала сформулировать цель компании.

***

Итак, у нас получилось 5 факторов, на которые стоит обращать внимание при найме. Конечно, в разных компаниях приоритет отдается разным факторам: кому-то важнее личные качества, кому-то — мотивация или только профессиональные навыки. 

Но оценивая кандидатов по этим 5 параметрам, вы можете для себя сформировать общее представление о нем и понять, стоит ли брать его в команду.

А можно просто начать работать с нашим финдиректором

Вы можете сами найти финдиректора с помощью советов из этой статьи, но всё же мы не гарантируем, что он будет профессионалом. А можете нанять 100% профи — финдиректора «Нескучных финансов». Мы его уже отобрали и обучили нашей отточенной технологии. Такой финдиректор будет работать с вами на аутсорсе, а не в штате — это значит, что налоги, страховые и пенсионные отчисления, отпуска, больничные и обучение финдира будут не вашей проблемой (а нашей задачей).

Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от строительных компаний до брендов одежды и айти-проектов. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов. А еще — они говорят на простом языке и умеют понятно объяснять все финдиректорские штучки.

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
Оцените статью:
Опубликовано: 27.12.21 Просмотров: 524
Подписаться на статьи
Телеграм канал

Самые интересные

27 июля 2019
1 248

Почему цена аутсорса такая же, как у специалиста в штате?

Скрытые выгоды аутсорса

2 мин.
Читать статью
13 марта 2020
13 392

6 показателей, которые должен считать каждый собственник

Чтобы не хлопать глазами при виде отчетов, а управлять бизнесом на основе цифр

3 мин.
Читать статью
07 июля 2019
4 732

Когда можно забить на учет

7 практических советов

4 мин.
Читать статью
25 июня 2021
2 094

Этапы финансового планирования. 6 шагов от цели к бюджету

Почти во всех компаниях, с которыми мы работаем, сначала не было финансового планирования. Как правило, собственники пробовали разок запланировать выручку и прибыль, у них не получалось и они бросали. А зря. Хорошая новость: с этими компаниями мы со временем выходим на точность планирования от 80%. Не сразу, но все же выходим. В этой статье мы […]

5 мин.
Читать статью
10 июля 2019
2 780

Собственный капитал — главный показатель эффективности бизнеса

Выручка, прибыль, деньги на расчетном счету — это важные показатели. Но они ничего не говорят о том, успешен ли он. Можно годами работать, и со стороны даже хорошо работать, но по факту результат — нулевой.

3 мин.
Читать статью
29 мая 2020
23 734

Список основных финансовых показателей предприятия

Как не упустить важное о финансах компании

4 мин.
Читать статью