Если не планировать и не согласовывать платежи, в компании начнется финансовый бардак: будет непонятно, когда и за что платить, какие платежи важнее, а какие могут подождать, и почему в очередной раз возник кассовый разрыв. В статье разбираемся, как грамотно организовать согласование платежей.
Обновили статью в марте 2025. Детально разобрали порядок согласования платежей, чтобы вы могли избежать ошибок, сэкономить время и повысить контроль над денежными потоками и ответили на самые частые вопросы собственников.
Содержание
Автоматизация согласования платежей
Согласование платежей в компании: часты вопросы собственников
Согласование платежей в компании: в двух словах
Поможем настроить финансовые процессы в компании
Зачем согласовывать платежи
Согласование платежей — это часть финансового планирования в компании. Представьте ситуацию, когда в компании не настроен процесс согласования платежей:
Менеджеру отдела рекламы нужно оплатить Яндекс-директ, он идет к своему руководителю, тот говорит, что, конечно, да.
Менеджер отправляется к финансовому директору, и выясняется, что денег нет: только что отдел закупки попросил оплатить партию товара.
Отделы между собой траты не согласовали, а финдиректор принял решение, не видя всей картины. В итоге в компании просела реклама, количество лидов и клиентов уменьшилось. И товар, на который потратили деньги, продавать стало некому.
Если не планировать и не согласовывать платежи заранее, а приносить финансовой службе в хаотичном режиме, финменеджер не сможет распределять поступления и траты, и компания окажется в долгах — либо кредиторам, либо контрагентам.
Кроме этого, в беспорядочной системе сложно оценить важность платежей и их приоритет: что нужно оплатить срочно, а что пока терпит. В итоге есть риск, что компания купит новый диван, но не оплатит Яндекс-директ — и останется без клиентов.
Порядок согласования платежей
Процесс работы с платежами начинается задолго до самих оплат. Ежегодно компания составляет план на год, а затем — на квартал. Вот так выглядит финансовый план НФ на 2025 год:
Финансовый план завязан на цели и задачи компании. Объясним на простом примере:
Швейный цех «Ольга» хочет повысить выручку в два раза
↓
Чтобы повысить выручку, нужно больше шить и продавать
↓
Чтобы больше шить, нужно закупить оборудование и нанять еще сотрудников
↓
Чтобы больше продавать, нужны бюджет для маркетинга и менеджеры отдела продаж
↓
Расходы на оборудование, маркетинг и новых сотрудников нужно заложить в бюджет
Финансовый план регулярно пересматривают и корректируют, например, если поменялись цели или произошел форс-мажор и нужно урезать расходы.
В рамках финансового плана формируется бюджет каждого отдела, например, отдела рекламы. Здесь тоже могут быть корректировки: например, изначально заложили 2 млн ₽ на продвижение через агентство, но затем посчитали, что выгоднее это делать самим.
Чтобы отдел работал, ему нужно оплачивать расходы, например, закупать таргетинговую рекламу. Эти платежи не берутся из воздуха, а идут в рамках бюджета. Их собирают заранее, до начала платежного месяца, в отдельном операционном отчете — например, в Нескучных это Реестр сбора платежей:
Что тут важно:
-
каждый отдел сам заполняет свои платежи — обычно это делают руководители или ответственные за это сотрудники;
-
в Реестре собирают регулярные запланированные платежи — это важная часть финансового планирования и порядка;
-
у каждого платежа проставляется дата — это нужно для финансовой службы, чтобы они понимали, когда и что оплачивать;
-
благодаря Реестру руководитель отдела, вышестоящее руководство и финансовая служба видят, что и когда нужно оплатить.
Реестр сбора платежей — это инструмент планирования, в него добавляют все оплаты, которые нужны отделам для работы. Раз в месяц руководители департаментов, финансовый и генеральный директора обсуждают эти платежи и корректируют.
На встрече руководители департаментов рассказывают, на что им нужны деньги, и согласовывают эти траты. В этот момент могут перенести некоторые запланированные платежи или, наоборот, возникнуть расходы, которых в годовом бюджете не было, но сейчас это важно оплатить. После этого директорат смотрит и согласовывает выплаты.
Утвержденные платежи собираются в Реестре счетов на оплату. В нем также указывают, были ли они запланированы в годовом бюджете и Реестре сбора платежей на месяц. Это нужно, чтобы затем оценивать точность планирования.
Также в Реестре счетов на оплату можно поставить пометку «Срочно», если платеж необходимо провести побыстрее. Например, если на телефонии закончились деньги, и работа отдела продаж приостановилась.
Вот как выглядит Реестр счетов на оплату:
Кроме Реестра компании используют такой инструмент, как заявка на выделение средств. С помощью этой заявки можно аргументировать, зачем нужны деньги, если платеж не был согласован ранее. В ней прописывают:
-
кто и из какого отдела подает заявку;
-
на что нужны деньги и какую пользу принесут эти траты;
-
какая сумма нужна и когда.
В НФ есть шаблон такой заявки, которым пользуются сотрудники:
Ссылку на файл с заявкой добавляют в строчку с платежом в Реестре счетов на оплату.
В итоге согласованные и утвержденные платежи попадают в платежный календарь — операционный отчет, который нужен, чтобы соотносить поступления и траты и не допускать кассовых разрывов.
Выглядит он так:
В платежном календаре финансовая служба смотрит, что можно перенести, а что важно оплатить побыстрее. В итоге все платежи проходят тогда, когда нужно, при этом на них есть деньги.
Автоматизация согласования платежей
Компании сами решают, с помощью каких инструментов работать с платежами. Можно использовать гугл-таблицы, потому что их удобно адаптировать под задачи и процессы компании.
Также можно работать с автоматизированными сервисами: Финансист, Адэск, Финтабло, Финоко. По опыту, автоматизированные сервисы больше подходят небольшим компаниям, потому что их сложнее адаптировать под внутренние процессы.
Согласование платежей в компании: частые вопросы собственников

Эксперт Анна Пенчукова
Руководитель отдела аналитики НФ
Как сделать так, чтобы платежи согласовывались быстро, но при этом никто не украл все деньги?
Вот вам формула успеха:
Лимиты: установите лимиты на суммы, которые можно согласовать без вашего участия.
Контроль: внедрите двухэтапное подтверждение (например, финансист + руководитель отдела).
Аудит: регулярно проверяйте платежи выборочно. И помните: если вы не доверяете своей команде, то проблема не в платежах, а в кадрах.
Почему я, как собственник, должен согласовывать платежи за канцелярские скрепки? Это вообще нормально?
Нет, это ненормально. Если вы согласовываете каждую мелочь, то либо у вас слишком много свободного времени, либо процесс выстроен неправильно. Делегируйте! Установите лимиты: например, до 10 000 рублей — согласовывает менеджер, до 100 000 — руководитель отдела, а выше — уже вы. Иначе вы рискуете превратиться в «человека-скрепку».
Можно ли вообще обойтись без согласования платежей? Или это утопия?
Утопия — это когда платежи вообще никто не контролирует. Но можно максимально упростить процесс:
-
автоматизируйте рутину (например, регулярные платежи с фиксированной суммой);
-
внедрите предварительное бюджетирование, чтобы платежи были предсказуемыми;
-
доверяйте, но проверяйте: раз в месяц просматривайте отчеты, чтобы быть в курсе.
Согласование платежей в компании: в двух словах
-
Согласование платежей — это часть финансового планирования в компании.
-
Если не планировать и не согласовывать платежи заранее, компания не сможет распределять поступления и траты и окажется в долгах — либо кредиторам, либо контрагентам.
-
Без планирования и согласования сложно оценить важность платежей и их приоритет: что нужно оплатить срочно, а что пока терпит.
-
Процесс работы с платежами начинается с ежегодного финансового планирования. Каждый месяц этот план актуализируется с поправкой на реальность.
-
Будущие платежи фиксируют в Реестре сбора платежей. Раз в месяц руководители департаментов, финансовый и генеральный директора обсуждают эти платежи и корректируют.
-
Утвержденные платежи можно вносить в Реестр счетов на оплату. Если платежи не утвердили, нужно подготовить заявку на выделение средств и добавить ее и платеж в Реестр.
Поможем выстроить финансовые процессы в компании
Финдиры «Нескучных финансов» знают, как организовать работу с планированием и согласованием, наладить коммуникацию между отделами и выстроить любые финансовые процессы. Кроме этого, они могут помочь:
-
найти деньги, когда их нет;
-
выбраться из убытков;
-
обеспечить стабильный денежный поток;
-
фокусироваться только на выгодных сделках;
-
избавиться от кассовых разрывов;
-
увеличить прибыль;
-
масштабироваться.
Вот как это обычно бывает:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с предпринимателями из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия. ↓
Комментарии