

Однажды кое-кто вложил в диджитал-агентство 10 млн рублей, проработал три года и получил всего 1,2 млн рублей прибыли — это 4% годовых. Проще было бы положить деньги на вклад, получать столько же прибыли, но совсем ничего не делать: никаких тебе дедлайнов, клиентов и подчиненных. Но кое-кто об этом никогда не узнает, потому что не анализирует финансовые вложения
Анализ финансовых вложений — это оценка трех метрики, которые показывают, насколько окупаются вложения в бизнес. Да, вот такое очевидное определение! Анализ вложений нужен предпринимателям и инвесторам, чтобы понимать, стоит ли вкладывать деньги в бизнес или лучше положить на вклад в банке. А еще, чтобы оценить, насколько эффективно работает бизнес, в который уже вложились.
Чтобы было проще разобраться в теме, представим, что у нас есть два предпринимателя: Андрей и Инна.
? Андрей — владелец крупного цеха по деревообработке. Он закупает необработанную древесину, делает из нее доски и фанеру, а потом доставляет их заказчикам. У него несколько складов и собственный автопарк.
?♀️ Инна владеет онлайн-школой английского языка. Все процессы в ее бизнесе проходят дистанционно — от найма сотрудников до сдачи отчетности. А преподаватели работают онлайн из разных стран мира.
Дальше подробнее о самих показателях.
Рентабельность собственного капитала (ROE): сколько годовых приносит бизнес
Рентабельность собственного капитала показывает, какой процент годовых приносят собственнику деньги, которые он вложил в бизнес. Например, рентабельность 7% значит, что вложенный в бизнес миллион приносит собственнику 70 000 рублей в год. Что, очевидно, маловато.
Еще рентабельность показывает, сколько копеек предприниматель получает с каждого вложенного в бизнес рубля. Если рентабельность собственного капитала 7%, значит, с каждого рубля он получает 7 копеек.
Рентабельность собственного капитала считают по формуле:
Чистая прибыль за год / Собственный капитал * 100%
Чистая прибыль — это выручка после вычета всех-всех расходов. Чистую прибыль берем из отчета о прибылях и убытках (ОПиУ):

Собственный капитал — это сумма всего, что есть у компании, кроме кредитов:
стартовый капитал
+ стоимость всего, что было куплено для работы бизнеса, например недвижимости и транспорта. Считают по текущей рыночной цене;
+ деньги из чистой прибыли, которые предприниматель отложил на развитие бизнеса,
+ деньги, которые он вложил в бизнес уже в процессе работы.
Собственный капитал смотрим в отчете, который называется балансом:

Чтобы понять, нормальная ли у бизнеса рентабельность, ее сравнивают с максимальной процентной ставкой по вкладам. В России в 2021 году она около 5%.

Бизнесом выгодно заниматься, если рентабельность собственного капитала больше процентной ставки в два раза. То есть равна хотя бы 10% годовых. Можно ориентироваться на эту схему:

Смотрим:
Рентабельность капитала меньше 5%. Не стоит вкладывать деньги в такой бизнес. Проще его закрыть, а деньги положить на банковский депозит — вложения точно окупятся, рисков нет.
Рентабельность капитала 5−10%. Заниматься таким бизнесом можно, если очень хочется. Прибыль будет примерно равной процентам по вкладу или немного больше.
✅ Рентабельность капитала равна 30% — такой показатель считается оптимальным для России.
Рентабельность капитала 40%. Кайф, класс, красота!
Рентабельность собственного капитала выше 40% — здесь два варианта, нужно разбираться. Либо компания сильно закредитована, тогда она рискует однажды не справиться с выплатами по кредитам и обанкротиться. Либо в компании всё действительно супер: есть такие, в которых рентабельность доходит до 80−120% и без кредитов, но в них и риски выше. Что понять, где какой вариант, нужно смотреть отчеты.
Рентабельность капитала стоит считать раз в месяц. И следить за динамикой: если в компании стабильно высокий ROE, она выглядит финансово устойчивой в глазах инвестора. Это хорошо, потому что так легче привлечь в бизнес деньги на развитие.
Еще свою рентабельность можно сравнить со средней по отрасли. Разные среднеотраслевые показатели раз в год публикует налоговая. Нужно перейти на сайт Налоговой, скачать первую сверху таблицу и сравнить показатели нужной отрасли со своими. Но важно помнить, что налоговая рассчитывает всё по бухгалтерской отчетности, а она — не всегда правдива и точна. |
Небольшие колебания ROE — это повод проверить, как изменился собственный капитал компании или чистая прибыль.
На что ещё обращать внимание при расчете рентабельности капитала:
- Если собственный капитал отрицательный, компания работает в убыток: ее доходы ниже расходов, и рентабельность получается отрицательной. Такой показатель ничего не говорит о состоянии бизнеса, поэтому считать его бесполезно.
- Оценка рентабельности капитала не будет эффективной, если у компании на протяжении нескольких лет были убытки, и только в отчетный период вышла в прибыль. Тогда в этом периоде рентабельность будет супер-высокой, но компания-то всё равно убыточная. Поэтому смотреть рентабельность капитала нужно в динамике.
- Рентабельность капитала может отличаться в зависимости от отрасли. Например, в капиталоемком производстве — это такое, в котором много недвижимости и оборудования, всегда будет более низкий показатель рентабельности, чем в человекоемкой отрасли типа IT.
С теорией разобрались, давайте посчитаем ROE на примере Андрея и Инны.
Рентабельность капитала показывает, эффективно ли работает бизнес
? У Андрея:
чистая прибыль — 1 000 000 ₽
собственный капитал — 5 000 000 ₽
ROE = 1 000 000 / 5 000 000 * 100% = 20%
?♀️ У Инны:
чистая прибыль — 850 000 ₽
собственный капитал — 700 000 ₽
ROE = 850 000 / 700 000 * 100% = 121,4%
У Инны рентабельность капитала в 6 раз выше, чем у Андрея. Чтобы заработать 10 000 ₽, Инне нужно вложить в бизнес 8 253 ₽, а Андрею — 50 000 ₽. Хоть Андрей зарабатывает больше Инны, вкладывать для этого ему приходится в шесть раз больше.
ROE показывает, что Инна ведет бизнес эффективнее. Она вкладывает меньше денег, но лучше использует ресурсы: преподавателей, онлайн-платформу и получает большую отдачу.
А Андрей, хоть и зарабатывает больше Инны, делает это не так эффективно: не на 100% использует дорогие станки, теряет часть древесины, платит сотрудникам за простой.
Но в целом, у Андрея и Инны рентабельность хорошая — их бизнесы эффективны.
Рентабельность активов (ROA): сколько прибыли приходится на 1 ₽ активов
Рентабельность активов показывает, как эффективно в бизнесе работают активы, то есть сколько прибыли приходится на вложенный рубль. Активы — это все, что приносит доход: здания, оборудование, машины, деньги на счетах, товары на складах.
В отличие от рентабельности капитала, рентабельность активов учитывает все-все активы организации: и свои, и заемные.
Рентабельность активов рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль / Активы * 100%
Чистую прибыль смотрим в ОПиУ, активы — в балансе:

ROA в норме, если она больше 10%. Если меньше — компания работает неэффективно. ROA ниже нуля, значит, компания убыточна.
ROA выше 40% говорит об эффективном менеджменте в бизнесе. Если такое значение мы увидим в расчетах у Андрея, то поймем, что станки в его цехах не простаивают, используется абсолютно все инструменты, сотрудники не бездельничают. Прям дивный новый мир.
Рентабельность активов Андрея и Инны
?Считаем ROA на примере Андрея:
Чистая прибыль — 1 000 000 ₽
Активы — 9 800 000 ₽
ROA = 1 000 000 / 9 800 000 * 100% = 10,2%
Увы, дивного нового мира не получилось. Показатель в норме, но есть, над чем работать: сейчас рубль активов приносит Андрею 10 копеек, а хотелось бы побольше.
?♀️А теперь посчитаем для Инны:
Чистая прибыль — 850 000 ₽
Активы — 1 000 000 ₽
ROA = 850 000 / 1 000 000 * 100% = 85%
У Инны все здорово организовано: каждый рубль, который она вложила в активы, приносит ей 85 копеек.
Еще рентабельность активов помогает оценить, может ли компания позволить себе кредит. Если рентабельность больше процента по кредиту, значит, деньги, которые бизнес заработает с помощью этого кредита перекроют проценты по нему. Если же рентабельность меньше ставки по кредиту, то проценту всё сожрут — брать такой кредит невыгодно.
Рентабельность инвестиций (ROI): окупаются ли вложения
Рентабельность инвестиций показывает, окупаются ли вложения в бизнес и какой процент прибыли приносят. ROI можно считать в целом для бизнеса и по отдельным направлениям, например по вложениям в рекламную кампанию, новое оборудование или обучение сотрудников.
Считать ROI полезно и инвесторам, и предпринимателям. Инвесторы смогут понять, насколько выгодно вложились в бизнес, стартап или проект. А предприниматель — насколько окупаются вложения в бизнес целиком или в отдельные его направления, например, маркетинговые акции.
ROI считается по формуле:
Рентабельность инвестиций = Чистая прибыль / Инвестиции * 100%
Чистую прибыль снова берем из ОПиУ, инвестиции — из баланса:

ROI рассчитывают, чтобы принимать верные управленческие решения и не тратить деньги зря. Именно этот показатель говорит, какие вложения окупаются с наибольшей прибылью.
Часто этот показатель используется для оценки эффективности маркетинга. В этом случае стоит пользоваться данными по инвестициям только в конкретную маркетинговую кампанию и чистой прибылью из нее же.
Если ROI равен 100%, значит, инвестиции полностью окупились, но не принесли прибыли; меньше 100% — инвестиции не окупились, больше 200% — вложения окупились и принесли прибыль в размере инвестиций.

Считаем рентабельность рекламы Андрея и Инны
? Андрей сконструировал и запустил новую линейку мебели, и хочет ее прорекламировать через агентство. Его инвестиции в рекламу 100 000 ₽, дополнительная прибыль после ее выхода — 350 000 ₽. Чистая прибыль — 250 000 ₽. Посчитаем рентабельность инвестиций:
(350 000 — 100 000) / 100 000 * 100% = 250 000 / 100 000 * 100% = 250%
Здесь ROI больше 100%, значит, эта рекламная кампания — выгодное вложение денег. Она не только полностью окупилась, но и принесла чистую прибыль в полтора раза больше расходов.
?♀️ Инна запускает рекламу в интернете, но настраивает ее сама. Она тратит 80 000 ₽, сама подбирает картинки, монтирует видео и пишет рекламные тексты. Результат так себе — чистая прибыль всего 48 000 ₽. Посчитаем рентабельность:
48 000 / 80 000 * 100% = 60%
У Инны реклама не только не окупилась, но и принесла убытки.
У рентабельности инвестиций два недостатка
- Показатель дает оценку только по факту — после того, как инвестиции уже вложены. Прогнозировать рентабельность инвестиций можно только приблизительно.
- В больших компаниях бывает невозможно учесть все затраты, и результат расчетов получается неточным. Расходы на рекламу и доходы с нее легко считать в малом и среднем бизнесе, но в крупных фирмах это не всегда получается.
Например, крупная компания вкладывает 10 млн в рекламу на ТВ, прибыль растет, ROI больше 150%, и руководство считает, что вложения суперэффективны. Но на самом деле прибыль растет, потому что блогер в тиктоке рассказал о продукте, хотя его не просили.
Первый недостаток серьезный. Чтобы его сгладить, можно рассчитывать промежуточную рентабельность. Например, инвестиция в 1,5 млн рублей не окупится за пару месяцев. Это долгосрочное вложение в бизнес, его доходность будет известна через год или два. Посмотрим, каким будет ROI спустя месяц, если инвестор получил 200 000 ₽ чистой прибыли:
ROI = 200 000 / 1 500 000 * 100% = 13,4%
Промежуточные показатели рентабельности инвестиций тоже сравнивают с процентом по депозиту. Оптимальное значение в этом случае — выше 10%.
Если рентабельность инвестиций намного выше процентов по банковским депозитам, то компания привлекательна для инвестора.
Мы посчитали все рентабельности для наших героев, пора делать выводы.
ROE | ROA | ROI | |
? | 20% | 10,2% | 250% |
?♀️ | 121,4% | 85% | 60% |
Кажется, раз Инна «выигрывает» по двум показателям, ее бизнес лучше и заниматься им выгоднее. На самом деле бизнес Андрея тоже выгодный и эффективный, но работает он в такой сфере, где более высоких показателей добиться сложно.
Короче, считайте ROE, ROA, ROI
ROE, ROA и ROI — три показателя, которые помогут оценить эффективность вложений в бизнес:
ROE покажет, какую прибыль предприниматель получает с каждого вложенного рубля. Хорошо, когда ROE хотя бы больше 10%.
По ROA можно будет оценить, как хорошо в бизнесе устроен менеджмент. Классно, если ROA тоже больше 10%, вообще отлично, если он больше 40%.
ROI поможет понять, насколько выгодно вкладываются деньги в те или иные проекты. Для инвесторов хорошо, если ROI больше 10%, для предпринимателя — больше 100%.
Считать каждый показатель нужно раз в месяц. Тогда они помогут оценить динамику в бизнесе и подскажут, развивается он или нет.
