27 декабря 2022
Система

Как с пользой подводить
итоги года​ в бизнесе

Краткая инструкция, как подвести итоги года. 

✔ Шаг первый — написать пост и похвалиться многомиллионным доходом. 

✔ Шаг второй — посчитать выручку, прибыль, расходы, эффективность сотрудников и удалить пост. 

Шаг 1. Оценить годовую выручку и прибыль

Главное в подведении итогов — понять, чем компания занималась весь год. Здесь есть варианты: работала в прибыль, приносила убытки или стояла на месте. 

Чтобы понять, как прошел год для бизнеса, нужно посмотреть ОПиУ — отчет о прибылях и убытках. Об этом отчете мы говорим чуть ли не в каждой статье, поэтому, надеемся, у вас он есть. 


Если у вас нет шаблона ОПиУ, возьмите наш 

Итак, ОПиУ ведут весь год, а к концу года получают годовую прибыль. 

Итоговую прибыль за год сравнивают с двумя показателями:

  • Фактической прибылью за прошлый год — в прошлом году было 10 млн, в этом году 15 млн, мы красавчики.
  • Планами на этот год — если план выполнили от 80 до 120%, мы тоже красавчики. Если меньше 80% или больше 120%, нужно разбираться, насколько реальные планы были поставлены и как компания работала. Это не про математику, а про рефлексию. 

Если плана на этот год не было, самое время запланировать прибыль на следующий год. План должен быть реальным, но с вызовом — чтобы было к чему стремиться. 

Кроме прибыли, в ОПиУ также смотрят выручку — и также сравнивают ее с фактической выручкой за прошлый год и с планом на этот год. 

Отдельно можно оценить рентабельность по месяцам: посмотреть, в какие месяцы рентабельность была высокой, а в какие — проваливалась. И здесь тоже не про расчеты, а на подумать: почему так получилось, возможно, компания сделала слишком много скидок и ушла в убыток или неудачно сменила поставщика.

Шаг 2. Посмотреть долю административных и коммерческих расходов

Усложним задачу: допустим, в прошлом году выручка была 10 млн, в этом году — 20 млн. Может показаться, что мы снова красавчики, но как бы не так. С ростом выручки могут вырасти и расходы, которые съедят разницу. 

Запомните общее правило: с ростом выручки доли коммерческих и административных расходов должны падать.

Напомним, что есть что:

  • коммерческие расходы — это реклама, маркетинг, зарплаты менеджеров по продажам и директора отдела продаж;
  • административные — бухгалтерия, аренда офиса, закупка канцтоваров, зарплата гендиректора. 

Эти расходы могут увеличиваться, например зарплаты сотрудников, но в любом случае выручка должна расти быстрее. 

Разберем на примере:

У компании «Огурцы» выручка 10 млн, административные и коммерческие расходы — 2 млн. 

Считаем: 2 / 10 = 20% — это доля расходов в выручке.  

В этом году расходы выросли до 3 млн, а выручка — до 20 млн. 

Считаем: 3 / 20 = 15%. 

Получается, в абсолютных цифрах расходы растут, но в соотношении мы видим, что у компании всё хорошо: расходы относительно выручки уменьшаются.

Бывает наоборот: выручка выросла, но расходы выросли еще сильнее. Например, выручка стала 20 млн, а расходы 5 млн. Тогда доля расходов в выручке становится уже 25%. 

И получается, что раньше компания могла получить выручку меньшими расходами. Это значит, что теперь она работает не так эффективно, а рентабельность по чистой прибыли уменьшается. 

Шаг 3. Посчитать выручку на сотрудника

Идем дальше и смотрим, не зря ли наняли в этом году новых сотрудников. Или, может, в следующем году с ними придется попрощаться. 

Для этого считаем выручку на каждого сотрудника:

В компании «Томат» вот уже несколько лет работает 50 человек, а ежегодная выручка бизнеса — 10 млн. 10 млн / 50 чел. = 200 000 ₽ — столько денег принес каждый сотрудник. 

В этом году компания стала расти: выручка поднялась до 15 млн, а на работу взяли еще 50 человек. 15 млн / 100 чел. = 150 000 ₽ — столько денег принес каждый сотрудник в этом году. 

Получается, компания могла зарабатывать больше денег меньшим количеством людей, а сейчас несет лишние расходы. И то, что формально выручка выросла, еще ничего не значит. 

Выручку на сотрудника можно считать как на всех сотрудников, так и на только коммерческий блок — менеджеров по продажам, директора. Но смысл такой же: если сотрудников стало больше, выручка должна вырасти, иначе зачем компании столько людей. 

Шаг 4. Оценить остатки денег на счетах

Еще один отчет, который поможет подвести итоги года, это отчет о движении денежных средств, или ДДС. Если его нет, можно смотреть выписки по счетам. 


Если у вас нет шаблона ДДС, его тоже можно взять у нас

Итак, в отчете ДДС нас интересует раскладка за год по месяцам: сколько было поступлений, оплат и главное — сколько денег оставалось каждый месяц. 

Если видим, что какие-то месяцы провалились, например из-за сезонности бизнеса, их нужно взять на заметку:

  • отложить деньги заранее, когда есть хорошие поступления — чтобы поддерживать бизнес в несезон; 
  • запланировать возможный кредит — отметить себе, что в таком-то месяце потребуется кредит, и заранее оформить его.

В целом это нужно, чтобы заранее спланировать, как компания будет выходить из ситуации, если в следующем году она повторится. 

Шаг 5. Понять, насколько эффективно работают деньги

И финально: в конце года стоит посчитать рентабельность капитала — чтобы понять, насколько эффективно работают деньги. 

Рентабельность капитала считают по формуле:

Чистая прибыль за год / Собственный капитал * 100%

Например, компания заработала за год 20 млн рублей, при этом предприниматель вложил в нее 10 млн. Считаем по формуле:

20 млн / 10 млн * 100% = 20%

Этот результат сравнивают с результатом прошлого года, а также с банковскими процентами и тем, сколько зарабатывают конкуренты по отрасли. Если по депозитам банки дают 7%, а наш предприниматель смог заработать 20% годовых, он неплохо потрудился.

Другой вопрос — если рентабельность оказалась бы 5%. Вот тут стоит задуматься, а нужен ли этот бизнес, если на кошках можно больше заработать.

В любом случае собственнику бизнеса нужно сесть вместе с финдиректором и продумать, как в следующем году они могут увеличить рентабельность капитала, и составить план. Если что, наши финдиры могут с этим помочь. 

Коротко

Итак, как подвести итоги года и что делать с этим знанием в следующем году. 

Оценить годовую выручку и прибыль → запланировать, сколько компания хочет заработать в следующем году. С вызовом себе. 

Посчитать долю административных и коммерческих расходов относительно выручки → проанализировать, есть ли перекосы, и запланировать на следующий год выровнять это соотношение. 

Посчитать выручку на сотрудника → уволить бездельников. 

Оценить остатки денег на счетах за каждый месяц → заложить бюджет на провальные месяцы. 

Посчитать эффективность капитала → продумать вместе с финдиром, как повысить рентабельность в следующем году. 

И написать пост с итогами года в соцсети, конечно! 

Поможем с итогами года

Если хотите, чтобы в следующем году было чем гордиться, наши финдиры помогут. Смотрите, что они уже сделали в разных компаниях:

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия ↓

Увидите, где вы теряете до 40% прибыли

Бесплатная онлайн-встреча с финансовым директором для предпринимателей




    Для собственников бизнеса с выручкой от 5 млн рублей в месяц

    ✔️ Готово: ваша заявка на онлайн-встречу с финдиром принята!

    В течение рабочего дня позвоним вам, чтобы уточнить детали и подобрать удобное для встречи время. Если не дозвонимся, то напишем в мессенджеры и на почту.

    #итоги года #прибыль
    Опубликовано: 27.12.22 Просмотров: 2 118

    Читайте также

    Бесплатно
    Барсетка: 16 шаблонов для финучета
    Бесплатно
    Управленка: курс по финансам
    Бесплатно
    Деньги под контролем: курс по ДДС
    Бесплатно
    Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс