Онлайн-практикум по финуcheту
13.09.2024
Бизнес-процессы
Все статьи

Как контролировать расходы на курьеров и доставку: взгляд финдира

Наталья Подгорбунская
Финансовый директор Нескучных финансов
Наталья Подгорбунская
Денис Конюхов
Редактор
Как контролировать расходы на курьеров и доставку: взгляд финдира
  • 527

Расходы на доставку и курьеров считают, чтобы понимать, какой способ доставки выгоден для бизнеса. Рассказываем, на какие факторы смотреть при выборе способа доставки товара и как снизить расходы на курьеров.

Содержание

Шесть факторов, чтобы выбрать между своей доставкой и курьерами на аутсорсе

Как посчитать расходы на доставку: свою и через агрегаторы или аутсорс

Нужно ли включать расходы на доставку в себестоимость

Как снизить расходы на доставку

Как контролировать расходы на курьеров и доставку: частые вопросы собственников

Поможем снизить расходы: на курьеров и не только

Шесть факторов, чтобы выбрать между своей доставкой и курьерами на аутсорсе

Глобально доставка товаров до покупателей может быть своей и на аутсорсе. 

  • Своя служба доставки — это курьеры в штате.

  • Аутсорс доставки — это все возможные варианты доставки через посредников. Сюда относятся и логистические компании, и сервисы вроде Достависта, и услуги агрегаторов вроде Яндекс-еды.

Выбирая между собственной службой доставки и аутсорсом курьерских услуг, бизнесу стоит учитывать шесть факторов ↓ 

Фактор 1. Расходы на доставку

Расходы на доставку и курьеров —  ключевой фактор, на который ориентируются при выборе между своей службой доставки и передачей услуг на аутсорс ↓

→ Своя служба доставки. Когда бизнес нанимает курьера или организует свою службу доставки, ему важно учесть все расходы. Например, такие: 

  • аренда склада или помещения для хранения и выдачи заказов курьерам;

  • расходы на наем, обучение и ФОТ — это и зарплаты курьеров, и оплата координатора по логистике, и медработника, если курьеры ездят на служебном транспорте;

  • покупка формы для курьеров и оклейка авто;

  • ОСАГО или КАСКО на автомобиль;

  • расходы на ГСМ;

→ Доставка на аутсорсе. В этом случае бизнес платит курьерской службе только за определенную доставку заказа. Оплата может быть фиксированной или зависеть от объема посылок.

Фактор 2. Объем доставки и масштабируемость

Бизнес учитывает объем заказов и масштабируемость схемы. Проще говоря, оценивает, сколько доставок сможет развезти один курьер в штате. 

А затем смотрит, как выгоднее масштабироваться при росте продаж: нанимать еще курьеров или подключать доставку на аутсорсе

→ Своя служба доставки. Если в день не больше 5–10 доставок, которые может развезти один сотрудник, — бизнес может выбрать доставку своими силами.

→ Доставка на аутсорсе. Если объем заказов на доставку больше, чем может развезти один штатный курьер, — бизнес передает эти услуги на аутсорс. Здесь заключают договор с курьерской службой, у которой выстроены все процессы: свой автопарк и штат курьеров. Часто так оказывается выгоднее.

А еще аутсорс помогает быстрее масштабироваться: сэкономить на зарплатах курьеров, покупке авто и обслуживании автопарка.

Фактор 3. Стабильность и сезонность спроса на доставку

В доставке есть периоды высокого и низкого спроса, которые тоже стоит учитывать ↓

→ Своя служба доставки. Когда спрос на доставку высокий, собственный штат курьеров рискует не справиться с нагрузкой — а значит, клиенты получат товар позже ожидаемого срока. А когда спрос низкий и заказов нет — бизнес будет нести убытки и платить за простой из своего кармана.

В общем, для организации своей доставки важен стабильный и предсказуемый спрос. 

→ Доставка на аутсорсе. Поможет справиться с сезонным спросом, а в случае низкого спроса бизнес заплатит только за фиксированное количество доставок. 

Еще аутсорс выбирают, чтобы протестировать спрос и прикинуть расходы на свою службу доставки — например, перед открытием интернет-магазина.

Просчитать спрос и нагрузку на службу доставки поможет финмодель бизнеса. Скачать бесплатный шаблон такой финмодели можно здесь ↓

[FORM PRESET="I"-"Шаблон финмодели"/]

Фактор 4. Риски: ДТП, утеря заказов, больничные

Выбирая между своей доставкой и аутсорсом, важно проанализировать риски — они будут разными ↓

→ Своя служба доставки. Когда курьер работает в штате, то все риски от его работы несет бизнес:

  • ДТП. Если курьер попадет в ДТП по своей вине,  расходы на ремонт своего авто, возмещение имущественного вреда и компенсацию морального вреда будет покрывать бизнес.

  • Больничные. Если курьер заболеет и не сможет выйти на смену, бизнес рискует получить срыв сроков по доставке, если срочно не найдет замену.

  • Потери. Бизнес может сделать курьеров материально ответственными и обязать отвечать за сохранность товаров, которые те доставляют.

  • Репутация. Компания сама нанимает, обучает и контролирует курьеров, поэтому может быть уверена, что они будут вежливы, опрятны и не навредят репутации бизнеса.

→ Доставка на аутсорсе. Когда бизнес работает с доставкой на аутсорсе, то большинство рисков берет на себя курьерская служба:

  • ДТП. Если курьер на аутсорсе попадет в ДТП, расходы будет покрывать курьерская служба.

  • Потери. Грузы, которые передаются на аутсорс, обычно страхуют: если при доставке товар повредится, бизнес получит компенсацию от курьерской службы.

  • Репутация компании. Доставка на аутсорсе может испортить репутацию бизнеса, если заказы будут теряться, долго висеть «в пути» или курьер нахамит.

Фактор 5. Логистика: кто будет отвечать за маршруты

Выбирая между собственной доставкой и передачей задач на аутсорс, также стоит учитывать, кто будет заниматься логистикой ↓

→ Своя служба доставки. Здесь выделяют сотрудника либо отдел, который отвечает за координацию курьеров — следит, чтобы все вышли на линию, планирует маршрут и решает возникшие проблемы.

А дополнительный сотрудник — это дополнительные расходы.

→ Доставка на аутсорсе. Подрядчик организовывает маршрут и координирует своих курьеров так, чтобы доставить груз в срок. Нанимать отдельного человека не придется.

Фактор 6. Контроль работы

Возможность контролировать работу курьеров — это еще один фактор при выборе способа доставки ↓

→ Своя служба доставки. Здесь бизнес контролирует работу курьеров почти на каждом шагу — может обучить эффективному общению с клиентом, проверять качество доставки и мотивировать самыми разными способами. 

→ Доставка на аутсорсе. Бизнес перекладывает контроль за работой курьеров на подрядчика и не может проверять их напрямую. 

Сказать однозначно, какой вариант доставки лучше, невозможно. Здесь нужно соотносить каждый фактор с конкретной компанией, ее потребностями и возможностями.

Как посчитать расходы на доставку: свою и через агрегаторы или аутсорс

Какой бы способ доставки не выбрал бизнес, важно учесть расходы. Еще лучше — сначала просчитать расходы для двух вариантов, а потом уже выбирать. Итак, что нужно учесть ↓

→ Своя доставка: какие расходы учитывать. В варианте с собственной службой учитывают расходы, связанные с доставкой готовой продукции до покупателя. Обычно это:

  • расходы на сотрудников: курьеров, логистов, координаторов доставки, оператора, который принимает заказы, медработника и других;

  • налоги с зарплат;

  • транспортные расходы: покупка автомобиля, страховки, бензин, ГСМ, амортизация и ремонт авто;

  • компенсация расходов на авто, если курьер работает на своей машине, — это бензин, ГСМ, ремонт.

Здесь часть расходов будут постоянными, например, зарплата логиста, налоги с заработной платы, содержание транспорта,  — они не зависят от количества доставок. На всё это придется тратиться, даже если заказов не будет. 

А какие-то расходы будут переменными, например, бензин, бонусы курьерам или их сдельная оплата. В чем разница, подробнее рассказывали в другой статье

→ Доставка на аутсорсе: какие расходы учитывать. Агрегаторы и компании по доставке обычно берут комиссию с каждого заказа. Она может быть как фиксированной, например, 159 ₽ за заказ из кафе, так и зависеть от стоимости посылки, допустим, 20% с заказа. Тут всё завязано на условия контрагента и тарифы.

Комиссия — это единственный расход, если компания выбирает аутсорс. И этот расход переменный: есть заказ — платим; нет заказа — платить не нужно.

Комиссия за доставку может съедать серьезную часть маржи и влиять на прибыль бизнеса не в лучшую сторону. Зато компании не придется тратиться на зарплаты, покупку авто и прочее.

* * *

Чтобы понять, какой вариант принесет бизнесу меньше расходов и позволит больше зарабатывать, советуем взять две финмодели, в обе вбить прогноз по заказам и затем отдельно расходы — в одну на свою доставку, в другую — на аутсорс. И посмотреть, как изменится прибыль в первом и втором случаях. 

Скачать бесплатный шаблон такой финмодели можно здесь ↓

[FORM PRESET="I"-"Шаблон финмодели"/]

Нужно ли включать расходы на доставку в себестоимость

Расходы на доставку товара до покупателя — своими силами, через агрегаторы или аутсорсинговую компанию —  входят в полную себестоимость продукции. Ее еще называют себестоимостью продаж ↓

Подробнее о себестоимости рассказывали в серии статей: 

Как снизить расходы на доставку

Чтобы снизить расходы на доставку, их сначала нужно посчитать. Затем проанализировать и дальше смотреть по ситуации. Сложно, но простых рецептов почти нет. 

Глобально можно сделать так:

  • Постараться перевести как можно больше постоянных расходов в переменные, чтобы не платить, когда заказов нет. Например, перевести курьеров на сдельную оплату с оклада или перейти на аутсорс.

  • Оптимизировать маршруты и графики работы курьеров. Чтобы они доставляли товары максимально быстро, с низким расходом  ГСМ и не простаивали без работы.

  • Переложить оплату доставки на клиентов либо предложить самовывоз. Или сделать доставку бесплатной только для заказов на определенную сумму, допустим, от 5000 ₽.

Но в каждом случае нужно разбираться индивидуально. В этом помогут наши статьи: 

Как контролировать расходы на курьеров и доставку: частые вопросы собственников

Отвечает Наталья Подгорбунская, финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Как отразить расходы на доставку товара в управленческом учете?

Расходы на доставку в управленческом учете попадают в ОПиУ — это отчет о прибылях и убытках. Часть расходов, например, зарплата логиста, попадут в постоянные расходы, а часть — допустим, сдельная оплата курьера, — в переменные. 

В управленческом учете важно не только анализировать расходы. Так, если по отчету видно, что количество заказов не изменилось, а расходы на доставку выросли, значит, необходимо выяснить причины отклонений. Возможно, неверно построен логистический маршрут либо произошло повышение цен у транспортной компании. 

Шаблон ОПиУ можно бесплатно скачать из нашей Барсетки. 

[FORM PRESET="H"-"Барсетка шаблонов"/]

* * *

Сколько платят курьеру за одну доставку?

По данным исследования компании Retail.ru, за одну доставку курьерам платят: 

  • около 300 ₽ в Москве;

  • около 195 ₽ в регионах.

К этой сумме добавляется компенсация ГСМ, если курьер работает на своем авто: от 40 до 80 ₽ за одну поездку. 

Если говорить про оклад — то есть зарплату, которая не зависит от количества доставок, курьерам в среднем платят 54 436 ₽. От региона к региону сумма меняется: 

  • 60 574 ₽ в месяц в Москве и Петербурге — это максимальная зарплата;

  • 50 603 ₽ в Краснодарском крае — это минимальная оплата по стране.

Все эти цифры — лишь ориентир. Важнее просчитать на финмодели, сколько именно вашему бизнесу выгодно платить курьеру. Ну и найти человека на такую зарплату, конечно же =)

* * *

Что должен контролировать курьер при доставке заказа?

Курьер, в первую очередь, должен контролировать себя, а именно:

  • свою пунктуальность и скорость доставки — как быстро и точно он доставляет заказы до покупателей;

  • состояние груза при его получении для доставки — упаковка должна быть без повреждений;

  • качество и комплектность — после доставки дождаться осмотра груза клиентом;

  • точность данных — проверять адреса, получателей, при необходимости —  просить показать паспорт или подписать накладную;

  • оптимальность маршрута — ориентироваться в нестандартной дорожной ситуации при наличии построенного маршрута, например, при возникновении ДТП или пробки.

Поможем снизить расходы: на курьеров и не только

Финдиры НФ умеют снижать расходы на курьеров и не только; знают, как просчитать, что выгоднее — своя доставка, агрегаторы или аутсорс; мастерски оптимизируют издержки компании и добиваются роста прибыли. Вот лишь некоторые наши кейсы: 

Финдиректор наводит порядок в финансах бизнеса, внедряет отчеты и оптимизирует расходы — в общем, делает всё, чтобы вместе с собственником увеличивать прибыль бизнеса.

Вы можете подробнее узнать о работе финансового директора и о том, как он поможет именно вашей компании. Для этого запишитесь к нам на онлайн-консультацию ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс