Онлайн-практикум по финуcheту
22.05.2023
Все кейсы
Все кейсы

Как финдиректор раскрыла хитрый заговор менеджеров

Анастасия Гуськова
Финансовый директор Нескучных финансов
Анастасия Гуськова
Наталья Болдырева
Редактор
Как финдиректор раскрыла хитрый заговор менеджеров
  • 979

Компания «Соник» занимается продажами и сервисным обслуживанием сложного промышленного оборудования. Собственник «Соника» обратился в Нескучные, чтобы разобраться в финансах и научиться читать отчетность, которую предоставляли бухгалтер и отдел продаж. Он не понимал, какие цифры что означают, а сотрудники не могли объяснить. 

За дело взялась финдиректор Нескучных, которую цифры отдела продаж и бухгалтера не устроили. Финдиректор стала разбираться и обнаружила нестыковки — хитрую схему, по которой менеджеры по продажам занижали показатели компании и завышали себе бонусы. 

Название компании выдуманное, мы его используем, чтобы сохранить конфиденциальность клиента, а сама история — правда от начала до конца. 

Эпизод 1. Финдиректор берется за дело

Когда финдиректор Нескучных пришла в «Соник», она попыталась разобраться в финансовом учете, но оказалось, что разбираться не в чем: учет не велся, отчетов не было. И это важная деталь ↓

Собственник и топ-менеджмент не видели цифр, поэтому в целом казалось, что в компании всё в порядке. Хе-хе. 

Финдир начала наводить порядок: первым делом подняла учет сделок по продаже и сервисному обслуживанию оборудования. И сразу же заметила нестыковки: менеджеры по продажам хитрили, продавая услуги компании. Вместо обычной скидки они занижали себестоимость услуги, тем самый повышая сумму, с которой им начислялся процент. 

Как узнала финдир, эти манипуляции принесли им прибавку к зарплате в 60 000 рублей только за один месяц — не самый денежный, кстати. А за год они получили чуть ли не миллион. 

Вот как работала схема ↓

Эпизод 2. Суть: продажники подкручивали показатели и получали больше бонусов

Менеджеры по продажам компании «Соник» получали процент от маржинальной прибыли. Напомним, что маржинальная прибыль считается по формуле:

Выручка − Себестоимость = Маржинальная прибыль

Компания больше всего зарабатывает с сервисного обслуживания — продает клиентам часы работы инженеров. Чтобы было проще разобраться в хитрой схеме, сначала расскажем, как должно быть, а затем — как делали менеджеры. 

? Как должно быть ?

Клиент — заключает сделку на 200 000 ₽, в которую входит 10 часов работы инженера. 

 ↓

Менеджер — дает скидку в 20% и прописывает ее в графе «Скидка».

 ↓

Клиент — платит с учетом скидки 160 000 ₽ и получает 10 часов работы инженера.

 ↓

Компания — получает 60 000 ₽ маржинальной прибыли. Это посчитали так: из 160 000 ₽ выручки вычли 100 000 ₽ себестоимости за 10 часов работы инженера.

 ↓

Менеджер — получает 8% от 60 000 ₽, или 4 800 ₽. 

? Как делали менеджеры ?

Клиент — заключает сделку на 200 000 рублей, в которую входит 10 часов работы инженера. 

 ↓

Менеджер — дает скидку в 20%, но не прописывает ее в графе «Скидка», а пишет в документе, что инженер будет работать 5 часов. (Хотя работать он всё равно будет 10 часов.)

 ↓

Клиент — платит 160 000 рублей и получает 10 часов работы инженера.

 ↓

Компания — получает 110 000 ₽ маржинальной прибыли. Это посчитали так: из 160 000 ₽ выручки вычли 50 000 ₽ себестоимости за работу инженера. 50 000 ₽ стало, потому что менеджеры уменьшили количество часов в два раза — с 10 часов до 5, а значит, себестоимость тоже уменьшилась. 

 ↓

Менеджер — получает 8% от 110 000 ₽, или 8 800 ₽. 

Хотя формально маржинальная прибыль стала больше, компании от этого ничего не привалило: себестоимость работы инженера для них осталась прежней — 100 000 рублей, потому что клиент получает всё те же 10 часов, а 5 часов — это только на бумаге. 

То есть выходит так: на бумаге компания получила 110 000 ₽ маржинальной прибыли, а на деле — 60 000 ₽. Но при этом заплатила больше менеджерам — 8 800 ₽ против 4 800 ₽.

Эпизод 3. Считаем потери: за год менеджеры могли накрутить себе больше 1 млн ₽

Схема, которую использовали менеджеры по продажам, настолько продуманная и хитрая, что даже сам собственник не сразу понял, как это работает. Но финдира Нескучных не проведешь: просмотрев сделки только за февраль, она заметила, что три менеджера «увеличили» себе зарплату на 60 000 рублей. 

При этом в феврале сделок было немного — не самый денежный месяц выдался. В обычное время сделок в два-три раза больше, а значит, размер переплаты по бонусам за год может перевалить за миллион.

Менеджеры по продажам всё отрицали и говорили, что ничего не знали. Главбух также сказала, что не увидела ничего подозрительного. В итоге менеджеров не уволили, но стали строго следить за тем, чтобы скидки клиентам проходили как скидки. Зато после этой истории из компании в разгар отчетного периода собралась увольняться главный бухгалтер — по семейным обстоятельствам. 

Финдиректор Нескучных продолжает работать с «Соником» — и уже заметила, что у главбуха многие статьи расходов не разделены, а слиты в одну. Например, расходы на коммуналку, аренду, услуги связи, покупку комплектующих и запчастей — в статью «Поставщики». А это первый признак, что с финансами что-то не так: нет прозрачности и непонятно, на что конкретно тратились деньги.

Поможем разобраться с утечкой денег из компании 

Если в компании нет прозрачного финансового учета, деньги могут утекать куда угодно, например их могут воровать сотрудники. Наши финдиры знают, как обнаружить даже самые хитрые схемы и разобраться с ними. 

Мы работаем с разным бизнесом: строительными компаниями, ресторанами, стоматологиями, торговыми предприятиями и много с кем еще. Везде наши финдиры наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов. 

Вот как это обычно бывает:

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

Самый простой способ понять, как и чем финдир НФ может помочь вашему бизнесу, — онлайн-экскурсия по финучету. Это бесплатно и ни к чему не обязывает ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
Шаблон отчета Баланс
бесплатно
Шаблон отчета Баланс
Шаблон платежного календаря
бесплатно
Шаблон платежного календаря