Онлайн-практикум по финуcheту
10.09.2020
Без рубрики
Все статьи

Управленка. Глава 1

Ирина Ведергорн
Финансовый директор Нескучных финансов
Ирина Ведергорн
Екатерина Евдокимова
Редактор
Управленка. Глава 1
  • 3146

Все знают, что надо вести какой-то учет. Кто-то заполняет записную книжку, кто-то эксель-табличку, самые продвинутые ведут учет в 1С. Но не все понимают, зачем вообще это нужно. Тупое вбивание цифр в таблички превращается в трату времени.

Это первый урок «Управленки». Мы расскажем: что такое учет, кто его ведет и что будет, если не вести. Без этих основ к практике мы вас даже близко не подпустим.

Если вы готовы внедрять учет

Наш финансовый директор может взять за это ответственность. Специалист настроит нужные отчеты, организует регулярный сбор цифр и будет анализировать показатели.

В результате, у вас как у руководителя появится настоящая панель приборов, которая отразит финансовое состояние вашего бизнеса. А это уже кладезь информации для принятия прибыльных управленческих решений.

Внедренные отчеты, решения на основе цифр и сильный специалист по финансам в команде — это наша услуга «Финдиректор на аутсорсе». Если актуально, то перед прочтением урока перейдите по ссылке за подробностями и консультацией.

Зачем, вообще, мне вести учет

У Сергея агентство недвижимости. Учет показывает каждый месяц, сколько денег тратить на рекламу: в какие каналы вкладывать больше, а в какие — меньше. Сергей знает, сколько заработает в следующем месяце, и что для этого сделать.

У Димы 4 магазина сантехники. Ему учет помогает определить, какой товар закупить, и сколько денег держать в запасах, чтобы товар был в наличии. Также учет показывает, как работают продавцы: кто халявил весь месяц, а кто заслужил бонус.

Учет — это ваш финансовый консультант. С ним вам будет проще принимать повседневные решения и знать ответы на вопросы:

  • сколько вкладывать в маркетинг в этом месяце?
  • что будет, если нанять еще одного сотрудника?
  • попаду ли я в кассовый разрыв, если не возьму с клиента предоплату?
  • сколько я могу взять денег из бизнеса и положить в карман?

А что, если не вести?

1. Принял неправильное решение — потерял

Вы захотели сделать себе сайт. Нашли веб-студию по рекомендации знакомого, заплатили им 150 тысяч. Сайт запустили за месяц без просрочки, рады до ушей.

Клиенты сами на сайт не зайдут, идете к продвиженцам. Те говорят, что клик в Яндекс-директе стоит по вашей нише 20 рублей, и чтобы получать 30 заказов в месяц надо тратить 100 000 рублей на рекламу ежемесячно. А это больше, чем с этих заявок можно заработать —
это невыгодно. Решение принято неверно, думать надо было раньше.

Еще разок перечитайте момент введения с ошибками Саши, Иры и Олега. И не допускайте их никогда.

2. Не принял правильное решение — не заработал

Нерешительный предприниматель еще хуже, чем решительный. Когда есть возможность взять быка за рога и сорвать куш, он неуверенно мнётся, и в итоге остается с носом. Сунь Цзы сказал: «Полководец медлит, потому что не видит победы». Также и предприниматель — не знает, что будет, если рискнуть. В итоге, действует наугад и часто ошибается.

Отчеты помогают составить четкий план и уверенно начать действовать. Или не начать, если действие приведет к поражению.

Зачем нужны отчеты

Кто-то думает, что отчеты нужны бухгалтеру или чтобы налоговая внезапно не забрала ваше имущество. Мы знаем три причины, по которым они нужны:

1. Увидеть прошлое

Учет показывает, как то, что вы сделали, отразилось на бизнесе. Отчеты покажут, как вы сработали в прошлом месяце, как прошел год. Сбылись ли ваши планы, и как сработала компания по сравнению с прошлым годом.

Учет — это такой дзен-инструмент. Помогает остановиться, посмотреть на бизнес со стороны, хорошенько все обдумать. Чувствуете, как раскрывается финансовая чакра?

2. Заглянуть в будущее

Учет помогает планировать и строить прогнозы. 

Это похоже на шарлатанство, но вы действительно заранее можете узнать: сколько компания заработает за квартал, сколько понадобится денег, чтобы запустить новый продукт, сколько для этого нужно людей, какое оборудование, и сможете ли вы купить новый Порш Макан Турбо С. 

В малом бизнесе строят план максимум на 1 год, в крупном — на 3-5 лет. Если раньше вы ничего не планировали, план на ближайшие 3 месяца — уже хорошо.

3. Указать деньгам путь

Учет показывает собственнику, куда вложить деньги: купить склад или арендовать, нанять айтишника в штат или работать с агентством, открывать новый магазин или расширять тот, что есть. Учет нужен, чтобы вы зря не потратили деньги.

Что делать здесь и сейчас, чтобы систематически увеличивать прибыль весь 2025?

Каждому собственнику финдиры Нескучных сэкономили > 200 часов свободного времени! Которые можно потратить на себя и близких людей.

Что финдиры Нескучных сделают для вас:

✔ Соберут бюджет проекта — без кассовых разрывов и неожиданных трат.

✔ Покажут, когда бизнес выйдет в ноль и начнёт приносить прибыль.

✔ Объяснят, как затягивание сроков съедает прибыль.

✔ Настроят управленческий учёт — чтобы вы видели, куда уходят деньги.

Записаться на консультацию

Как понять, что передо мной хороший отчет?

Отчет показывает правду. Перед вами лежат три отчета: движения денег, о прибылях и убытках и баланс. В разных отчетах есть одинаковые значения. Если цифры и там, и там сходятся до сотых — отчеты не врут.

Отчет предоставили вовремя — день в день по расписанию. Запоздалые отчеты не помогут быстро принять решение, информация в них уже просрочена.

Отчет показывает — делать или нет. Вы хотите купить новые компьютеры в офис. На это нужно 50 тысяч. Но отчет о прибылях и убытках показал, что в этом месяце вы заработали меньше на 100 тысяч, чем запланировали. Вам понятно, что покупка компов откладывается. Идете беседовать с маркетологом.

Какими должны быть отчеты, более подробно почитайте в статье «Когда можно забить на учет»

Кому вести учет?

В малом и среднем бизнесе учет ведут сотрудники компании: финдиректор, менеджер по продажам, секретарша, а отвечает за ведение — собственник. Его задача сделать так, чтобы сотрудники вовремя собирали цифры и аккуратно оформляли в отчеты. За хорошие отчеты собственник платит бонусы.

Учет ведут сотрудники, которые создают обязательства. Менеджер по продажам отвечает за учет подписанных договоров, снабженец — за остатки на складе, отдел закупа — за наш долг перед поставщиками и долг клиентов перед нами.

Финансовый директор или консультант следит, чтобы учет был верным. Он собирает цифры в одном месте, создает удобную структуру, анализирует. Потом собирает в понятные отчеты и своевременно предоставляет собственнику на стол. Собственник также может быть финдиректором. 

Бухгалтер тут не при чем. Управленческий и бухгалтерский учет — это две разные вещи. Управленческий — помогает собственнику управлять компанией, а бухгалтерский — сдавать вовремя отчеты в налоговую.

Делать вещи правильно ≠ делать правильные вещи

Есть собственники-профессионалы в каком-то деле. Один — рисует проекты домов, другой — ведет переговоры, как Джим Кемп, третий — находит надежных людей в команду. Каждый такой бизнесмен готов тратить кучу времени на то, в чем он эксперт, но к управлению компанией это никак не относится.

Быть в чем-то экспертом — хорошо, но главная задача собственника — вести бизнес к результату.

Чтобы точно знать, что делать, помогают цифры и финансовый учет. С учетом вы — автомеханик с 20-летним стажем, сразу знаете, что чинить. Чуть что застучало под капотом, ага, в карбюраторе конденсат. Не полезет же Михалыч в подвеску, если знает, что проблема не в ней.

Еще раз — управленческий учет:

1. Помогает собственнику принимать обдуманные решения.

2. Нужен, чтобы меньше ошибаться.

3. Вовремя лежит на вашем столе, а цифры — сходятся.

4. Помогает: оценить прошлое, спланировать будущее.

5. Показывает, что делать надо, а что нет.

В следующий раз

Переходим к практике. Научимся правильно считать чистую прибыль. Поймете, сколько на самом деле зарабатываете вы и ваш бизнес.

P. S.

Вести учет — не для слабонервных. Это скучно, сложно и страшно. Тут как в армии: требуется дисциплина, воля и характер. А иначе табуретами побьют. 

Правильный учет показывает: что происходит и куда идём. Это как быть осознанным в каждый момент времени. Осознанность — отдельная тема для разговора.

Специалист по финансам Саша
и уже неплохо шарящий Андрей.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс