Компания «Гексагон» больше 20 лет продает коврики и другие аксессуары для авто через интернет-магазин и маркетплейсы. Каждую зиму бизнес работал в убыток и попадал в кассовые разрывы, поэтому собственник обратился в Нескучные — чтобы понять, как работать эффективнее и не уходить в минус.
Рассказываем, как бизнес научился планировать с точностью в 89%, хотя собственник думал, что в рознице это невозможно.
«Гексагон» — выдуманное название, мы его используем, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. Сама история — чистая правда.
Не планировали выручку и прибыль — собственник считал, что это невозможно
Когда финдир пришла в «Гексагон», оказалось, что бизнес с самого основания ведет только бухгалтерию, — управленческий учет в компании не вели, и никто достоверно не знал, какую прибыль приносят продажи.
Когда финдир собрала ОПиУ, увидела, что каждый год январь и февраль компания закрывала в убыток ↓
↑ ОПиУ показал, что зимой бизнес работал в убыток. Январь закрыли с минусом на 1,2 млн ₽, а февраль с минусом на 2 млн ₽. Убытки в несезон загоняли бизнес в кассовые разрывы, из-за которых компания залезала в кредиты.
Не знали, какие автоковрики в ходу у покупателей
В «Гексагоне» привыкли работать так: что поставщик производит, то и закупают.
При этом с заводом было соглашение — автоковрики дают под реализацию и в ограниченном количестве. Такая схема работы была вроде удобной, но не разумной ↓
Как было |
Как надо |
Завод давал те коврики, что хотел продать: ворсовые, резиновые и EVA. И «Гексагон» пытался их сбыть. |
Проанализировать продажи, понять, какие коврики покупатели берут чаще всего. Затем, на основе этой информации, сформировать ассортимент магазина и наладить закупки. |
↑ Разумный подход позволил бы «Гексагону» закупать и продавать ходовые товары. А значит, зарабатывать больше. Вот что сделали, чтобы так и стало в реальности ↓
Четыре шага, чтобы планировать продажи ковриков на маркетплейсе и работать с прибылью
Итак, нужно было внедрить управленческий учет, чтобы понять проблемы бизнеса и его точки роста. Для этого финдир:
-
Шаг 1. Оцифровала бизнес
-
Шаг 2. Посчитала коэффициент сезонности
-
Шаг 3. Провела ABC-анализ
-
Шаг 4. Собрала БДР и БДДС
Дальше подробнее
Шаг 1. Оцифровали бизнес: собрали три управленческих отчета и финмодель магазина автоковриков
Финдир начала с базы — собрала три управленческих отчета: ДДС, ОПиУ и баланс. Все сделали в автоматическом режиме — выгрузили данные из CRM-системы «Гексагона» в Финтабло ↓
↑ Три управленческих отчета начали собирать и вести в сервисе автоматизированного финансового учета Финтабло — на скрине ОПиУ со скрытыми данными, чтобы сохранить конфиденциальность клиента.
На основе трех отчетов финдир собрала финмодель бизнеса — та подтвердила, что в начале года снова ждет падение по выручке и минус по прибыли. Но собственник не поверил, что с помощью одной таблицы можно прогнозировать розничные продажи и прибыль бизнеса. Тогда финдир показала ему это ↓
Чтобы увидеть, при каком сценарии бизнес не уйдет в убытки, финдир продолжила увеличивать точность финмодели. Для этого нужно было рассчитать коэффициент сезонности ↓
Шаг 2. Посчитали коэффициент сезонности магазина автоковриков
Коэффициент сезонности вносят в финмодель, чтобы бизнес мог прогнозировать выручку с учетом спадов и роста спроса. Для этого финдир:
-
подняла данные по продажам за последние три года по каждой группе товаров;
-
выявила средний спрос за три года по каждой группе товаров.
В итоге получила коэффициент сезонности за три года и прогноз по его тенденциям в нынешнем году ↓
Подсчитав коэффициент сезонности для всех групп товаров, финдир увидела: если так торговать и дальше, то убытков не избежать.
Надо было что-то делать, чтобы минимизировать убытки. Например, найти товары, на которые стоит сделать ставку. Чтобы их найти, у финдира есть специальный инструмент — ABC-анализ. Его и провели ↓
Шаг 3. Провели ABC-анализ и начали закупать более выгодный товар — ворсовые коврики
Дальше провели ABC-анализ — это анализ, который показывает, какие 20% товаров приносят бизнесу 80% прибыли. Для анализа разбили товары на три группы:
-
Группа A — приносит бизнесу 80% прибыли — ворсовые автоковрики. Именно на них нужно делать упор в продажах, потому что это самый маржинальный товар.
-
Группа B — приносит 15% прибыли — коврики EVA.
-
Группа C — приносит 5% прибыли — ароматизаторы в салон и тряпки для ухода за кузовом.
↑ Так увидели группу ковриков, на которые есть стабильный спрос, но которые покупают понемногу. Начали разбираться, почему спрос небольшой.
Оказалось — дело в поставщике. Он продает автоковрики малыми партиями, распределяя товар так, чтобы хватило всем крупным покупателям.
Чтобы увеличить выручку от продажи этих ковриков, решили сделать на них ставку — покупать больше и стать основным продавцом на рынке. Поставщик на это поставил условие: если «Гексагон» выкупит всю партию, то с ним готовы работать.
На оплату всей партии денег не было.
Денег не было, а партию выкупить хотелось. Выход — взять кредит. Но брать кредиты бездумно — не наш стайл. Поэтому финдир просчитала всё на финмодели: что будет с прибылью, если бизнес возьмет кредит для выкупа партии. Получили ответы на такие вопросы:
-
будет ли прибыль?
-
сможет ли компания выплачивать кредит?
-
на какую сумму и под какой процент стоит брать деньги в банке?
И уже с ответами пошли кредитоваться: взяли кредит, закупили товар, распродали его и впервые отработали в январе без убытков и с чистой прибылью ↓
Так получилось выйти из убытков и добиться прибыли даже в несезон. За прошлый год бизнес закрыл январь с прибылью в минус 1,2 млн ₽, а в январе 2024, после закупки партии ковриков, — уже с прибылью в 1,9 млн ₽.
→ XYZ-анализ: как узнать, сколько товара должно быть на складе
Шаг 4. Собрали БДР и БДДС, чтобы планировать прибыль
Дальше финдир учла коэффициент сезонности и данные ABC-анализа, собрав два отчета: БДР и БДДС ↓
-
БДР — бюджет доходов и расходов — чтобы планировать чистую прибыль.
-
БДДС — бюджет движения денежных средств — чтобы планировать денежные потоки.
→ БДР и БДДС: что это, в чем разница и для чего нужны бизнесу
Когда заказали коврики большой партией, собрали БДР на первый квартал 2024 года. Уже в январе попали в него на 99,7% ↓
Январь 2024 |
План |
Факт |
Выручка |
23 509 866 ₽ |
23 396 334 ₽ (99,5%) |
Маржинальная прибыль |
6 009 137 ₽ |
5 913 982 ₽ (98,5%) |
Валовая прибыль по направлениям |
2 474 329 ₽ |
2 474 329 ₽ (103%) |
В итоге бизнес впервые отработал несезон в плюс и добился точности планирования в 89%
Итак, «Гексагон» не считал деньги и работал с кассовыми разрывами, а клиент хотел работать эффективнее и не уходить в минус, — финдир собрала 15 инструментов финансового учета, чтобы планировать деньги и работать с прибылью.
В итоге ↓
-
Собственник изменил отношение к инструментам финансового учета от «Не верю, что это сработает в рознице» до «Я доволен и вижу результат — давайте сделаем еще лучше».
-
Впервые отработали несезон с чистой прибылью — в прошлый год закрыли январь с убытком в 1,2 млн ₽, а после внедрения управленческой отчетности и планирования — с чистой прибылью в 1,6 млн ₽.
-
Бизнес больше не попадает в кассовые разрывы. Потому что теперь планирует движение денег с точностью 98% по поступлениям и 95% по выбытиям, а план по чистой прибыли выполняется на 89%. И это не предел — финдир продолжает работать над увеличением точности.
Поможем увеличить прибыль и научим планировать
Финдиры Нескучных знают, как вывести бизнес из кассовых разрывов, победить сезонность и планировать прибыль. Для этого они собирают управленческий учет, находят точки роста и увеличивают точность планирования. Вот как они уже это делали:
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
Самый простой способ понять, как и чем финдир НФ может помочь вашему бизнесу, — онлайн-экскурсия по финучету. Это бесплатно и ни к чему не обязывает ↓
Комментарии