Бизнесмены удачи

в стиле «повезет — не повезет»

 

Начинает Александр Афанасьев: «Я человек публичный, часто общаюсь с предпринимателями. Среди них есть один тип, который меня особенно восхищает — назовем их бизнесменами удачи. Это самые смелые, отчаянные и деятельные люди, которых я знаю. В бизнесе им не нужны расчеты, у них нет плана и общей стратегии. Зато есть уверенность в себе и готовность пахать в семи потах».

Если серьезно, то таких «удачливых» предпринимателей в малом бизнесе — большинство. Оно и понятно — никто не хочет сидеть перед компьютером и составлять какие-то скучные таблички. Все хотят сразу в бой, действовать, вершить! Но опираясь только на удачу, вероятность того, что получится — пятьдесят на пятьдесят. Так не то что без штанов — без носок остаться не долго.

Что это за бизнесмены удачи — узнаем на примерах.

 
Илья Еремин
против решений наудачу
 
Александр Афанасьев
помог Илье разобраться

Увеличил продажи, а вместе с ними
и убытки

Евгений продает мебель через интернет-магазин. В его голове сидит аксиома: больше продаж = больше денег. Но не факт, что если в компании будет больше денег — прибыли тоже будет больше. Вот глядите.

С интернет-магазином и небольшим складом Евгений стабильно вытаскивал себе 100 тысяч в месяц. Но ему стало мало, и он затеял расширение: открыл офлайн-магазин, арендовал еще два склада, нанял дополнительных продавцов. Бизнес увеличился.

 
Финмодель
показывает, сколько вы сможете заработать

скачать шаблон »

С открытием новых точек продажи увеличились вдвое. Только вот выводить себе стало нечего — бизнес еле работал в ноль из-за возросших расходов на аренду и зарплаты. За полгода Евгений потратил 300 тысяч на рекламу, и только тогда смог вынимать по 50 тысяч в месяц.

Увеличив продажи, Евгений незаметно для себя перешагнул точку максимальной прибыли в рамках модели своего бизнеса. Это такая точка, при которой прибыль падает, несмотря на то, что продажи и выручка увеличиваются. А если бизнес убыточный, то и убытки будут расти.

Евгений взял на себя слишком много — лед треснул, он пошел ко дну

Чтобы понять, выдержит ли ваш бизнес увеличение продаж в его нынешнем состоянии, нужно составить финансовую модель. Так вы поймете, сколько максимум можете зарабатывать и что для этого надо сделать.

Евгению могло повезти, будь у него более подходящая под расширение модель бизнеса. Так он бы увеличивал продажи и вместе с ними прибыль. Но по факту он полгода работал в ноль, слил все сбережения и теперь зарабатывает в два раза меньше.

Закрыл прибыльный бизнес

Вова шьет итальянские пиджаки. Каждый месяц продажи увеличиваются, но денег почему-то Вова не видит. При этом бухгалтер каждый месяц говорит, что прибыль растет. Как так?

Вова продает пиджаки в местные магазины. А каждый такой магазин просит отсрочку платежа за поставку от 30 до 60 дней. Получается, что больше месяца Вова ждет деньги за то, что сделал сегодня. А пока этих денег нет, нужно продолжать производство. Поэтому то и дело приходится брать кредит в банке или занимать у друзей. Подумав, что такой бизнес — это дешевый кипиш — Вова решается закрыться и поискать франшизу с нормальной бизнес-моделью.

Вот если бы Вова знал, как правильно давать отсрочки клиентам, и управлял бы оборотным капиталом, могло быть совсем по-другому.
Но по факту Вова просто закрыл прибыльный бизнес.

Вова разревелся и все бросил, хотя проблем было гораздо меньше, чем он представлял

Бизнес убыточный, а радости полные штаны

У Димы все ровно наоборот. Он занимается поставками древесины, а перед Новым годом решил заработать на елках. Подумал: поставщики те же, качество у них нормальное, буду продавать чуть дешевле остальных — и попрет.

И поперло. Елки отрывали с корнями, только успевай новые подвозить. Счета ломились от денег, а Дима рисовал в голове новенький Макбук и Айфон.

После праздников, как и ожидалось, елки перестали покупать. Осталось расплатиться с поставщиками и поехать в магазин электроники. Но что-то пошло не так и денег на поставщиков неожиданно не хватило. Последние две партии пришлось оплатить из своих. Новый айфон отменяется.

Оказалось, что бизнес Димы весь сезон работал в убыток, а он и не знал. Все дело в том, что прибыль он считал неправильно: сколько пришло минус сколько ушло, а все что осталось — мое. Счета ломилась от денег клиентов за предзаказы, но это еще не было прибылью бизнеса. Когда предоплаты закончились, всплыло, что бизнес убыточный.

Диме могло повезти, если бы он продавал елки дороже. Тогда бы и на Айфон новый заработал, и регулярно стригся в барбершопе. А по факту поработал зря и еще должен остался.

Предприниматели ничего не просчитывают и принимают бессмысленные решения. Будто в столб вперед головой влетают. Влететь-то влетел, а зачем? Больно же :-(

Диме могло повезти, если бы он продавал елки дороже. Тогда бы и на Айфон новый заработал, и регулярно стригся в барбершопе. А по факту поработал зря и еще должен остался.

Дима сильно ошибался, когда думал, что он в шоколаде

Мужик сказал — мужик сделал

Вася — мужик. Всегда рубит с плеча, но при этом держит слово и отвечает за базар. Когда ему нравится идея, он тут же бежит ее реализовывать. «Да все нормально будет, я сто раз так делал!», — говорит Вася, и спорить бесполезно.

Вася мужик умный и опытный, поэтому обычно такие спонтанные решения у него правильные. Но если вдруг окажется, что он не делал так сто раз? Тогда начинаются убытки. Но даже убытки мужиков не останавливают. Ведь мужик сказал — мужик должен довести до конца.

У Васи была небольшая бригада по установке окон. Он ставил самые простые пластиковые окна с двойными стеклопакетами, но делал это качественно и недорого. Сарафанное радио работало, заказов было много, и все оставались довольны. Васе стало скучно. Он стукнул по столу и сказал:

«Теперь делаем окна с климат-контролем, тройными стеклопакетами и всеми остальными наворотами! И деревянные окна будем ставить. И двери! Дай объявление, еще пятерых монтажников наймем».

​Половину денег на расширение бизнеса взял из оборота, половину — в банке. Цены, естественно поднял по средних по городу, и начал конкурировать с крупными компаниями. А у них сладкоголосые менеджеры на телефоне, постоянные акции, тепловые экраны для установки окон зимой. Монтажники в фирменных комбинезонах, в конце концов! А что, могут себе позволить. А Вася не мог, и конкуренцию в итоге проиграл.

Надо было вовремя дать заднюю и вернуть, как было. Но Вася продолжал работать — он же мужик! Нельзя сдаваться на полпути. Васе могло в очередной раз повезти, и он стал бы оконным королем в своем городе. А по факту поработал в жесткий минус полгода и разорился.

Когда ляпнул, что прыгнешь со скалы, спрыгнул и умер. Зато мужик

Что в итоге-то?

Конечно, вы подумаете, что все истории выдуманные и в жизни так не бывает. Но подумайте, а так ли часто вы просчитываете план до мелочей и знаете, к чему приведет каждое решение? В идеале, вы должны знать результат каждого вашего действия с 90-процентной точностью.

А результат — это всегда прибыль. Каждое достижение в бизнесе нужно оценивать по тому, сколько денег оно вам принесло. Повысили конверсию — классно, а чему теперь равна прибыль? Продаж стало больше — так держать, а прибыль на сколько увеличилась? И так далее по списку.

Чтобы этого добиться, вам нужно в первую очередь оцифровать бизнес, то есть вести отчеты ДДС, ОПиУ, баланс. Дальше — планирование в 9 шагов. Действуйте так:

1. Зафиксируйте нынешние показатели.

2.Поставьте цель по прибыли.

3.Составьте финансовую модель, чтобы понять, над какими показателями бизнеса работать.

4.Поставьте цель в натуральных показателях — повысить конверсию на N%, увеличить средний чек на N рублей и так далее.

5.Оцените ресурсы: время, деньги, люди. Если ресурсов недостаточно, скорректируйте цель.

6.Запланируйте три сценария: минимальный, нормальный, максимальный.

7.Назначьте ответственных и поставить сроки.

8.После того, как сроки прошли, проведите план/факт анализ. Сравнить, что планировали с тем, что получилось.

9.Поставьте следующую цель.

Финальная мысль

Хороший план помогает не только избежать убытков, но и продумать рост. Многие перспективные предприятия топчутся на одном месте просто потому, что у них нет стратегии. Не будьте как они

Планирование — это не так просто, тут учиться надо. А для этого у нас есть курс «Планёрка». Для собственников и топ-менеджеров, которые хотят знать и контролировать будущее своего бизнеса. 20 уроков, в которых планирование разложено от П до Е.

— делитесь с друзьями

© 2018 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 958 582-49-05

2018 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 958 582-49-05