Компания «Амур» занимается логистикой и перевозками грузов. Если говорить по-простому, они собирают заказы клиентов, нанимают подходящую машину и едут до своего терминала. В терминале перезагружают вещи в машины поменьше и развозят уже по городам. Такая логическая схема делает перевозки доступнее, а услуги компании — популярнее.
В Нескучные финансы компания впервые обратилась в 2021 году, но из-за пандемии сотрудничество продолжать не стала — экономила. В 2023 году они пришли снова: видели, что в компании что-то не так, но не понимали, где именно. Нескучным предстояло не просто решить проблему, но и найти ее.
«Амур» — это выдуманное название. Придумали его, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. А вот сама история — чистая правда.
До: не учитывали сделки и регулярно теряли прибыль
Собственник компании «Амур» сам вел учет сделок: заполнял табличку, сколько заказов они получили и сколько машин поехали с грузом. На первый взгляд может показаться, что собственник считал заказы, доходы с них и расходы, и проблемы тут нет.
Но финдир Нескучных быстро заметил, что в этой таблице нет связи между полученным заказом и тем, на какой именно машине заказ уехал.
В маленькой ошибке с учетом сделок и скрывались большие проблемы компании.
Чтобы правильно посчитать себестоимость, нужно распределить стоимость фуры на те заказы, которые едут в этой фуре. Собственник «Амура» вел учет расходов на транспорт и учет доходов с заказов, но не соотносил их. Поэтому не знал:
-
какую прибыль приносит каждый конкретный заказ;
-
можно ли дать клиенту скидку по конкретному заказу;
-
выгодно ли брать заказ.
По сути собственник не знал себестоимость своих перевозок, а значит, не мог управлять ценами и скидками, расходами и прибылью.
Всё это привело к убыткам в 500 000 ₽.
В процессе: разобрались с себестоимостью грузоперевозок
Итак, финдир Нескучных обнаружила нестыковку в расчете себестоимости груза. Из-за этой ошибки компания годами недополучала прибыль.
Чтобы разобраться, из журнала, который вел собственник, вытащили данные по заказам и транспорту конкретно к этим заказам. Эти данные пересобрали в эксель-таблицу:
Что тут важно:
→ Посчитали, сколько места в фуре тратится на каждый конкретный заказ. Например, фура стоит 80 000 ₽, а в ней едет 10 грузов. Делить эту сумму на десять некорректно: один груз занимает половину фуры, еще один — четверть, а остальные ютятся в уголке.
Поэтому важно распределить стоимость и вместимость фуры пропорционально размеру груза. Если один груз занимает половину фуры, в его себестоимость пойдет 40 000 ₽.
Здесь также важно правильно распределять и выручку: считать ее с каждого клиента, а не с фуры в целом.
→ Расписали, из чего складывается каждая доставка. Важно знать, что входит в услуги компании, чтобы правильно рассчитывать себестоимость и назначать цену. У «Амура» доставка складывается из трех вещей:
-
межтерминальной доставки — от начального терминала компании до другого крупного терминала;
-
доставки от второго терминала в разные города;
-
допуслуг — о них дальше.
На всякий случай поясним, зачем нужны два плеча доставки. Например, компания везет грузы из Екатеринбурга в европейскую часть России. Удобнее и выгоднее довезти всё до Москвы и дальше распределить в Тамбов, Липецк, Рязань и другие города, чем отправлять машину в каждый регион. Поэтому и появляются разные терминалы на пути следования груза.
При этом каждый этап имеет свою себестоимость. Например, километр до первого терминала стоит рубль, а до второго — два рубля. Исходя из этого компания назначает стоимость услуги за килограмм груза.
Путь груза нужно учитывать, потому что до первого терминала едут все, и стоимость фуры для них ниже. До второго терминала едет меньше груза, и стоимость фуры уже другая. В итоге себестоимость заказов будет разной.
→ Учли дополнительные услуги. В грузоперевозках всегда много допуслуг, о которых забывают в учете. Их не учитывают в расчете себестоимости и в итоге теряют прибыль. У компании «Амур» в дополнительных услугах оказались:
-
доставка груза от клиента — когда не клиент привозит груз в терминал «Амура», а сама компания забирает у клиента всё, что нужно;
-
упаковка — стоимость обрешетки, пленки, паллет;
-
обогрев фуры или, наоборот, рефрижераторы;
-
доставка в городе назначения по точному адресу — с услугами грузчиков и без них.
Считать допуслуги важно, потому что нередко они приносят чуть ли не основную прибыль. Так оказалось и у компании «Амур»: по многим заказам сама по себе доставка выходила в ноль, а как раз допуслуги приносили приличный навар.
После: сформировали новый прайс и закрыли убытки в 500 000 ₽ за четыре месяца
После того как финдиректор Нескучных настроила правильный учет сделок и посчитала себестоимость конкретных заказов, компания «Амур» смогла увидеть, как эти цифры соотносятся с условиями для клиентов.
Оказалось, что часть клиентов платила даже меньше себестоимости. По результатам ABC-анализа, низкомаржинальных клиентов было около 40%. Компания работала с ними давно и как постоянным клиентам постоянно давала скидки. В итоге оказывалась в минусе, сама того не зная.
Собственник взялся исправлять ситуацию.
Главная задача — выровнять цены и изменить прайс. Но тут есть свои нюансы. Например, нельзя наращивать обороты, пока компания не закроет минус и не повысит цены, иначе убытки продолжат копиться.
В итоге компания «Амур» смогла уменьшить размеры скидок, повысить цены и перейти на работу по новому прайсу. Как мы говорили выше, из-за ошибок в расчетах компания ушла в минус на 500 000 ₽, но смогла закрыть его за 4 месяца. |
Всегда: поможем правильно рассчитать себестоимость и сформировать прайс
Финдиры Нескучных могут правильно посчитать себестоимость, снизить постоянные расходы и вывести компанию в прибыль. Вот лишь несколько примеров, как мы это делаем:
-
Стали тратить на рекламу на миллион меньше, а зарабатывать на миллион больше. И это за месяц работы!
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии