31 мая 2023
Система

Кто такой финансовый трекер

Нескучные уже шесть лет помогают бизнесу наводить порядок в финансах: выстраивать и внедрять управленческий учет, избавляться от кассовых разрывов, закредитованности и прочих проблем. Финдир приходит в бизнес и делает так, чтобы собственник мог управлять бизнесом не по наитию, а на основе цифр. В этом же году у НФ появилось кое-что новое — финансовый трекер. Об этом и поговорим.

Трекер в целом — это помощник в достижении бизнес-целей

Трекер, или бизнес-трекер, — это не наше изобретение, а должность из мира стартапов. Трекер в стартапах — это человек с определенным опытом, который ведет бизнес или стартап к достижению целей. Для начала он помогает эти цели поставить, а затем разрабатывает шаги по их достижению. К примеру, помогает корректировать юнит-экономику, сегментировать клиентов и находить новых, улучшать продукт. 

Бизнес-трекер может работать не только в стартапах, но и в компаниях, что взялись осуществлять масштабные изменения, достигать неординарных целей.

Бизнес-трекер традиционно выступает в роли наставника, ментора, этакого коуча, который ничего не делает руками, но направляет, подсказывает, предупреждает о рисках и поддерживает. Он может все это, потому что обладает опытом: уже много раз видел подобные ситуации и знает, где искать выход.

Финансовый трекер — это о достижении финцелей

Если трекер в стартапах помогает с бизнесом в целом, к примеру, добиваться роста клиентской базы, то финансовый трекер фокусируется именно на финансах:

  • вырасти х2 по чистой прибыли;
  • перестать зависеть от кредитов;
  • сформировать подушку безопасности, чтобы не бояться кризисов;
  • регулярно получать дивиденды в понятном объеме и без вреда для компании;
  • масштабироваться;
  • выйти на новый рынок;
  • сделать бизнес и денежный поток управляемыми;
  • научиться планировать так, чтобы планы реализовывались и совпадали с фактом.

↑ Конечно, в реальности финансовые цели звучат более конкретно, например: выйти на новый рынок и получать с него 30% продаж; увеличить чистую прибыль в два раза за год за счет запуска нового направления; каждый месяц получать 500 000 ₽ дивидендов и так далее.

На первый взгляд кажется, что всё это — задачи финдиректора. И действительно, финдиректора часто помогают бизнесу с такими целями, но тут есть разница ↓

Чем финансовый трекер отличается от финдиректора

И финдир, и финтрекер работают с финансами бизнеса, поэтому, конечно, в их работе есть схожие черты. Но есть и принципиальное отличие:

  • Финдир выстраивает систему управленческого учета. Делает так, чтобы собственник мог принимать решения на основе цифр.
  • Финтрекер помогает достигать бизнес-целей, стратегических и финансовых. Делает так, чтобы у собственника появилась сформулированная цель, план по ее достижению и результат.

 Больше различий — в табличке.

📊 Финдиректор🚀 Финтрекер 
Оцифровывает бизнес, выстраивает и дорабатывает систему управленческого учета, работает с финансовыми показателями.Концентрируется на достижении целей конкретного бизнеса. Если, к примеру, не хватает данных для анализа и принятия решений, финтрекер может инициировать процесс внедрения или доработки системы учета.
Анализирует отчетность и помогает собственнику принимать управленческие решения.Помогает ставить стратегические цели, определять, какие нужны ресурсы и условия для их достижения. Координирует процесс достижения цели, опираясь в том числе на цифры финдира.
Заточен на создание и поддержку системы управления бизнесом на основе цифр.Заточен на работу с целями: поставить, определить приоритеты, выстроить путь.
Большую часть времени работает с операционными задачами.Больше работает над стратегическими задачами, держит фокус на целях.
Работает по стандартизированной технологии.Работает гибко, подстраивается под конкретные цели и задачи клиента.

Если смотреть на задачи, с которыми обращаются к финдиру и финтрекеру, тут тоже будут различия: 

Финтрекер больше похож на финансового советника: его опыт позволяет видеть, что нужно сделать, какие задачи решить, чтобы добиться цели. Он как бы ведет собственника за руку из точки А в точку Б. 

Финтрекер работает по гибкой технологии

У финтрекера есть собственная технология работы. Ее главное отличие — в гибкости: технология позволяет подстраиваться под разные цели собственников. Не предполагает стандартного пути, только опорные точки — их шесть: 

Что будет внутри каждого этапа, зависит от результатов диагностики и целей бизнеса. Давайте на реальных примерах из практики посмотрим, как это бывает ↓

Финансовая цель: выйти из убытка и увеличить собственный капитал

Собственник производственной компании с оборотом ≈ 10 млн ₽ в месяц обратился к финтрекеру. Хотел:

— оценить, насколько эффективно работает производство;

— определить ключевые показатели роста прибыли;

— выйти из убытка.

Познакомились, провели аудит и на этом этапе:

— определили производственные мощности компании;

— нашли причины убытка. 

Дальше начали работать над достижением долгосрочных целей — выходом из убытков и ростом собственного капитала, к примеру: 

— разработали финансовую модель;

— изменили структуру отдела продаж и механизм его взаимодействия с производством;

— сократили сроки производства.

Параллельно решили несколько финансовых задач: добились прозрачности учета; взяли под контроль расходы; увеличили объем выпуска на 20%, а выручку — на 40%. 

Результат: вывели компанию из убытка и увеличили собственный капитал на 15 млн ₽.

↑ В этой истории финтрекер не занимался внедрением учета — система у компании уже была. Когда системы нет или она есть, но данные собираются долго, неправильно, с ошибками, финтрекер может инициировать ее внедрение или изменение.

Финансовая цель: увеличить выручку, получать дивиденды

Собственник товарного бизнеса с оборотом ≈ 10 млн ₽ в месяц. Учет ведется в 1С. Пришел с задачей увеличить выручку и разобраться с дивидендами: получать их регулярно и без риска для бизнеса.

Познакомились, провели аудит, определили цели и начали работу, к примеру:

— нашли точки роста;

— оптимизировали расходы;

— внедрили бюджет для достижения целевых показателей по выручке и чистой прибыли.

Результаты: рост выручки на 60%, рост прибыли на 164%, регулярная выплата дивидендов в соответствии с дивидендной политикой и накопленная подушка безопасности.

По ходу работы финансовый бизнес-трекер дает собственнику четыре компонента достижения цели:

  • методологию постановки и достижения целей, навык генерировать и проверять гипотезы, анализировать данные;
  • фокусировку — выделение цели из потока текущих задач, навык приоритизации;
  • рефлексию — навык анализировать и осмысливать собственный опыт;
  • секретный ингредиент — возможность выговориться, получить честную обратную связь, принять ответственность перед наставником. 

А также использует инструменты — о них ниже. 

Инструменты финтрекера: дорожная карта, дерево целей, трекшен-встречи

Диагностика. Всё начинается с диагностической сессии — финтрекер встречается с собственником и они вместе определяют, куда хотят прийти. 

Диагностика помогает:

  • Сформулировать реальные, но амбициозные цели.
  • Определить критерии успеха — как поймем, что достигли цели? По каким показателям?
  • Выявить ограничения — что сейчас мешает достичь цели? Что может помешать в будущем?
  • Выявить ресурсы — что поможет достичь цели? 
  • Понять, чего хочется от бизнеса, когда всё уже вроде есть.
  • Определить сроки достижения цели.
  • Получить вдохновение и мотивацию.

Дерево целей — это иерархическая схема, которая помогает понять, какие подцели и задачи нужно выполнять, чтобы достичь главной цели. Условно, дерево целей выглядит так: 

Большая цель раскладывается на множество целей, задач и шагов поменьше

Дорожная карта. Дальше выстраивается дорожная карта достижения цели — что и когда нужно сделать, чтобы прийти к результату. В дорожной карте прописываются задачи на неделю, месяц, квартал, полгода и год. 

Трекшен-встречи это еженедельные встречи собственника и финтрекера, на которых они разбирают, что делать, что сделано, что не получается и почему. Такие встречи помогают держать фокус на целях.

Теория ограничения — это концепция Голдратта, согласно которой в любом процессе есть ограничения, мешающие росту. Трекер помогает такие ограничения определить и преодолеть. Финтрекер использует и другие инструменты, например SWOT-анализ, ранжирование гипотез, финмодель — все зависит от цели собственника. 

Что нужно от собственника

Финтрекер как советник — он может направить, подсказать, помочь увидеть ограничения и возможности, но не может сделать что-то за собственника. Поэтому важно, чтобы собственник был готов:

  • каждую неделю посещать встречи с финтрекером;
  • брать на себя ответственность за изменения;
  • принимать решения;
  • действовать. 

Если всё из списка на месте — ура! Вы готовы к работе с финтрекером, постановке и главное — достижению вдохновляющих, амбициозных, масштабных целей. Таких, которые заставляют сердце биться быстрее, а глаза — блестеть.

Как начать работать с финансовым бизнес-трекером

Первый шаг к работе с финтрекером и достижению целей — это тест финансового здоровья бизнеса. Тест занимает 15 минут, стоит ноль рублей и позволяет:

  • найти точки роста бизнеса;
  • оценить риски;
  • подобрать инструменты для решения проблем и достижения целей.

Тест подходит для собственников и гендиров бизнеса с оборотом от 2 млн ₽ в месяц.

#финансовые цели #финансовый трекер
1
2
Опубликовано: 31.05.23 Просмотров: 1 715

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс