05 июля 2019
Блог

Как финансовый
директор помогает бизнесу

Разберем, как именно финансовый директор помогает собственнику вести дела без головной боли с деньгами и учетом.

Это только кажется, что подключил 1с, нанял бухгалтера и этого достаточно. Но потом выясняется, что деньги зависли у клиентов, а мы случайно вывели себе больше, чем было можно. Возвращаем деньги обратно «в казну», чтобы не попасть в кассовый разрыв. И так каждый месяц — на интуиции.

С одной стороны всё работает, с другой — работает не понятно как. Давайте разберёмся, чем финансовый директор полезен в такой ситуации.

Еще раз: кто такой финдиректор

Финансовый директор или специалист по финансовому учету — это персональный советник, который помогает держать финансы компании под контролем. Еще он объясняет руководителю компании, что происходит в бизнесе.

Финансовый директор помогает взвешенно принимать решения, опираясь на данные и аналитику. Предупреждает об угрозах, кассовых разрывах, подсказывает сколько вывести денег, и стоит-ли вкладываться в новый проект. Результат работы финдиректора — комплект отчетов на столе руководителя 5 числа каждого месяца.

Финдиректор разбирается с существующим учетом

Прежде всего, финансовый директор берет ответственность за то, чтобы в финансовом учете был полный порядок. Все цифры в отчетах должны сходиться, информация должна собираться вовремя и помогать руководителю управлять компанией.

Он смотрит, как сейчас в компании ведется учет. Что считается, кем и в какой программе. Чаще всего это 1С и Экселька, реже — бумажные носители.

Открыв таблички, специалист по финучету смотрит, хватит ли данных, чтобы начать внедрение методологии учета. Есть ли данные по выручке, прибыли, дивидендам, активам и так далее. Если чего-то не хватает, помогает посчитать или восстановить.

Все цифры по компании — проверяются. Если вдруг финансовый директор найдет ошибку, даст задание сотрудникам компании пересчитать данные по новой формуле.

Результат: руководитель компании поймет, насколько верно велся финансовый учет компании все эти годы. Правильно ли считали, то ли считали, чего не досчитали, где дыры и как их зашить. Руководитель увидит честную картину по текущему учету и поймет, какой учет нужен в будущем.

Финдиректор описывает и настраивает будущий учет

Поняв, на каком уровне ведется учет в компании, финдир начинает внедрение новой системы финансовой отчетности.

Определяет нужные отчеты. В зависимости от сферы бизнеса, финдиректор выбирает необходимые отчеты. Где-то будет достаточно базовых отчетов ДДС, ОПиУ, Баланс и умение работать с платежным календарем. А где-то нужно вести остатки на складе, следить за топливом на рейсах, правильно учитывать списания, проводить инвентаризацию и так далее.

 Нашему клиенту из транспортной компании мы сделали таблицу, по которой можно определить эффективность работы машин по среднему расходу топлива и выручке
А вот таблица, по которой руководитель оценивает эффективность работы водителей

Упрощает информацию. Чтобы учет денег и обязательств не раздувался на миллион разных статей, финансовый директор компонует похожие операции в группы и категории. Так учет движения денег и расчет прибыли становится простым и компактным.

Собирает отчеты. Когда статьи по операциям скомпонованы, остается сделать сами таблички отчетов и научить сотрудников пользоваться ими. Специалист по финансовому учету делает так, чтобы компания правильно учитывала приход и убытие денег, считала прибыль, сводила баланс, планировала будущее, составляла бюджет по расходам и доходам, и многое другое :–)

Организует сбор данных. Чтобы собрать три базовых отчета, финфиндиректор вместе с руководителем назначают ответственных за сбор цифр. Например, отдел продаж собирает цифры по выручке с продаж, а отдел маркетинга по затратам на рекламу. Финдиректор помогает сотрудникам научиться собирать нужные цифры без отрыва от работы.

Совершенствует систему. Финансовый директор постоянно улучшает ведение учета. Ищет более простые способы сбора данных, подбирает программы для автоматизации. Чтобы не повторять одно и то же по сто раз, создает понятные инструкции для сотрудников.

Результат: готовы все отчеты для ведения правильного финансового учета. Понятно, какие данные собирать, кто это должен делать, как и зачем.

Управляет ведением учета

Чтобы через месяц поставленный учет не развалился, финансовый директор управляет сбором отчетов. Раз в неделю связывается с сотрудниками, ответственными за учет и раздает всем задания. На словах кажется все просто, но на деле всё сложнее ↓

Например, к 5 числу нам нужно подготовить всю отчетность. За это время сотрудники должны перенести статьи из банковской выписки в отчет о движении денег. Другой сотрудник должен сделать опись запасов на складе и сверить номенклатуру.

Дальше получаем данные по дебиторке и кредиторке. Переносим эти данные в табличку учета сделок. Оказывается, что в отчете о движении денег внесли операции не за этот месяц. Возвращаем на доработку, даем пинка сотруднику. И так далее в таком духе, пока данные со всех отделов не превратятся в красивые и полезные отчеты.

Во всех бизнесах — разные процессы. Где-то собираются одни цифры, где-то другие, но суть одна и та же. Задача финдиректора здесь организовать процесс так, чтобы конкретного числа конкретного месяца были собраны все отчеты.

Результат: руководитель не сидит над душой у своих сотрудников, а все нужные отчеты вовремя лежат у него на столе.

Анализирует данные и находит точки роста прибыли

Проходит два месяца. В компании стабильно ведется учет денег, расходов, сделок и продаж, ответственные знают, к какому числу нужно готовить цифры для отчетов. В общем, все пучком. Данных уже достаточно, чтобы сделать какие-нибудь выводы.

Специалист по финансовому учету приступает к аналитике. Он смотрит, что можно докрутить, чтобы прибыль компании выросла. Или обнаруживает дыры, из-за которых компания страдает. Готовит план, идет обсуждать с собственником.

Например, оказывается, что у компании есть ненужные расходы и из-за этого постоянно не хватает денег. Или маржинальность низкая и бизнес живет на грани рентабельности.

Или в целом все окей, но можно поднять конверсию сайта на 3%, закупить больше рекламы и прибыль увеличится в полтора раза.

Вариантов много, и от бизнеса к бизнесу они отличаются. Суть анализа в том, чтобы найти точки роста и заставить прибыль расти, а компанию работать эффективнее.

Если данных за предыдущие периоды достаточно, уже можно строить прогнозы на будущее и составлять бюджеты.

Результат: у руководителя компании появляются рычаги действий, дернув за которые дыры компании затягиваются, а прибыль растет как на дрожжах.

Переводит язык цифр на язык собственника и отвечает на вопросы

Если уйти на месяц собирать отчеты, что-то делать, а потом просто положить готовые отчеты собственнику на стол, вряд ли он что-то в них поймет. Поэтому финансовый директор объясняет руководителю, на что в отчете смотреть, что обозначает каждая цифра, что куда растет, что хорошо, а что плохо.

Финдиректор помогает собственнику получить ответы на волнующие вопросы:

  • Сколько реально зарабатывает бизнес? Хорошо это или не очень?
  • Что делать дальше, чтобы вырасти в разы?
  • Как не попадать в кассовые разрывы?
  • Где в бизнесе дыры?
  • Какие сотрудники работают неэффективно?
  • Сколько можно выдернуть денег на себя любимого?

И прочие…

Результат: у собственника есть ответы на все важные вопросы. Он понимает, кто мы, откуда пришли, куда идем и зачем.

Помогает руководителю компании принимать решения

Специалист по финансовому учету — не руководитель компании, и принимать решения за руководителя права не имеет. Финдериктор лишь предлагает варианты действий, которые приведут к конкретному результату (если делать). Конечное решение — всегда за руководителем компании.

Если у руководителя есть идея, которую он хочет оцифровать, финдиректор поможет составить финмодель и просчитать возможный результат. В финмодели будут учтены все этапы воронки продаж, расходы и оборотный капитал. Вы сможете увидеть, сколько компания заработает прибыли и, как это отразится на остальных показателях — рентабельности, маржинальности, среднем чеке, конверсии продаж и так далее.

Например, чтобы привлечь клиентов, вы хотите давать им большую отсрочку платежа, чем это делают конкуренты. Специалист по финансовому учету считает, что из этого получится, и, оказывается, что если это сделать, то компании постоянно не будет хватать денег, чтобы платить зарплаты.

Или вы хотите работать по госзаказам. Но по условиям там нет предоплаты, а полная оплата после сданных работ. Считаем, узнаем, что нам не хватит оборотки, чтобы доделать проект до конца, который будет длиться минимум пять месяцев. Госзаказы пока невыгодны.

Результат: каждое действие руководителя теперь оцифровано. Каждая идея подвергается оценке и выдвигается вердикт — выгодно это или нет.

Дела, которыми финдиректор не занимается

Финдиректор — не супермен. У него, как и у других специалистов есть своя зона ответственности. Но некоторые думают, что один человек решит все проблемы. Так или иначе специалист по финансовому учету не поможет в следующем.

Оптимизация налогов. Финдиректор — не бухгалтер. К сожалению, он не сможет помочь с оптимизацией налоговой базы, официальным оформлением сотрудников и подготовкой декларации.

Автоматизация учета. Задача финдиректора — наладить ведение учета с точки зрения методологии. Но он не программист, чтобы настроить 1С-ку или заставить попадать цифры из вашего мозга прямиком в Эксель. Финдиректор может составить техзадание для программиста и проследить, чтобы тот настроил автоматизацию так, как надо.

Описание бизнес-процессов. Финдиректор — не специалист в отладке внутренних процессов компании. Он не сможет описать всю цепочку оказания вашей услуги, задействованных лиц, необходимых ресурсов и конечных результатов. Этим занимаются другие специалисты.

Финансовый директор на аутсорсе

Мы в «Нескучных финансах» предоставляем бизнесу финансового директора в формате аутсорсинга и для решения точечных проблем. Специалист присоединяется к вашей команде и начинает делать дела: наводить порядок в финансах, внедрять отчеты, анализировать показатели и вместе с вами делать компанию стабильнее и прибыльнее.

Мы работаем по отлаженной технологии, которую применили уже в 300+ компаниях. Вся работа — в онлайне.

Увидите, где вы теряете до 40% прибыли

Бесплатная онлайн-встреча с финансовым директором для предпринимателей




    Для собственников бизнеса с выручкой от 2 млн рублей в месяц

    ✔️ Готово: ваша заявка на онлайн-встречу с финдиром принята!

    В течение рабочего дня позвоним вам, чтобы уточнить детали и подобрать удобное для встречи время. Если не дозвонимся, то напишем в мессенджеры и на почту.

    #финдиректор для малого бизнеса
    Опубликовано: 05.07.19 Просмотров: 16 735

    Читайте также

    Бесплатно
    Барсетка: 16 шаблонов для финучета
    Бесплатно
    Управленка: курс по финансам
    Бесплатно
    Деньги под контролем: курс по ДДС
    Бесплатно
    Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс