26 апреля 2023
Кейсы

Франшиза салонов:
от кассовых разрывов
до 5,8 млн ₽ в фондах за 11 месяцев

В начале работы с Нескучными внутри «Ноготочков» царил хаос: деньги компании, как бумажный кораблик, проплывали мимо и на счетах задерживались неохотно. Самое неприятное случалось, когда собственница выводила дивиденды, а потом их приходилось возвращать, чтобы платить сотрудникам зарплаты.

При этом владелица «Ноготочков» хотела продавать больше франшиз и мечтала о подушке безопасности. Нескучные пришли на помощь и всего через 11 месяцев собрали в фондах 5,8 млн ₽. Рассказываем, как нам это удалось.

Мы придумали название «Ноготочки», чтобы сохранить анонимность компании. А вот история и счастливая собственница — настоящие.

Разобрались, что происходит в компании и где закопаны деньги

Сеть салонов «Ноготочки» работает на рынке больше 10 лет. У компании три основных источника дохода:

  • Франшизы — «Ноготочки» продают свой торговый знак и помогают открывать салоны другим предпринимателям.
  • Роялти — партнеры-франчайзи ежемесячно платят за помощь в ведении бизнеса.
  • Торговый дом — продает партнерам все необходимое для открытия и работы салонов, то есть оборудование, мебель, расходные материалы.

При этом компания регулярно попадала в кассовые разрывы, а собственнице приходилось вливать дополнительные деньги в бизнес. Конечно, в таком положении о фондах говорить было рано. Ведь для их создания нужно три обязательных компонента: положительный собственный капитал, ежемесячная прибыль и деньги на расчетных счетах.

Поэтому я начала стандартно — внедрила ДДС и попросила заносить туда все выбытия и поступления. Благодаря ответственному отношению собственницы и команды уже в первые месяцы работы нам удалось найти черные дыры, которые затягивали слишком много денег.

Например, мы увидели, что у компании большие коммерческие расходы — на рекламу и маркетинг. При этом предполагалось, что «Ноготочки» рекламируют все салоны за свои деньги, а партнеры компенсируют часть этих затрат. Но в реальности было по-другому: компания платила за продвижение, не отслеживала поступления от партнеров и теряла таким образом деньги. 

Из-за регулярных убытков собственный капитал «Ноготочков» таял, а владелица лишь ухудшала ситуацию, когда бесконтрольно выводила дивиденды. Чтобы остановить негативный тренд, нужно было научиться управлять деньгами и получать больше прибыли.

Параллельно я собрала финмодель и поняла, что франшизы — локомотив «Ноготочков»: чем больше у компании партнеров, тем выше роялти и больше оборудования и материалов продаст торговый дом. Именно на этом направлении мы решили сосредоточиться, чтобы увеличить прибыль «Ноготочков». Но обо всем по порядку.

Научились управлять деньгами и попрощались с кассовыми разрывами

Чтобы перестать копить убытки и попрощаться с кассовыми разрывами, мы определили основные отделы, которые зарабатывают и потребляют деньги. Вот они:

  • отдел продаж — заключает сделки с франчайзи;
  • отдел сопровождения — собирает роялти;
  • торговый дом — продает сопутствующие товары.

На базе отделов создали центры финансовой ответственности (ЦФО). В конце каждого месяца обязали их показывать руководству, сколько денег они предполагают потратить и сколько поступлений обеспечить в следующие 30 дней. Выплаты дивидендов тоже стали планировать. После этого бухгалтер сводил все данные в платежный календарь.

На этом этапе у нас появился двойной контроль выбытий, и теперь «Ноготочки» могли их корректировать.

Контроль № 1. Исполнительный директор проверяет запланированные платежи. Он смотрит, какие отделы сколько хотят потратить и есть ли риск кассового разрыва. После чего принимает решение о целесообразности этого платежа.

Например, если руководитель видит, что плановый рекламный бюджет выше, чем компания может себе позволить в ближайший месяц, то уменьшает эту сумму. 

Или, например, если сотрудники торгового дома планируют большую закупку на склад, но продаж в следующем месяце мало, они могут поступить по-разному. Среди вариантов: увеличить продажи, уменьшить закуп или обратиться за деньгами к головной компании «Ноготочков».

Контроль № 2. Бухгалтер проверяет, включена ли оплата в план. Это значит, что сотрудники должны указывать в заявке на платеж, был ли он запланирован. Если был — всё в порядке. Если нет — нужно его обосновать.

Даже собственница приняла правила игры и стала их соблюдать: выводить дивиденды теперь можно было только в запланированное время. 

А еще «Ноготочки» стали контролировать не только выбытия, но и поступления. Например, раньше сотрудники отдела сопровождения не следили за тем, когда приходят роялти. Теперь же они стали активнее связываться с франчайзи, чтобы те не тянули с оплатами.

Так, платежный календарь показал, что будет происходить с компанией в ближайшее время, и помог избежать кассовых разрывов. А благодаря управлению деньгами у «Ноготочков» стали расти средства на счетах — один компонент был готов.

Стали следить за сроками открытия салонов и получили первую прибыль

Нашей следующей задачей было настроить регулярное поступление прибыли и стабильный рост собственного капитала. Для этого я собрала ОПиУ и увидела, что при одной и той же общей выручке у нас может быть совершенно разная чистая прибыль. А все потому, что у трех основных направлений бизнеса отличается рентабельность по маржинальному доходу.

Получалось, что при одной и той же выручке мы могли в какие-то месяцы уйти в минус. Например, когда большая ее часть приходила от торгового дома. Тогда мы тратили почти все деньги на переменные расходы, а нужно было оплачивать еще и постоянные — аренду, зарплату сотрудникам, рекламу. 

Этот факт еще раз подтвердил наше предположение, что нужно продавать больше франшиз. Руководители «Ноготочков» начали с двух важных решений ↓

Решение 1. Не растягивать сроки открытия салонов. «Ноготочки» признавали выручку после того, как партнеры торжественно перерезали ленточку. При этом собственница считала, что салоны открываются через 2 месяца, но по факту это могло произойти через 3, 4 или даже 5 месяцев.

Чтобы выручка поступала регулярно, компания стала контролировать сроки и указывать плановые даты открытия в учете сделок.

Решение 2. Следить за качеством услуг партнеров. Руководители «Ноготочков» заметили, что их потенциальные франчайзи перед покупкой заходят в открытые салоны. Они смотрят, как там все устроено, а уже потом решают, стоит ли платить за торговый знак. Поэтому важно, чтобы качество услуг в студиях-партнерах было на высоте.

Благодаря упору на продаже франшиз мы наконец увидели регулярную прибыль и устойчивый рост собственного капитала. Все необходимые компоненты оказались у нас в руках, самое время собирать фонды.

В мае-июне был спад, так как в марте мы продали меньше франшиз: из-за кризиса привычные каналы для рекламы стали недоступны. Но потом все выровнялось

Создали фонды и начали копить в них деньги

Чтобы рассчитать сумму фондов, мы узнали, сколько денег хочет получать собственница, и пошли от обратного:

Сколько надо дивидендов?

Какая для этого должна быть чистая прибыль?

Какая должна быть выручка?

Сколько денег должно приносить каждое направление?

Сколько для этого нужно открыть салонов?

Сколько продать франшиз?

Так у нас родился план продаж и ежемесячные бюджеты по доходам и расходам, которые будут поддерживать наши фонды.

При этом мы учли планы собственницы по масштабированию бизнеса и подушке безопасности и по факту у нас получился не один фонд, а четыре.

Мы открыли отдельный счет и каждую неделю перечисляли туда деньги. За ориентир взяли рентабельность чистой прибыли, то есть сколько прибыли остается в компании после выплаты всех расходов. Как это считается, рассказывали в другой статье: Как не проесть всю прибыль: система фондов и счетов.

Сначала переводили 7% от поступлений на счет. Решили, что раз в квартал будем обновлять этот показатель, если рентабельность станет расти. Так мы повысили процент сначала до 15, а потом и до 20.

К концу нашего сотрудничества «Ноготочки» накопили на счету 5,8 млн ₽, а к концу года — 9 млн ₽. При этом оборот компании увеличился в среднем в два раза.

Собственница была в восторге от проделанной работы и захотела нанять финансового директора в штат. Вдобавок она поняла, что для роста бизнеса ей нужен директор по развитию. И накопленные фонды оказались как раз кстати.

А еще, внедрив управленческий учет, мы освободили бухгалтера от бесконечных вопросов, где деньги. Вот он, счастливый ↓  

Поможем подготовить почву для масштабирования

В этой истории финдиректор Нескучных помог наладить грамотный управленческий учет, избавиться от хаоса кассовых разрывов и создать фонды для дивидендов собственницы и развития компании. Поможем мы и с другими финансовыми проблемами в любых сферах бизнеса: торговле, производстве и услугах. Вот лишь некоторые из наших историй:

Со всеми компаниями работаем удаленно, онлайн, поэтому город не важен. 

Везде финдиректор наводит порядок в финансах бизнеса, внедряет отчеты и финансовое планирование, а если нужно — помогает навести порядок в запасах и придумать, как автоматизировать закупки. В общем, делает всё, чтобы вместе с собственником увеличивать прибыль бизнеса.

Вы можете подробнее узнать о работе финансового директора и о том, как он может помочь именно вашей компании: на аутсорсе или попроектно. Для этого запишитесь к нам на онлайн-консультацию ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
#масштабирование #прибыль #развитие бизнеса #собственный капитал #фонды #франшиза
Опубликовано: 26.04.23 Просмотров: 424
Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс