11.09.2024
Стратегия
Все статьи

PEST-анализ для бизнеса

Дарья Грачева
Финансовый директор Нескучных финансов
Дарья Грачева
Елизавета Иванова
Редактор
PEST-анализ для бизнеса
  • 1658

Как оценить перспективы развития и учесть внешние риски 

Опытные предприниматели наслышаны о том, как важно анализировать деятельность своей компании и следить за порядком в финансах.  Внутренний анализ действительно важен для любого бизнеса, но риски могут возникать и из внешней среды. Так, изменения в политике или налоговом законодательстве регулярно становятся причиной банкротства компаний.  

Посмотреть в будущее и узнать, что ждет ваш бизнес завтра, невозможно. Но подготовиться к угрозам и оценить влияние на работу компании можно. Для этого экономисты и предприниматели используют PEST-анализ. 

PEST-анализ — это инструмент, который помогает оценить угрозы для бизнеса из внешней среды и увидеть перспективы развития компании. В его названии заложены основные факторы, учитывающиеся при анализе: политические, экономические, социальные и технологические. 

В статье рассказали, зачем бизнесу нужен PEST-анализ и как провести его с нуля. 

Содержание

Зачем бизнесу нужен PEST-анализ

Какие факторы оценивает PEST-анализ

Плюсы и минусы PEST-анализа

Как провести PEST-анализ

PEST-анализ: частые вопросы собственников

Что такое PEST-анализ: в двух словах

Поможем провести оценку внешних рисков и угроз бизнеса

Зачем бизнесу нужен PEST-анализ

PEST-анализ помогает бизнесу выстраивать стратегию развития компании и предупреждать последствия внешних угроз.

После того как руководитель увидит риски, ему будет проще принять меры поддержки своего бизнеса: разработать альтернативные логистические цепочки, собрать базу запасных поставщиков или построить финмодель на случай, если бизнес потеряет часть прибыли. 

Анализ внешних рисков применяют не только финансисты. Этот инструмент также полезен маркетологам, продажникам и риск-менеджерам. 

Специалисты используют его при запуске нового продукта — например, чтобы понять, будет ли он востребован и какие могут быть ограничения на производство и продажу. 

Компании, которые проводят анализ хотя бы два раза в год, отслеживают свое положение на рынке. Они оперативно находят новые возможности для масштабирования и предупреждают влияние изменений во внешней среде, таких как повышение спроса или конкуренции. 

Например, после введения санкций в сторону России многие компании ушли с местного рынка, тем самым освободив большую часть сегмента. Российские ретейлеры оперативно увеличили производственные мощности и смогли частично заменить иностранных производителей. Так, выручка отечественной компании MELON FASHION GROUP за 2022 год увеличилась почти на 6 млрд долларов. 

Какие факторы оценивает PEST-анализ

PEST-анализ позволяет оценить риски и перспективы развития для бизнеса сразу с нескольких сторон. Эти аспекты называют факторами анализа. Каждый из них важен для работы компании и может прямо или косвенно влиять на нее. 

Политический фактор

Все принятые правительством законы и проводимая политика, как внутри государства, так и вне, влияют на ведение бизнеса. К ним относятся:

  • изменения в законодательстве,

  • вступления в союзы и ассоциации,

  • внешнеполитические действия,

  • внутригосударственная политика власти,

  • правила импорта и экспорта продукции.

Например, с 1 апреля 2024 года обязательной маркировке через систему «Честный знак» подлежат вся одежда и текстиль. Производители должны промаркировать все новые изделия. Из-за этого увеличится их себестоимость и придется потратиться на дополнительное ПО. 

Влиять на бизнес с политической точки зрения могут и более глобальные изменения. Например, международная политика государства. В 2022 году из-за санкций для российского бизнеса закрылись многие логистические пути и большая часть воздушного пространства. Тем, кто работал с зарубежным сырьем и материалами, пришлось в кратчайшие сроки искать альтернативы на родине и обходные пути поставок. 

Экономический фактор

Все экономические изменения неразрывно связаны с изменениями в бизнесе.

Например, если ЦБ РФ говорит о повышении ключевой ставки, то вместе с ней повысится и ставка коммерческих банков. Значит, компании стоит пересмотреть текущую политику привлечения заемных средств. 

Полезно отслеживать и платежеспособность населения. Если она падает, то бизнесу стоит открыть бюджетную линейку бренда. Такие «доступные» дочерние бренды можно найти почти у всех мировых ретейлеров одежды. 

Кроме того, к экономическому фактору относятся: 

  • динамика инфляции,

  • объем спроса и предложения на рынке, 

  • стоимость полезных ископаемых,

  • ВВП и ВРП,  

  • курсы валют, 

  • емкость рынка,

  • таможенные и логистические тарифы.

Социально-культурный фактор

Социальный фактор оценивает тенденции общества. Главным образом здесь нужно подумать о том, что ждет общество от бизнеса и как социальные факторы влияют на его деятельность. При анализе в этом блоке нужно учесть: 

  • демографические показатели,

  • уровень жизни населения,

  • покупательские запросы,

  • миграцию,

  • традиции, 

  • уровень образования населения,

  • квалификацию кадров,

  • социально-культурные нормы.

«Хороший пример в этом случае — открытие обособленного подразделения в новом регионе. Перед этим нужно убедиться, что квалификации местных кадров хватает для обработки ваших бизнес-задач. Здесь же нужно учитывать культурные особенности региона и традиции местного населения».

Технологический фактор

Технологии могут загубить бизнес или дать ему новую ветвь развития — зависит от того, как ими воспользоваться. В технологическом блоке стоит оценить рынок инноваций и научного развития не только вашей сферы, но и смежных. Так, очки виртуальной реальности — косвенный конкурент всего телевидения, а онлайн-издания уже давно заменили некогда привычные бумажные газеты. 

В блоке технологий нужно учитывать:

  • инновации и скорость их развития,

  • патенты конкурентов,

  • развитие смежных отраслей,

  • развитие нейросетей и их влияние на рынок труда,

  • наличие или отсутствие программных продуктов.

Важно: при выборе факторов, влияющих на бизнес, нужно оценивать их влияние приземленно. Не стоит включать в анализ глобальные проблемы или «конец света». К таким сценариям трудно подобрать меры защиты, а предугадать их невозможно. Обилие тезисов может сильно исказить результаты PEST-анализа.

Плюсы и минусы PEST-анализа

Это хорошо,

но есть нюанс

Анализ помогает увидеть слабые стороны бизнеса,

но не затрагивает внутренние процессы бизнеса.

Показывает точки роста компании и перспективные направления,

но сбор информации требует много времени и ресурсов.

С его помощью можно увидеть реальное положение компании на рынке,

но как только внешние условия изменятся, результаты анализа станут неактуальными.

Анализ поможет собственнику лучше понимать рыночные тенденции и находить решение заранее, 

но для качественной оценки нужна помощь экспертов — экономистов, юристов и нишевых профессионалов.

В результате анализа можно принять предупреждающие меры против рисков, 

но предсказать точные изменения в экономике, политике, обществе и науке невозможно.



Как провести PEST-анализ

Шаг 1. Определите факторы, которые могут повлиять на ваш бизнес, по матрице — от политических к технологическим. 

Например, для российского ретейлера автомобильных запчастей в политических факторах могут быть санкции и обязательная маркировка товара. Экономические — платежеспособность в регионе. Социальные — кадровый голод, а технологические — потеря актуальности комплектующих.  

Политический фактор

Экономический фактор

Санкции со стороны других стран

Ограничения на ввоз иностранных товаров

Обязательная маркировка для всей розничной торговли

Платежеспособность населения в регионе

Кадровый голод

Уровень жизни 

Потеря актуальности комплектующих

Социальный фактор

Технологический фактор

Шаг 2. Для каждого фактора соберите данные о вероятности его изменения. 

Шаг 3. Оцените, насколько каждый фактор значим для бизнеса, по шкале от 1 до 3. Где 1 — маловажный фактор, 3 — критически важный фактор. Например: 

Политический фактор

Экономический фактор

Санкции со стороны других стран  2

Ограничения на ввоз иностранных  товаров  3

Обязательная маркировка для всей розничной торговли   2

Платежеспособность населения в регионе  2

Кадровый голод  1

Уровень жизни  2

Потеря актуальности комплектующих 3

Социальный фактор

Технологический фактор

Шаг 4. Оцените степень влияния изменений для каждого фактора на бизнес. 

Чтобы оценка была более точной, привлеките к ней экспертов. Ими могут быть налоговые консультанты, финансисты, таможенные брокеры и предприниматели. Шкала оценки останется прежней — от 1 до 3. 

Например, вот так три эксперта могли бы оценить важность политических факторов

Эксперт

Санкции со стороны других стран

Ограничения на ввоз иностранных  товаров

Обязательная маркировка для всей розничной торговли

1

3

3

1

2

2

3

2

3

3

3

1

Среднее значение

2,7

3

1,3

Шаг 5. Соберите средние значения для каждого фактора среди всех оценок экспертов. Прибавьте к ним оценку важности.  

Шаг 6. Сравните весовые значения каждого фактора. Чем больше показатель, тем важнее фактор. С этими рисками стоит начать работать в первую очередь.

Политический фактор

Экономический фактор

Санкции со стороны других стран  4,7

Ограничения на ввоз иностранных  товаров  6

Обязательная маркировка для всей розничной торговли   3,3

Платежеспособность населения в регионе  4,3

Кадровый голод  2,1

Уровень жизни  3,3

Потеря актуальности комплектующих  6

Социальный фактор

Технологический фактор

Шаг 7. Составьте таблицу, чтобы приоритизировать факторы по весовому значению. В ней можно более подробно описать каждый фактор и что произойдет с бизнесом, если он изменится. 


Фактор

Весовое значение

Ограничения на ввоз иностранных  товаров

6

Потеря актуальности комплектующих

6

Санкции со стороны других стран

4,7

Платежеспособность населения в регионе 

4,3

Обязательная маркировка для всей розничной торговли  

3,3


Уровень жизни

3,3

Кадровый голод

2,1

PEST-анализ — это только инструмент, на основе которого руководитель должен принимать решения. Результаты анализа помогут начать работать с рисками бизнеса. 

Например, в случае с ретейлером автозапчастей ключевой риск — ограничения на ввоз иностранных товаров. Значит, чтобы предупредить потерю поставок комплектующих из-за рубежа, нужно уже сейчас разработать альтернативную цепочку поставок и начать тестировать новых поставщиков. 

PEST-анализ: частые вопросы собственников

Как PEST-анализ поможет моему бизнесу расти?

PEST-анализ покажет слабые стороны компании и точки роста. Например, если вы все еще не используете нейросети, то стоит рассмотреть варианты оптимизации некоторых задач. Крупные компании уже активно заменяют сотни сотрудников интеллектуальными помощниками. 

Кто должен проводить PEST-анализ?

Проводить анализ может сам собственник. Несмотря на то что этот инструмент используют маркетологи, финансисты и проектные менеджеры, в нем нет ничего сложного. Главное — понимать, какие факторы влияют на деятельность компании. 

Каких экспертов привлечь для оценки?

Набор экспертов зависит от бизнеса и факторов, которые вы определили для своего анализа. Так, например, если вам нужно узнать о международных перевозках — спросите об этом у специалиста таможни. Обязательно при анализе вам понадобится помощь экономиста и налогового консультанта.

Что такое PEST-анализ: в двух словах

  • PEST-анализ — это экономический инструмент, который помогает оценить угрозы для бизнеса из внешней среды и перспективы развития компании. В его названии заложены основные факторы, учитывающиеся при анализе: политический, экономический, социальный и технологический. 

  • Анализ внешних рисков применяют не только финансисты. Этот инструмент также полезен маркетологам, продажникам и риск-менеджерам.

  • Компании, которые проводят анализ хотя бы два раза в год, отслеживают свое положение на рынке, могут оперативно находить новые ниши для масштабирования и предупреждать изменения во внешней среде — предугадывать повышение спроса или конкуренции.

  • Чтобы провести PEST-анализ, нужно определить факторы, влияющие на бизнес, оценить их по значимости и степени воздействия. В этом помогут эксперты — экономисты, юристы и налоговые консультанты. После приоритизируйте факторы и разработайте меры для их предупреждения.

  • При выборе факторов, влияющих на бизнес, нужно оценивать их влияние приземленно. Не стоит включать в анализ глобальные проблемы или «конец света». К таким сценариям трудно подобрать меры защиты, а предугадать их невозможно.

Поможем провести оценку внешних рисков и угроз бизнеса

Проводить оценку рисков, перспектив и текущего состояния бизнеса важно регулярно. Это поможет собственнику видеть реальную картину деятельности компании и принимать грамотные управленческие решения. 

PEST-анализ — это только один из возможных инструментов мониторинга внешних угроз. Специалисты Нескучных в своей работе используют комплексный подход через анализ финмодели, управленческой отчетности и метрик SWOT-анализа.

Вот как наши финдиры решают запутанные финансовые дела бизнеса:

Если в ваших финансах тоже что-то «сломалось», потерялось или запуталось — вы можете обратиться к нам. Финдиры Нескучных помогут разобраться с любыми проблемами и найти решение. 

Нам неважно, где вы находитесь и в какой сфере ведете бизнес: мы работаем онлайн и сможет подобрать специалиста индивидуально под вас. 

Проконсультироваться со специалистом можно уже сейчас. Заполняйте форму обратной связи для бесплатной онлайн-встречи с финдиром НФ.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс