12.09.2024
Кейсы
Все статьи

Тайна двух филиалов: подняли выручку с 13 до 31 млн ₽ при прежнем ФОТ

Надежда Климок
Финансовый директор Нескучных финансов
Надежда Климок
Наталья Болдырева
Редактор
Тайна двух филиалов: подняли выручку с 13 до 31 млн ₽ при прежнем ФОТ
  • 641

Кейтеринговая компания «Вкусно» работает на выездных мероприятиях: фуршетах, корпоративах, свадьбах. У компании есть два филиала в разных городах. 

В Нескучные финансы «Вкусно» пришла с простым на первый взгляд запросом: понять, приносит ли бизнес прибыль. Собственник получал дивиденды, но переживал, не забирает ли он из компании то, что нельзя забирать. Кроме этого, он хотел оцифровать бизнес, разобраться с расходами и наметить планы по развитию. 

«Вкусно» — это выдуманное название. Придумали его, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. А вот сама история — чистая правда. 

Содержание

Увидели, что соотношение расходов и выручки у филиалов разное

Выяснили, что себестоимость услуг одинаковая, а фонд оплаты труда — разный

Ввели спецпоказатель по количеству выполненных заказов и подняли выручку

Поможем настроить управленческий учет

Увидели, что соотношение расходов и выручки у филиалов разное

Собственник компании «Вкусно» не знал, есть ли у них чистая прибыль, потому что до прихода финдира НФ в компании не было ни одного отчета о прибылях и убытках, или ОПиУ

Владелец  выводил дивиденды интуитивно: вроде хорошо поработали в последние месяцы, можно взять сколько-то денег. 

Чтобы понять, как у «Вкусно» обстоят дела с прибылью, финдиректор первым делом собрала ОПиУ и заметила другую проблему: соотношение расходов и выручки в филиалах различается. 

  • → Один филиал работает давно: больше заказов, выше расходы и выручка.

  • → Второй филиал работает недавно: заказов меньше, выручка тоже меньше.

Казалось бы, всё логично. Но если соотнести расходы и выручку, окажется, что на каждый вложенный рубль первый филиал приносит больше денег, чем второй. То есть у второго филиала рентабельность по валовой прибыли была сильно ниже:

Если второй филиал наберет обороты, то при текущем уровне эффективности смысла масштабироваться не будет — итоговый выхлоп всё равно будет далек от первого филиала.

Выяснили, что себестоимость услуг одинаковая, а фонд оплаты труда — разный

Чтобы разобраться с тайной второго филиала, финдиректор оцифровала работу первого филиала, а затем — второго. Вместе с собственником сравнили полученные результаты и поставили цель — подтянуть показатели второго филиала.

Но сначала нужно было выяснить, почему они такие низкие. Для этого стали сравнивать статьи расходов первого и второго филиала. Себестоимость услуг была одинаковой, а самая большая разница оказалась в фонде оплаты труда

Стали анализировать дальше. Оказалось, что повара кейтеринга делают одни и те же заказы с разной скоростью, и эта разница — в семь раз:

  • в первом филиале — 3,5 заказа в час;

  • втором — 0,5 заказа в час.

А работают повара на сдельной системе оплаты. Но во втором филиале, чтобы выполнить нужный объем заказов, приходилось постоянно выводить на работу в три раза больше поваров и платить им в сумме в три раза больше. 

Почему так происходило, точно не известно, но есть несколько гипотез:

  • управляющий не понимал, сколько людей понадобится на смене, и выводил лишних сотрудников. Или перестраховывался;

  • сами сотрудники создавали видимость работы, но ничего не делали;

  • управляющий не мог заставить сотрудников работать.

С этим нужно было что-то делать ↓

Ввели спецпоказатель по количеству выполненных заказов и подняли выручку

Прежде всего, финдир Нескучных взяла данные по количеству заказов, поваров и часов и ввела специальный показатель — количество выполненных поварами заказов в час. Управляющий второго филиала получил точную цифру по количеству заказов, которые они должны выполнить, — 3,5 заказа в час, как у первого филиала.

Второй филиал смог достичь этого показателя через год, но к этому времени первый филиал уже делал 6 заказов в час. Теперь второй филиал снова пытается догнать первый, хотя первый уже делает 8 заказов в час:

Вопрос: а сможет ли не особо быстроногий Ахиллес догнать не совсем уж неторопливую черепаху?

Такой разрыв между филиалами, возможно, связан с человеческим фактором — работой управляющих. Но управляющему во втором филиале показали, как работает первый, и деваться было некуда: пришлось выстраивать работу с сотрудниками иначе. Со временем управляющего сменили. 

В итоге благодаря оцифровке удалось увидеть, что происходит во втором филиале, как много компания тратит на ФОТ, и подтянуть показатели. 

В итоге общая выручка у двух филиалов за аналогичные периоды выросла в два раза: с 13 млн ₽ до 31 млн ₽. И это при сохранении прежней доли фонда оплаты труда в расходах! 

А там, где прозрачная выручка, — там и чистая прибыль, и дивиденды для собственника.

P.S.: Компания «Вкусно» продолжает растить выручку — например, в первом филиале сделали уже x3 — и запланировала открытие новых филиалов. 

Поможем настроить управленческий учет

Если настроить управленческий учет правильно, можно полностью изменить подход к работе и вывести бизнес в прибыльный. Вот как это обычно бывает:

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс