Автопарк «Рент» сдает машины под такси. У бизнеса около тысячи автомобилей эконом-класса и оборот в месяц больше 20 млн ₽.
Собственник пришел в Нескучные, чтобы узнать, сколько бизнес зарабатывает со сдачи каждого авто, и думал, что компания работает с прибылью. Рассказываем, как финдир вывела автопарк из убытков 17 млн ₽ в плюс.
«Рент» — выдуманное название, мы его используем, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. Сама история — чистая правда.
Содержание
Шаг 1. Подняли стоимость аренды, чтобы выйти из убытка
Шаг 2. Начали вести учет запчастей
Шаг 3. Ввели мотивацию для водителей
В итоге: вывели компанию из убытков в 1,5 млн ₽ чистой прибыли
Что хотел собственник: оцифровать работу бизнеса
Собственник автопарка пришел в Нескучные, чтобы найти ответы на два вопроса ↓
Сколько прибыли приносят 809 машин? «Рент» сдает авто в аренду водителям такси через агрегатор. Каждый водитель платит автопарку 1500 ₽ в день. На первый взгляд всё очевидно: выручка с 809 машин = 1500 ₽ * 809. Но!
Но случается всякое. Например, машина попала в ДТП, водитель заболел и вернул авто на базу раньше срока, — выручки стало меньше. Либо подошло время технического обслуживания и другого ремонта — парк увеличил расходы, и опять-таки сумма изменилась.
В итоге непонятно, сколько в среднем зарабатывает бизнес в целом и с каждой тачки.
Сколько денег уходит на ремонт? Машины в такси работают на износ и часто попадают в ДТП, а автопарк ремонтирует и обслуживает их своими силами. Собственник хотел взять это направление под контроль — провести инвентаризацию и просчитать расходы.
Какие проблемы нашла финдир
Когда финдир пришла в «Рент» и начала искать ответы на вопросы собственника, она увидела три проблемы — не совсем по его вопросам ↓
Проблема 1. Не вели три главных отчета. Автопарк вел финансовый учет в упрощенном виде — можно было узнать, сколько денег в кассе, откуда они пришли и на что ушли. Этого мало. В учете не хватало информации, например:
-
сколько денег остается в бизнесе на начало и конец периода;
-
как распределяются деньги по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании;
-
что там с запасами: сколько и каких запчастей, шин, масел и других вещей есть на складе.
Из того, что в бизнесе не вели полноценный управленческий учет, вытекали другие проблемы ↓
Проблема 2. Убыток в 17 млн ₽. Когда финдир собрала ОПиУ за последний месяц, то увидела, что автопарк работает в убыток: бизнес тратил больше, чем зарабатывал. И это стало открытием для всех.
↑ Собственник думал, что деньги у компании есть, но ОПиУ показал другую картинку
Проблема 3. Около 70% выручки уходит на ремонт машин. «Рент» сдавал машины под такси эконом-класса. Среднее авто можно описать так: уставший седан с пробегом 200 000 км, на запчастях которого экономили.
При этом экономия не была экономной: автопарк платил дважды — первый раз, когда ставил дешевую запчасть, а второй раз — когда запчасть ломалась снова. Такая экономия вылилась бизнесу в огромные затраты — на ремонт уходило до 70% выручки.
Как видно, «Рент» работал в лютом минусе. Поэтому вопросы собственника пока отложили и взялись исправлять ситуацию с минусами. Вот что сделали по шагам ↓
Шаг 1. Подняли стоимость аренды, чтобы выйти из убытка
Финдир начала с анализа загрузки по аренде авто. Оказалось, что ежедневно на линию выезжает от 83 до 87% всех машин автопарка, — значит, спрос есть и деньги идут.
В то же время другие таксопарки сдают авто в аренду дороже. Поэтому пошли простым путем — увеличили стоимость суточной аренды с 1500 ₽ до 1700 ₽.
Уже в следующем месяце бизнес получил такие результаты:
-
выход машин на линию сохранился — 89% от всего автопарка;
-
выручка выросла на 7 млн ₽ — с 30,8 млн ₽ до 37,8 млн ₽.
Шаг 2. Начали вести учет запчастей
70% выручки уходили на ремонт и обслуживание машин. Чтобы сократить расходы, финдир предложила бить в эту точку. Для этого:
-
провели инвентаризацию — посчитали, сколько запчастей есть на складе, и занесли все в 1С;
-
взяли выдачу запчастей под контроль — теперь это работает так ↓
Как выдавали запчасти раньше |
Как выдают запчасти сейчас |
У механиков бесконтрольный доступ к складу запчастей. ↓ |
Доступ прикрыли. Если нужна запчасть для ремонта, ее нельзя взять просто так. ↓ |
Инвентаризацию проводили раз в три месяца, и она не помогала: недостачу списывали на «Ну, кто-то взял для ремонта». Кто, для какого авто, когда — неизвестно. ↓ |
Запчасти выдают под ответственность сотрудников. А все данные — о количестве и виде запчастей, сотрудниках и ремонтируемых авто — фиксируют в 1С. ↓ |
Куда на самом деле ушла запчасть — никто не знал |
В любой момент можно проверить, кто, зачем, когда и какую запчасть взял. |
Новая система учета помогла снизить расходы на обслуживание авто и запчасти на 44% за четыре месяца. В январе тратили 28 млн ₽, а уже в апреле — 12,5 млн ₽
Шаг 3. Ввели мотивацию для водителей
После того, как автопарк поднял стоимость аренды машины на 200 ₽, часть водителей отказались от сотрудничества. Поэтому финдир предложила ввести мотивацию — дать возможность выкупа автомобиля. Это помогло:
-
установить с водителями такси долгосрочные отношения — чтобы те не уходили в другие автопарки;
-
сэкономить на обслуживании — если водитель собирается выкупать авто, то ездит бережно.
В итоге: вывели компанию из убытков в 1,5 млн ₽ чистой прибыли
Собственник автопарка хотел узнать, сколько зарабатывают автомобили и сколько денег уходит на их обслуживание. В конце концов он получил ответы на свои вопросы. Но финдир сделала кое-что более важное:
-
Вывела автопарк из убытка в 17 млн ₽ в прибыль в 1,5 млн ₽. Когда финдир рассказала об этом на презентации отчетности, радовались все — и собственник, и бухгалтер, и финменеджер.
-
Сократила расходы по запчастям и обслуживанию авто на 44%. Расходы снизились от 28,2 млн ₽ в январе до 12,5 млн ₽ в апреле.
И всё это — за шесть месяцев работы.
Поможем вывести бизнес в плюс
Финдиры Нескучных знают, как вывести бизнес из убытков в прибыль. Для этого они внедряют грамотный управленческий учет, сокращают расходы и ищут точки роста. Вот лишь некоторые наши кейсы:
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
Самый простой способ понять, как и чем финдир НФ может помочь вашему бизнесу, — онлайн-экскурсия по финучету. Это бесплатно и ни к чему не обязывает ↓
Комментарии