Компания «Закрутон» продает шаурму через сеть из шести павильонов в одном из российских городов. А еще владеет небольшим кафе национальной кухни. В целом бизнес работал без больших проблем и с прибылью, но финдир навел красоту и сделал его еще эффективней.
Рассказываем, над чем можно работать, когда денег хватает, но хочется еще лучше.
«Закрутон» — выдуманное название, мы его используем, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. Сама история — чистая правда.
Содержание
Три причины, по которым собственник пришел в Нескучные
Оказывается, кафе работало в убыток
В шаурмичных очереди, повара не успевают закручивать лаваш
Фудкост растет, но собственник держит старые цены
Шаг 2. Выстроили систему фондов и счетов
Шаг 3. Увеличили наполняемость чека
Шаг 4. Научили продавцов предлагать сок и соус к шаурме
Шаг 6. Начали следить за маржой на точках
В итоге: шаурмичные стали эффективнее, а собственник спокойнее
Поможем увеличить выручку и прибыль
Три причины, по которым собственник пришел в Нескучные
Причина 1. Не вели управленческий учет. Собственник «Закрутона» вел бизнес без учета — компания обходилась одним подсчетом зарплат работников, который вели на коленке.
Когда точек по продаже шаурмы было всего две — владелец на уровне ощущений понимал, сколько зарабатывает. Но с открытием новых шаурмичных ситуация изменилась ↓
Причина 2. Потерял контроль над финансами. Дальше собственник начал открывать новые павильоны, нанимать сотрудников и закупать больше сырья для производства. Бизнес вырос: с 2 до 6 шаурмичных.
И тут началось: собственник потерял контроль над деньгами, не понимал, куда они утекают и сколько можно вытаскивать на себя. Стресс, нервы, сложно быть первым…
За ответами пошел к главному бухгалтеру, но тот объяснял на своем, бухгалтерском. В итоге понимания не прибавилось.
Причина 3. Хотел масштабироваться, но было страшно. Собственник хотел открывать еще шаурмичные, но понимал — без финансиста дело не пойдет. Если открывать больше точек или запускать франшизу, то хаос в финансах лишь усилится.
С этим всем собственник и пришел в Нескучные два года назад. Финдир за это время нашла ошибки и помогла навести порядок в бизнесе: сделать так, чтобы всё было по красоте ↓
Оказывается, кафе работало в убыток
У «Закрутона» шесть точек по продаже шаурмы и одно кафе национальной кухни. Собрав финансовую модель бизнеса, финдир увидела, что кафе, где готовят плов, лагман и другую восточную еду, несколько месяцев работает в убыток.
Чтобы убедиться в расчетах, финдир собрала ОПиУ. Отчет подтвердил — из месяца в месяц точка работает в убыток и не приносит прибыли. Вот как это примерно выглядело ↓
Месяц |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Убыток |
-16 000 ₽ |
-5000 ₽ |
-33 000 ₽ |
-96 000 ₽ |
Рентабельность по валовой прибыли |
-3% |
-1% |
-7% |
-18% |
В шаурмичных очереди, повара не успевают закручивать лаваш
В сети шаурмичных все было неплохо — павильоны приносили выручку и прибыль. Но и проблем хватало. Например, в двух точках из шести шаурму не успевают крутить и продавать: покупатели даже стоят в очередях.
Логично нанять больше поваров, вот только метраж не позволяет: еще один повар и печка для параллельной готовки заказов не влезет, а увеличить площадь нельзя — нет места, чтобы расширяться.
Собственник пытался повысить скорость готовки, но, как бы сотрудники ни старались, закрыть весь спрос и вывести точку на максимум не выходило.
Фудкост растет, но собственник держит старые цены для клиентов
Когда финдир собрал ОПиУ, то увидел: маржа и рентабельность по маржинальной прибыли падают. Так происходит, потому что:
-
фудкост растет: поставщики регулярно поднимают цены на мясо и овощи;
-
цена для клиентов не меняется, собственник продает по старым ценам.
Вот как это выглядело на ОПиУ ↓
Даже с этими проблемами компании удавалось работать и зарабатывать, но не выходило получать от бизнеса максимум, поэтому финдир взялась их решать ↓
Шаг 1. Закрыли убыточное кафе
У «Закрутона» было шесть точек по продаже шаурмы и кафе — каждое направление работало с разной эффективностью. Собственник чувствовал, что с кафе было что-то не так, и отчеты его в этом убедили. Поэтому стали думать, что с ним делать дальше, — посчитали и оказалось, что вытягивать точку невыгодно:
-
придется вкладывать в маркетинг и отстраиваться от конкурентов в паре метров;
-
делать ремонт — менять обеденную зону и закупать новое торговое оборудование;
-
настраивать учет склада, менять поваров и работать над меню.
↑ Пришлось бы тратить деньги и время, когда с точками шаурмы работать проще — меньше площадь и больше выгоды. Поэтому собственник решил закрыть кафе и оставить только шаурмичные.
Вот что он сказал: «Я подтвердил свои мысли и уже на основании цифр могу принять решение о закрытии кафе. До этого я только подозревал и надеялся, что плюс-минус работаем с прибылью».
Шаг 2. Выстроили систему фондов и счетов
«Закрутон» работал без кассовых разрывов, но и без порядка в финансах. Исправили второе↓
Как было |
Как теперь |
Текущие затраты определяли сотрудники — сколько, с какого счета и за что платить. Был риск неэффективных расходов |
Используют кошелек для оборотного капитала, который регулярно пополняют на процент от операционного денежного потока. Теперь денег всегда хватает на всё: зарплаты, закупки сырья. |
Чистая прибыль лежит на счетах, хаотично распределяется на нужды бизнеса |
Создали фонды: резервов, дивидендов и развития бизнеса. Теперь собственник спокоен, может забирать регулярные и предсказуемые дивиденды, а у бизнеса есть финансовая подушка безопасности |
Шаг 3. Увеличили наполняемость чека
Чтобы увеличить выгоду от двух точек с высоким спросом, но низкой мощностью, финдир предложила работать с наполняемостью чека — то есть продавать к шаурме:
-
добавки — соус, сыр и так далее;
-
напитки — кофе, морс или газировку.
Для этого разработали скрипт, который выглядит примерно так:
*Покупатель заказывает шаурму*
↓
— А вы пробовали наш новый соус?
↓
— Да, классный!
↓
— Добавить к заказу?
Но решиться наполнять средний чек мало — нужно, чтобы команда приняла идею и тоже включилась в работу. Для этого финдир поработал над мотивацией ↓
Шаг 4. Научили продавцов предлагать сок и соус к шаурме
Чтобы продавцы предлагали купить к шаурме напиток или соус и не чувствовали, что это прихоть собственника, придумали превратить для них продажи в игру. Для этого разработали рейтинги продавцов, которые еженедельно публиковали в чате команды:
-
по сумме среднего чека;
-
по длине чека — количеству позиций.
Лидеров каждого рейтинга начали премировать в конце месяца. В итоге соревновательный дух помог — продавцы зарядились на продажи.
Всё вместе: решение наполнять средний чек и работа с мотивацией — привело к вау-эффекту:
-
средний чек вырос с 299 до 338 ₽;
-
наполняемость выросла с 1,6 позиции в чеке до 2,4.
↑ 1,6 позиции в чеке значит, что есть два типа покупателей — один берет только шаурму, а второй шаурму и добавки/напиток.
А средняя наполняемость чека от 2 — что в среднем все берут шаурму и добавки или напиток. Например, шаурму и колу. В итоге чем больше наполняемость чека, тем больше продаж, выручки и чистой прибыли.
Увеличение чека помогло выровнять сезонность — зимой шаурму покупают реже, но бизнес смог отработать декабрь выгоднее, чем обычно. Вот данные за три года ↓
Шаг 5. Подняли цены на шаурму
Чтобы остановить падение чистой прибыли из-за роста стоимости на овощи и курицу, решили поднимать цены.
Собственник переживал, что клиенты уйдут к конкурентам, — поэтому проанализировали их цены и подняли свои так, чтобы оставаться более привлекательными. Вот как цены выглядят сейчас ↓
|
«Закрутон» |
Конкурент 1 |
Конкурент 2 |
Цена шаурмы с курицей |
210 ₽ |
220 ₽ |
225 ₽ |
После поднятия цен наполняемость чека не упала — смогли удержать и не растерять покупателей.
Шаг 6. Начали следить за маржой на точках
Чтобы отслеживать выгоду от продаж, ввели таблицу анализа отклонения маржи. Она позволила:
-
Понимать, почему маржа выросла. Например, увеличили на 8000–10 000 ₽, потому что продали на 150 бутылок морса больше, чем обычно.
-
Увидеть, как поднятие цен повлияло на маржу. Например, подняли цену на картошку фри и заработали на 20 000 ₽ больше маржи.
-
Следить за себестоимостью товара и вовремя поднимать цены, если поставщик повысил у себя. Например, видим, что маржа по газировке упала, хотя регулярно закупаем и продаем одно и то же количество банок, — время поднимать цены, чтобы оставаться эффективными.
Вот как это примерно выглядит ↓
В итоге: шаурмичные стали эффективнее, а собственник спокойнее
Финдир Нескучных показала, что нет предела совершенству. Вот каких результатов удалось добиться за два года работы с «Закрутоном» ↓
-
Главное — собственник спокоен за результат и знает, что финансы под контролем. А еще понимает, что каждый управленческий отчет — это не просто таблица, а инструмент для принятия решений.
-
Сделали так, что бизнес приносит еще больше дохода. Помогли открыть новую точку, увеличили выручку компании через повышение цен, наполняемость среднего чека и работу с мотивацией команды. Это помогло увеличить выручку за 2023 год на 15 млн ₽ по сравнению с прошлым годом, при этом в декабре 2023 года выручка выросла на 6% быстрее, чем в декабре 2022 года.
-
Закрыли убыточное направление. Собственник перестал тратить время и ресурсы на убыточное кафе.
Поможем увеличить выручку и прибыль
Финдиры Нескучных знают, как привести финансы бизнеса в порядок, увеличить выручку и сократить расходы и добиться роста прибыли. Вот как они уже это делали:
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
Самый простой способ понять, как и чем финдир НФ может помочь вашему бизнесу, — онлайн-экскурсия по финучету. Это бесплатно и ни к чему не обязывает ↓
Комментарии