Монополия — ситуация или модель рынка, при которой одна компания (или группа компаний) полностью контролирует производство, продажу чего-либо или целую отрасль. Из-за отсутствия конкуренции эта компания может злоупотреблять своим положением, например завышать или занижать цены, менять их, когда хочется, не заботиться о качестве услуги.
В законе нет определения монополии, но есть термин «монополистическая деятельность» ↓
Статья 4, 135-ФЗ «О защите конкуренции»
😬 А еще «Монополия» — это динамичная игра в торговлю недвижимостью, во время которой легко переругаться с друзьями и семьей.
Существует несколько признаков, по которым можно определить монополиста, например:
- компания производит или продает продукты, у которых нет аналогов;
- диктует цены рынку;
- контролирует объем товаров на рынке: может выпускать больше или меньше исходя из своих интересов;
- спокойно живет без маркетинга, потому что «и так купят»;
- устанавливает правила в определенной отрасли или секторе экономики;
- на рынке нет конкурентов — вся отрасль представлена одной компанией;
- у потребителей нет выбора: или покупать у монополиста, или нигде.
Монополия часто ведет к завышению цен и низкому качеству, но она не всегда зло. Всё зависит от вида монополии ↓
Виды монополии: от естественной до синдиката
Монополии бывают разными: государственными и негосударственными, естественными и искусственными, продуктовыми и технологическими. Расскажем подробнее о некоторых видах.
Государственная монополия — государство контролирует определенную отрасль или производство, продажу отдельных товаров. Например, у государства есть монополия на выпуск денег — этим занимается только Центробанк. Такую монополию еще называют закрытой.
Негосударственная — определенную отрасль или выпуск, продажу товаров контролируют частные компании. Негосударственные монополии бывают естественными и искусственными.
Естественная монополия — складывается сама собой из-за естественных ограничений: инфраструктуры или высокой стоимости входа на рынок. Примеры естественных монополий: железные дороги, почта, транспортировка нефти и газа по трубопроводу. Вряд ли у кого-то получится построить еще одну сеть железных дорог или второй, свой собственный, трубопровод.
Искусственная монополия — появляется в результате объединения, сговора нескольких частных компаний. Такую монополию еще называют организованной и делят на подвиды:
- трест — несколько предприятий действуют по единому плану, вся власть при этом у главы треста;
- синдикат — множество предприятий из одной отрасли объединяются, чтобы вместе продавать товары и доминировать на рынке;
- концерн — объединение предприятий из разных отраслей;
- консорциум — временное объединение крупных промышленников и банков для реализации капиталоемких проектов;
- картель — союз крупных предприятий из одной отрасли, каждое из которых сохраняет самостоятельность.
Продуктовая или технологическая монополия — временное явление, связанное с появлением нового продукта или технологии на рынке. Компания-изобретатель сначала будет монополистом, а позже появятся конкуренты с аналогичными товарами или технологиями. Такую монополию еще называют открытой.
Экономическая — одна из компаний занимает доминирующее положение на рынке, поглощая конкурентов через покупку или слияние.
Монополии в России и их регулирование
В России есть свои монополии, в основном естественные, например: «Почта России», «РЖД», «Водоканал», «Газпром», «Транснефть» , «Россети».
Есть и олигополии — это когда всего лишь несколько компаний доминируют на рынке. Например, большая четверка телекома: «МТС», «Теле 2», «Билайн», «Мегафон». Сюда же можно отнести крупные сети продовольственных магазинов: X5 Retail Group, «Магнит», «Ашан», «Лента» и «Метро».
В основе регулирования монополий в России лежат два закона:
- 135-ФЗ «О защите конкуренции» — его еще называют антимонопольным.
За соблюдением законов и тем, чтобы конкуренция была добросовестной, следит ФАС — Федеральная антимонопольная служба.
Другие наши статьи по теме
Кое-что писали о демпинге и чрезмерном государственном регулировании бизнеса: