Демпинг — это намеренное снижение цены товара. В быту демпингом часто называют всё подряд: хорошие скидки, распродажи, любой товар по низкой цене. Но если говорить простыми словами, то демпингом можно считать только снижение цены вплоть до уровня себестоимости, которое направлено на устранение конкурентов.
Казалось бы, демпинг остался где-то в 90-х, а сейчас время здоровой конкуренции и честных рыночных отношений. Как бы не так: ближайший пример современного демпинга — маркетплейсы, на которых предприниматели вынуждены постоянно снижать цены.
В статье разберем, что такое демпинг, чем он отличается от скидок и распродаж, какие у демпинга могут быть последствия и как с ним бороться.
Содержание
Демпинг и снижение цен: отличия
Виды демпинга: осознанный, ценовой, зарплатный и псевдодемпинг
Примеры демпинга: маркетплейсы и госзакупки
Чем опасен демпинг для бизнеса, рынка и клиентов
Как бороться с демпингом конкурентов
Демпинг и снижение цен: отличия
Сначала определимся, что мы будем считать демпингом. Формальное определение звучит так: демпинг — это искусственное занижение цены. Но в этом случае демпингом можно назвать и скидки с распродажами, и просто снижение цены, а это не так.
Демпингом можно назвать ситуацию, когда:
- предприниматель намеренно сокращает свой доход и рентабельность;
- цену снижают, чтобы негативно повлиять на конкурентов.
При демпинге должны выполняться оба эти условия, если хотя бы одного нет — это не демпинг.
Разберем разницу между демпингом и обычным снижением цены на примере бочонка с медом. Его себестоимость — 1000 рублей, а розничная цена — 2000 рублей.
✅ Не демпинг | ❌ Демпинг |
Снизить розничную цену с 2000 рублей до 1800, потому что сменили поставщика бочонков. Сделать скидку в 20 процентов и продать бочонок за 1600 рублей. Устроить распродажу к Новому году и продавать бочонок за 1500 рублей. Продать прошлогодний мед с минимальной наценкой — по 1200 за бочонок. |
Продавать бочонок меда за 900 рублей. Разбавлять мед сахаром и продавать по 800 рублей за бочонок. Нанять нелегалов, платить зарплаты ниже прожиточного минимума, не платить налоги и продавать бочонок за 700 рублей. |
Розничная цена товара берется не из ниоткуда — обычно она соответствует рынку, потому что у всех компаний примерно одинаковые расходы. И если наш бочонок с медом стоит 2000 рублей, то у конкурентов он стоит примерно столько же — возможно, 1900 или 2200.
Как работает ценовой демпинг
Главная цель демпинга всегда одна — захватить рынок или его сегмент. Компания, которая начинает демпинговать, планирует вытеснить всех конкурентов, а затем поднять цены и стать чуть ли не монополистом.
При этом, чтобы демпинговать только ценой, не снижая качество, нужна стратегия и запас денег, потому что какое-то время компания будет работать себе в убыток. Схема примерно такая:
Продаем 100 000 бочонков меда на 100 рублей ниже себестоимости — по 900 рублей
↓
Терпим убытки в 10 млн рублей
↓
Ждем, когда с рынка уйдут основные конкуренты
↓
Поднимаем цену до 2500 рублей за бочонок
↓
Отбиваем убытки и начинаем получать сверхприбыль
Последствия демпинга. Несложно догадаться, что эта схема рискованная — у нее есть неприятные последствия. И вот какие:
- Ряд клиентов покупает товары определенного бренда. Они не будут покупать у другой компании, даже если та предложит более низкую цену. Поэтому демпинг применим не для всех сфер бизнеса. Ннапример, стоматолога чаще выбирают по рекомендации, а не потому что клиника предлагает самую низкую цену на коронки.
- Выжать всех конкурентов все равно не получится. Во-первых, монополистическая деятельность в России запрещена, кроме естественной монополии, а во-вторых, в любой момент на рынок могут прийти новые компании.
- Чтобы получить эффект, нужно демпинговать достаточно долго, а на это требуется большой запас денег — чтобы работать в убыток хотя бы несколько месяцев. Есть риск, что компания не выдержит нагрузки.
- Если демпинговать за счет снижения качества — сырья, комплектующих, рабочей силы — можно испортить репутацию настолько, что потом клиенты не захотят покупать товар или услугу по более высокой стоимости.
В общем, чтобы демпинговать, нужен запас денег и
Комментарии