23 августа 2022
Бабло

Производству: 5 способов
снизить расходы

Если компания стала меньше зарабатывать, у нее есть два пути: повысить стоимость товаров или снизить расходы. В первом случае есть риск распугать покупателей, а во втором — потерять в качестве и снова распугать покупателей. Но если снизить расходы, не снижая качество, всё может быть окей. В этой статье рассказываем, как так сделать.

Способ 1. Изменить схему поставок

Простой, но действенный способ снизить расходы на производстве — договориться с поставщиком на новые условия. Правда, тут есть нюанс: часто предприниматели начинают просить скидку просто потому что «тяжелые времена», но это так не работает.

Вот две схемы, которые мы применили в реальных компаниях — и они сработали.

Схема 1. Взяли более крупную партию. У компании — сезонный бизнес с заранее известным объемом работы. Она договорилась с поставщиком, что закупит больше расходников сразу, но со скидкой. Так компания снизила расходы, а поставщик повысил оборачиваемость.

Схема 2. Установили плавающую закупочную цену. Еще одна компания работала на экспорт, при этом повысить цены не могла: для покупателей они были фиксированными. Зато цены поставщиков сырья в России постоянно росли.

Чтобы не работать в убыток, компания договорилась с поставщиком на плавающую закупочную цену: чем меньше выручка, тем меньше закупочная цена, но до определенных пределов. При этом если выручка растет, то и закупочная цена тоже увеличивается — по сути компания делится с поставщиком частью выручки.

Поставщику эта схема подошла, потому что он не хотел терять клиента и был не против получить шанс заработать на выручке. Компании это тоже выгодно, потому что она может сэкономить на сырье при небольших объемах продаж и иметь стабильные поставки, если объемы вырастут.

Способ 2. Стандартизировать производство

Когда нужно уменьшить себестоимость товара, первым делом начинают менять сырье или технологию — чтобы удешевить процесс производства. Но забывают, что в себестоимость также входит время: то время, которое сотрудники работают и за которое успевают сделать определенное количество товара.

Чтобы увеличить скорость выполнения заказов, нужно создать единые стандарты на всё что угодно. Обычно на производстве они есть, но в урезанном виде.

А во всех тех случаях, когда подогнать под стандарты не получается, например если сотрудник занимается эксклюзивными заказами, нужно взять стандартные техкарты и просчитать затраты по эксклюзивному заказу.

Общее правило такое: чем больше стандартизировано производство, тем лучше. К примеру, в практике одного из наших финдиректоров была такая история. Она не про производство, но про стандарты ↓

Рыбий хвост за миллион
Клиент занимается розничной продажей вяленой рыбы через интернет: у него можно заказать пару килограммов воблы к квасу для себя или сразу 15 кг брюшек лосося для магазина разливного во дворе.

И вот покупатель заказывает 2 кг воблы, а фасовщик не особо заморачивается: кидает в пакет с небольшим перевесом. Ну не отрезать же каждой рыбине хвосты!

Финдиректор же так не думает: хвосты — тоже рыба, и мы их учитываем. Поэтому вместе с собственником регламентирует максимальный перевес при упаковке: не больше стольки-то граммов. Затем менеджер смены следит за фасовщиком, чтобы тот не клал клиентам лишнего. В общем — соблюдал стандарты.

В итоге со стандартом перевеса за год у компании получается сэкономить больше 1 млн рублей. На рыбьих хвостах!

Важно разрабатывать стандарты вместе с работниками, а не просто спускать их сверху. Потому что ни один директор не знает, как улучшить, облегчить и ускорить работу производства, зато это знают мастера, начальники цехов, наладчики.

Способ 3. Контролировать расходники и людей

Часто, когда нужно снижать траты на производстве, предприниматели сразу начинают резать очевидные статьи расходов:

  • расходные материалы;
  • горюче-смазочные материалы;
  • закупки;
  • сотрудники.

Но на самом деле их нужно не урезать, а контролировать.

Расходные материалы. Любой компании нужен учет расходных материалов на складе: что забрали, на какое изделие, кто забрал. Часто бывает, что выдали товар со склада, а куда он ушел — непонятно. Или товар залежался в углу, про него забыли и купили снова.

Как учитывать запасы

ГСМ. Если на предприятии есть служебные машины, нужно отслеживать расход топлива, а также поездки. Например, вечером машина всегда должна возвращаться в парк, а не ночевать на парковке у дома сотрудника.

Закупки. Важно время от времени просматривать предложения на рынке, сравнивать цены и выбирать новых поставщиков. Подробнее о системе закупок мы рассказывали в другой статье:

Как делать закупки, чтобы не забивать склад и не морозить деньги

Сотрудники. И здесь мы подходим к вопросу воровства. На предприятиях, где можно что-то своровать, всегда будут воровать. Поэтому нужно:

  • внедрить досмотр выезжающих автомобилей;
  • установить камеры видеонаблюдения;
  • регулярно проводить инвентаризацию.

Например, на пищевом производстве инвентаризация нужна чуть ли не каждую неделю. Также помогают неожиданные ревизии.

Как провести инвентаризацию, чтобы захотелось повторить, а не плакать

И наконец — нужно избавляться от статьи расходов «Прочее». Это такая статья, куда сливаются все траты, которые не смогли объяснить или структурировать. Чем больше сумма в «Прочем», тем меньше контроля над расходами остается. В идеале этой статьи не должно быть совсем.

Способ 4. Выпускать разные комплектации одного товара

Чтобы снизить расходы, можно взять более дешевое сырье и расходники. Но у этого пути, как мы говорили, есть риски: клиенты всё поймут и откажутся от такого товара. Другое дело — если всё то же самое сделать открыто. Например, предложить упрощенную комплектацию привычной вещи.

«Ёлки-палки» и двери
Допустим, компания «Ёлки-палки» производит двери из массива дуба с позолоченной фурнитурой. И дополнительно начинает производить двери из березы, но с такой же дорогой фурнитурой. При этом еще запускает рекламную кампанию о том, как важны детали.

Затем компания просчитывает, что продается лучше: допустим, новые двери покупают чаще.

Тогда «Ёлки-палки» начинает загружать производство сначала дверьми из березы, а потом уже делать двери из массива дуба — они всё равно важны, потому что поддерживают репутацию компании и дают часть заказов.

Так у «Ёлок-палок» увеличивается оборачиваемость заказов, а постоянные расходы распределяются на большее количество товаров. В итоге себестоимость одной двери уменьшается.

А у покупателей появляется выбор внутри ассортимента одной компании: есть шанс, что он не пойдет за более дешевой дверью к другой фирме, а купит здесь.

Кстати, так же делают с автомобилями: вот есть базовая комплектация за 1,5 млн рублей, а вот — навороченная за все 5 млн рублей.

И покупатель уже сам выбирает, что ему нужно.

Способ 5. Отдать часть работы на аутсорс

И наконец, еще один небольшой, но часто полезный способ — перевести часть задач на аутсорс. Например, компания, которая делает двери, покрывает полотна лаком на своем производстве. Это большие затраты: нужно держать отдельный цех. Она решает отдать эту задачу другому производству и так сэкономить.

Подобным образом поступают и в постоянных расходах — это те, что не зависят от выручки: например, отдают бухгалтерию на аутсорс вместо того, чтобы держать целый отдел в штате.

Поможем снизить расходы без потери качества

Снижение расходов без потери качества и увольнений — стандартная бизнес-задача для наших финдиров. Они решают ее на раз-два-три, вот лишь некоторые примеры:

Мы работаем с разным бизнесом: строительными компаниями, ресторанами, стоматологиями, торговыми предприятиями и много с кем еще. И везде наши финдиры помогают решать бизнес-задачи:

  • сократить расходы без потери качества;
  • найти деньги, когда их нет;
  • выбраться из убытков;
  • увеличить прибыль;
  • масштабироваться.

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна — не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
#поставки #производство #Расходы #стандарты
Опубликовано: 23.08.22 Просмотров: 275

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс