Управленческий учет в автосервисе — система отчетов для анализа внутренних процессов, эффективности загруженности станции и работы сотрудников.
Какие особенности управленческого учета в автомастерской важно учитывать, чтобы уверенно рулить бизнесом и принимать верные решения, — рассказываем в статье.
Содержание
Особенности управленческого учета в автосервисе
Учет расходов на оплату труда в автосервисе
Расчет себестоимости услуг в автомастерской
Финансовое планирование в автомастерской
Особенности учета в автомастерской: в двух словах
Поможем настроить управленческий учет в автомастерской
Особенности управленческого учета в автосервисе
Управленческий учет — больше чем сбор данных. Это понятная бизнес-навигация, которая опирается на цифры, формулы, отчеты. С управленкой проще определить, где оптимизировать расходы, а где нужны дополнительные ресурсы и люди.
Нередко собственники СТО сталкиваются с ситуацией: вроде прибыль есть, но непонятно, как она складывается и как ее увеличивать. Управленческий учет подсвечивает реальную загрузку автомастерской и объясняет, почему бизнес недополучает прибыль.
Учет помогает влиять на чистую прибыль. Например, если оказалось, что в автосервисе достаточно рабочих постов, но не хватает сотрудников, то бизнес идет нанимать дополнительные руки. Если есть руки, но нет места — решит проблему с расширением. И как только это произойдет, выручка и чистая прибыль увеличатся.
Расчет производственной мощности — первое, на что стоит сделать упор при внедрении управленки. Он поможет понять, какими возможностями обладает станция, сколько выручки и чистой прибыли способна приносить, сколько услуг потенциально могут выполнять сотрудники.
Коэффициент утилизации еще называют коэффициентом загруженности станции и используют для расчета мощности.
Коэффициент утилизации = Количество рабочих часов × 100% / Максимальная мощность станции (количество часов) в день |
Рассмотрим пример. В автосервисе есть 6 постов — рабочих зон. Каждый пост работает по 10 часов в день. Получается, что максимальная мощность — 60 часов в день. Если каждый пост вырабатывает всего 20 часов день, получается, что коэффициент утилизации — 33%.
> 70% — высокий коэффициент. Показывает, что бизнес здоров и готов к расширению.
70% — средний коэффициент утилизации. Означает, что работа идет как запланировано.
< 70% — низкий. Требует анализа и стратегических бизнес-корректировок.
Станция не может быть загружена на 100% каждый день. В бизнесе существует сезонность, и коэффициент утилизации в автосервисе меняется: в какой-то период будет 40%, в другой — почти 100%, например в моменты, когда автовладельцы меняют зимнюю резину на летнюю.
Финдиректор помогает определить, какой коэффициент утилизации за год можно считать оптимальным в вашем бизнесе. Допустим, за уровень нормы взяли значение 70%. Значит, когда бизнес вырабатывал 10 000 часов, фактически получалось 7000 часов — считаем, что станция все равно отработала хорошо.
Читать в газете Нескучных |
Расчет количества клиентов. Управленческий учет помогает рассчитать, сколько клиентов нужно для желаемой рабочей нагрузки в автосервисе. Один из способов — привязать клиентов к часам, то есть подсчитать, сколько часов в среднем на станции находится один клиент. Эту информацию можно использовать в маркетинговых активностях, чтобы привлекать нужное количество людей под производственные мощности станции.
Расчет продаж товаров. Очевидно, что только часть клиентов автосервиса закупает запчасти и оборудование. Финдиректор анализирует, сколько людей приобретали товары в последние годы и сколько сейчас.
Чтобы понять точное значение, возьмем отчет по валовой прибыли из 1С и выделим, какое количество клиентов купило услуги, а какое — товары, посчитаем пропорцию. Скажем, если из 150 клиентов запчасти приобретают 120 человек, можем предположить, что минимум 80% всех входящих клиентов должны купить товары.
Оценка популярных услуг. Благодаря ABC-анализу услуг можно выяснить, за какими услугами чаще обращаются клиенты на станцию. Как правило, таких наберется примерно десяток.
Получается, если руководитель станции пытается чрезмерно расширить спектр услуг и обучить команду всему и сразу, например собирать и разбирать машину, это не помогает сотрудникам выходить на необходимые мощности, а станции — зарабатывать больше.
Мастера со стажем, вероятно, уже в силу опыта умеют многое. Но вот чтобы новые мастера быстрее погружались в работу и делали больше, на первом этапе их нужно научить оказывать именно 10 наиболее частых услуг. Тогда сотрудник сможет покрывать хотя бы 80% потребностей клиентов мастерской.
Учет расходов на оплату труда в автосервисе
Чистая прибыль в автосервисе зависит не только от производственной мощности. В бизнесе должно быть достаточно человеческих ресурсов: чем больше и дольше работают мастера, тем выше коэффициент утилизации, а значит, и чистая прибыль.
В автомастерских популярна система грейдов: мастер 1-го, 2-го и 3-го разряда. Сотрудник каждого разряда должен иметь конкретные навыки — чем они выше, тем больше зарплата. Такая мотивация помогает растить квалификацию специалистов, но не повышает прибыль. Стоимость нормо-часа одинаковая — неважно, человек 10 часов менял колеса или ремонтировал двигатель.
Один из способов повлиять на прибыль — изменить в финмодели систему мотивации команды. Например, ввести систему грейдов внутри месяца, где стоимость нормо-часа мастера каждого месяца зависит от того, сколько часов отработал сотрудник.
Выглядит это так. В мае мастер вышел на 150 рабочих часов, и стоимость одного часа будет 600 ₽, а в июне — на 180 часов, и стоимость его нормо-часа будет уже 700 ₽. В итоге мастера стремятся к тому, чтобы вырабатывать как можно больше часов.
Сравним два вида мотивации: систему грейдов с разрядами и систему, привязанную к количеству часов, отработанных за месяц.
|
Система грейдов |
Система грейдов |
Принцип действия |
Чем выше разряд, тем выше квалификация мастера |
Чем больше часов отработки, тем выше стоимость нормо-часа |
Влияние на чистую прибыль |
Не влияет |
Прямое — сотрудник стремится выработать как можно больше часов |
Понимая производственные мощности, несложно рассчитать, сколько людей вывести на смену и с каким графиком.
График под удобство сотрудников — два дня через два или пять дней через два — часто выстраивают на станциях. Фундаментально это не повлияет на потенциальный заработок, зато помогает наладить отношения с командой и следить за отсутствием простоев оборудования.
График меняется в зависимости от загрузки автомастерской. Например, когда наступает пик сезона, обычно в мае и июне, сотрудников можно выводить на три дня через один. Так получится обеспечить их дополнительными сменами и обработать возросший поток клиентов.
Ведение управленческого учета позволяет находить пробелы в системе найма персонала. Нехватка сотрудников и длительная адаптация — две основные проблемы станций. Даже при систематическом найме часто люди тяжело входят в работу и долго не могут выйти на нужные мощности.
Расчет себестоимости услуг в автомастерской
Выстроить ценообразование услуг на станции помогает знание их тайминга. Предположим, замена колеса требует 2 часа: снять, проверить целостность, починить при необходимости, перебортовать. Если стоимость нормо-часа — 2500 ₽, цена услуги будет равна стоимости нормо-часа, умноженной на два. Получается, что стоимость услуги по замене колеса — 5000 ₽.
Стоимость услуги = Стоимость нормо-часа × Количество часов, за которое нужно выполнить услугу |
Благодаря таким расчетам мы понимаем:
-
Чем заняты сотрудники — какие именно услуги будут оказывать.
-
Как строятся взаиморасчеты. Если сотрудники оказали услуг на 20 часов, ровно за столько часов выставляем счет клиенту. Сотрудники получают деньги только за те услуги, которые принял и оплатил клиент.
В интересах бизнеса стимулировать сотрудников работать дольше и больше, от этого напрямую зависит прибыль предприятия.
Финансовое планирование в автомастерской
Планирование начинают со сбора данных. Хорошо, когда аналитика собрана за несколько лет. Если данных еще нет, то полезно заняться сбором уже сегодня.
Когда данные получены и понятно, с каким коэффициентом утилизации будет работать станция, переходят к следующему шагу — составлению бюджета. Финдиректора «Нескучных финансов» любят называть его «апельсин».
В каждом подразделении есть свой «апельсин». В автосервисе это общий бюджет, из которого легко понять чистую прибыль. Пропорция следующая:
-
⅓ уходит на заработную плату сотрудникам;
-
⅓ идет на оплату аренды;
-
⅓ остается чистой прибыли.
При таком разделении общего бюджета финансовое планирование строится снизу, от конкретной станции, и поднимается наверх — до чистой прибыли, которую планируют получить.
Особенности учета в автомастерской: в двух словах
-
Управленческий учет в автосервисе — система отчетов для анализа внутренних процессов, эффективности нагрузки и работы сотрудников.
-
Учет помогает влиять на чистую прибыль. Для этого рассчитывают производственную мощность станции — то есть коэффициент утилизации.
-
Коэффициент утилизации, или коэффициент загруженности станции, — отношение количества рабочих часов к максимально возможному количеству часов в день. Он показывает, сколько часов ежедневно способен отрабатывать персонал.
-
Благодаря управленческому учету можно узнать, каких ресурсов не хватает бизнесу: сотрудников, клиентов, места.
-
Ценообразование зависит от продолжительности оказания услуг.
-
«Апельсин» — способ узнать долю чистой прибыли.
Поможем настроить управленческий учет в автомастерской
Наши финдиректора помогут собственнику настроить управленческий учет в автосервисе, чтобы оценить состояние бизнеса в моменте и увидеть точки роста, а также:
-
расскажут, какие показатели важны и как на них влиять;
-
покажут ограничивающие факторы;
-
рассчитают, сколько можно заработать, если устранить ограничения;
-
расскажут, сколько чистой прибыли можно вывести без страха за бизнес;
-
выстроят систему, с которой проще принимать управленческие решения.
Несколько примеров из практики:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
Простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии