Что такое период оборачиваемости

И как его посчитать
22 АПРЕЛЯ 2019

Деньги в компаниях постоянно крутятся в той или иной форме, проходя цикл. Например, сначала нам надо заплатить поставщику за сырье и материалы, потом сделать из них готовую продукцию, потом отгрузить клиенту с отсрочкой платежа и только потом получить от него деньги.

Этапы этого цикла могут занимать разное время — это влияет на обеспеченность компании деньгами. Скажем, если мы начнем отгружать клиентам с меньшей отсрочкой — раньше получим деньги.

То, что крутится в компании постоянно в рамках каждого бизнес-цикла, называется оборотным капиталом. Это запасы, дебиторка и кредиторка. У каждого из этих компонентов есть свои периоды оборачиваемости.

А теперь — по-русски. Объясню, из чего складывается период оборачиваемости в бизнесе, и как его посчитать. А для интереса сразу будем считать период оборачиваемости для строительного магазина. Пусть его собственником будет некто по имени Влад.

Справочник, который сделает статью понятной

Вот несколько терминов, которые вам нужно знать, прежде чем читать статью. Они будут в формулах.

Количество дней периода — сколько дней в том периоде, за который вы считаете период оборачиваемости. Мы будем считать по году, значит, количество дней будет 365.

Себестоимость — закупочная цена товара, который вы реализовали за период.

Средние запасы за период — общая стоимость запасов на складе в среднем по году. Считать можно по разному, мы делаем так: суммируем стоимость на начало года и на конец, после чего делим на два.

Средняя дебиторка за период — сколько в среднем нам были должны клиенты и контрагенты в среднем по году.

Средняя кредиторка за период — сколько в среднем мы были должны клиентам и контрагентам в среднем по году.

Выручка — сколько товаров/услуг мы реализовали. Реализовали — значит, полностью выполнили свои обязательства и подписали закрывающие документы.

 
Сергей Ивченков
финансовый директор

Из чего складывается период оборачиваемости

Как мы уже выяснили, общий период оборачиваемости складывается из трех маленькихй периодов оборачиваемости: запасов, дебиторской задолженности и кредиторской задолженности.

Период оборачиваемости запасов — среднее количество дней, которое товар лежит на складе. Другими словами, это среднее количество дней, за которое мы распродадим склад без его пополнения.
Теперь применим формулу для данных Влада.
Период оборачиваемости дебиторской задолженности — среднее количество дней, за которое клиенты с нами рассчитываются. Например, вы продаете товар с отсрочкой платежа — тогда периодом оборачиваемости дебиторки будет средний срок, через который вам приходит оплата. А если вносите предоплату поставщикам — то средний срок, который проходит с момента оплаты до отгрузки.

Это формула периода оборачиваемости дебиторки по поставщикам. Если вам нужно посчитать период оборачиваемости дебиторки по клиентам, поменяйте себестоимость на выручку.

Давайте считать период оборачиваемости дебиторки для Влада. Она образуется, когда предприниматель вносит предоплату поставщикам за товар — ведь те сначала берут деньги, а потом уже отгружают.
Период оборачиваемости кредиторской задолженности — среднее количество дней, в течение которых мы пользуемся чужими деньгами. Это отсрочки, которые нам дают поставщики, и авансы от клиентов.

Это формула периода оборачиваемости кредиторки по клиентам. Если нужно посчитать по поставщикам, меняйте выручку на себестоимость.

Кредиторки у Влада мало — она возникает только из-за оптовых заказов, которые случаются редко. У таких клиентов он сначала берет деньги и только потом заказывает и отдает товар.

Итоговый период оборачиваемости

Мы получили следующие значения:
  • период оборачиваемости запасов — 34 дня
  • период оборачиваемости дебиторки — 10 дней
  • период оборачиваемости кредиторки — 7 дней

Период оборачиваемости = период оборачиваемости запасов + период оборачиваемости дебиторской задолженности – период оборачиваемости кредиторской задолженности

Значит, период оборачиваемости в магазине Влада = 34 + 10 – 7 = 37 дней. На столько дней в среднем «замораживаются» деньги в оборотке.

Чем меньше период оборачиваемости, тем больше у компании на счетах живых денег. Если период оборачиваемости слишком большой, даже у прибыльная компания может сидеть без денег. В таком случае, нужно его оптимизировать: закупать на склад меньше товара, давать меньше отсрочек, а самому брать больше.

Пусть оптимизацией оборотки занимается финансовый директор

У нас есть услуга «Финансовый директор для малого бизнеса». Обученный специалист «Нескучных финансов» десантируется в вашу компанию. Сначала он наводит порядок в финотчетности. Становится понятно, что происходит в бизнесе.

Далее он берет на себя управление финансами. Организует сбор первички, анализирует отчеты и предлагает собственнику варианты, как сделать работу компании эффективнее и больше зарабатывать.

 

— делитесь с друзьями

— делитесь

Предыдущие выпуски

Предыдущие выпуски

Бизнес, который работает с НДС, способен с его помощью получать больше прибыли. И делать это на 100% законно, не обманывая государство. Для этого надо соблюсти два условия. Рассказываем, какие.

Как привить детям финансовую грамотность. Когда и чему учить, что читать и во что играть, чтобы ребенок богател и не транжирил.

Система распределения чистой прибыли по фондам помогает нам систематизированно вкладываться в развитие компании и ее безопасность, а также выплачивать дивиденды собственникам.

© 2019 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2019 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81

{{amount}}
Товар добавлен в корзину