11 июня 2021
Система

Оборачиваемость или почему
быстрый бизнес — равно богатый бизнес

Бизнес — это коробочка по производству денег. Вы кладете туда капитал, прокручиваете и на выходе получаете некую доходность. Соответственно, чем чаще вы прокручиваете капитал в бизнесовой коробочке, тем больше доходности получаете. Это и есть суть оборачиваемости в двух словах.

Но давайте разбираться не в двух словах, а по-нормальному. В этой статье: что такое оборачиваемость, как она влияет на бизнес и как ею грамотно управлять, чтобы ваша коробочка по производству денег работала, как надо.

Что такое оборачиваемость

Главное определение, которым мы будем пользоваться в этой статье — это «период оборачиваемости». Это то, за какой срок прокручивается актив компании.

Период оборачиваемости запасов — это то, за какой срок запасы полностью уходят со склада. Если вы закупаете партию из 20 велосипедов и последний из них уходит со склада через 25 дней, то период оборачиваемости запасов равен 25 дням.

Период оборачиваемости сырья — это то, за какой срок всё ваше сырье уходит в производство. 

Период оборачиваемости дебиторской задолженности — это то, за какой срок контрагенты возвращают вам долги. Если вы даете отсрочку на 15 дней, то период оборачиваемости дебиторки равен 15 дней.

Период оборачиваемости кредиторской задолженности — это то, за какой срок вы гасите долги перед вашими контрагентами. Если вам дают отсрочки на 10 дней, значит, период оборачиваемости кредиторки 10 дней.

Вопрос из зала: «Один поставщик дает мне 10 дней отсрочки, другой 20, а третий 35. Какой у меня период оборачиваемости кредиторки?». 

Ответ: берите среднее значение либо делите периоды оборачиваемости по поставщикам. Отдельно считайте период оборачиваемости кредиторки по ИП Петрову, ИП Сидорову и ИП Бздынько.

Как оборачиваемость сказывается на прибыли бизнеса

Пример из жизни: есть клуб смешанных единоборств, он продает абонементы на несколько занятий: 8, 12 или 16. Ограничений по времени нет: можешь отходить свои восемь занятий хоть за неделю, хоть за год. Но в первом случае новую продажу клуб сделает через неделю, а во втором только через год.

Поэтому администраторы клуба регулярно напоминают своим клиентам о том, что хорошо бы записаться на очередную тренировку. Это работает: в повседневных делах забываешь записаться, а тут о тебе позаботились, напомнили. Те, кто самостоятельно ходил бы два раза в неделю, ходят три раза в неделю.

Клиенты здоровее, а клуб больше зарабатывает. Вин-вин.

И так во всех бизнесах:

Транспортная компания. Чем быстрее фура выполняет заказ, тем раньше сможет взять новый. Больше заказов выполняем, больше денег зарабатываем.

Стройка. Чем быстрее построим дом, тем раньше сможем приступить к следующему и тем больше домов построим за год.

ИТ. Чем быстрее разрабатываем приложение для заказчика, тем раньше можем взять следующее приложение от другого клиента.

Чем быстрее оборачиваются активы, тем больше зарабатывает бизнес.

Как оборачиваемость сказывается на деньгах бизнеса

Другой пример из жизни: собственница магазина одежды часто ездила в модные города, закупала одежду и привозила ее на склад. Так получалось, что одежды она привозила больше, чем магазин мог продать. Склад постепенно заполнился одеждой из всяких разных городов и коллекций.

Мы знаем, что покупка складских запасов — это не расход компании, ведь собственница просто обменяла актив «деньги» на актив «одежда». Другими словами, она изменила агрегатное состояние своих активов.

Но совершенно очевидно, что пара миллионов рублей наличкой выглядит интереснее, чем 150 блузок, которые год лежат на складе и еще три года пролежат, прежде чем они продадутся. И это мы еще делаем допущение, что одежда не обесценивается со временем.

«Просто продай ненужное со склада, вот тебе и деньги»

Это касается всех видов оборачиваемости:

Оборачиваемость запасов: чем меньше у нас одежды на складе, тем больше живых денег.

Оборачиваемость сырья: чем меньше кирпичей мы закупаем, тем больше у нас живых денег.

Оборачиваемость дебиторки: чем быстрее контрагенты гасят перед нами долги, тем больше у нас денег.

Оборачиваемость кредиторки: чем медленнее мы гасим долги перед контрагентами, тем больше у нас денег. Да, тут всё наоборот, потому что кредиторка — это когда мы пользуемся чужими деньгами, и конечно лучше, когда их можно подольше не отдавать и использовать в своих целях.

В общем, чтобы денег у бизнеса было много, надо жить минималистично: запасов минимально необходимое количество, сырья тоже, дебиторку возвращаем поскорее. Кредиторкой, наоборот, можно пользоваться подольше — главное, не забывайте возвращать долги.

Чем меньше период оборачиваемости запасов, сырья, дебиторки, тем больше у вас денег.

Формулы периодов оборачиваемости

Чтобы оптимизировать периоды оборачиваемости, надо их посчитать. Для этого есть простые однотипные формулы. Прежде, чем вы их посмотрите, давайте разберемся с терминами, а то будет непонятно.

Количество дней периода — это, по какому сроку вы определяете оборачиваемость. Ставите 30 дней, значит, считаете оборачиваемость за месяц.

Себестоимость — закупочная цена товара, который вы реализовали.

Средние запасы за период — общая стоимость запасов на складе. Считать можно по-разному, мы делаем так: суммируем стоимость на начало месяца и на конец, после чего делим на два.

Средняя дебиторка за период — сколько в среднем нам были должны клиенты и контрагенты.

Средняя кредиторка за период — сколько в среднем мы были должны клиентам и контрагентам.

Выручка — сколько товаров/услуг мы реализовали. Реализовали — значит, полностью выполнили свои обязательства и подписали закрывающие документы.

А теперь давайте изучать формулы.

период оборачиваемости запасов

Отдельно скажем про оборачиваемость основных средств. Мы уже обсуждали: чем быстрее наши грузовички доставляют грузы, тем быстрее наш механизм крутится и генерит деньги. Но эффективность эту лучше мерить не в днях, а в финансовой отдаче. Считайте фондоотдачу: это выручка разделить на стоимость основных средств. Показатель говорит о том, сколько денег делают ваши грузовички. Чем больше фондоотдача, тем лучше.

Как следить, все ли ок с оборачиваемостью

Есть несколько показателей, которые стоит регулярно оценивать. Они помогут контролировать, чтобы ваш бизнес был поджарым как Шварценеггер в молодости (а вы думали картинка в начале статьи просто так? вот и нет).

1. Дебиторку разделить на кредиторку. Должна получится единичка или меньше. Если получается больше 1, значит, дебиторки больше, чем кредиторки. Другими словами, вам должны больше, чем вы — а значит, может не хватить денег.

2. Как меняется оборачиваемость запасов. В идеале, показатель должен быть стабильным. Например, одинаковый запас самокатов вы распродаете за одно и то же количество дней каждый месяц. Если период оборачиваемости растет, следует пересмотреть остатки товарных запасов и план закупок.

3. Поделите выручку на оборотный капитал. Показатель должен быть больше 1. Чем выше показатель — тем эффективнее используются активы предприятия.

4. Наймите финансового директора. Он определит оптимальные периоды оборачиваемости и будет следить за тем, чтобы они соблюдались. А еще наведет порядок в финансах, внедрит отчетность, финмодель составит.

Увидите, где вы теряете до 40% прибыли

Бесплатная онлайн-встреча с финансовым директором для предпринимателей




    Для собственников бизнеса с выручкой от 5 млн рублей в месяц

    ✔️ Готово: ваша заявка на онлайн-встречу с финдиром принята!

    В течение рабочего дня позвоним вам, чтобы уточнить детали и подобрать удобное для встречи время. Если не дозвонимся, то напишем в мессенджеры и на почту.

    #оборачиваемость #период оборачиваемости
    13
    4
    Опубликовано: 11.06.21 Просмотров: 3 485

    Читайте также

    Бесплатно
    Барсетка: 16 шаблонов для финучета
    Бесплатно
    Управленка: курс по финансам
    Бесплатно
    Деньги под контролем: курс по ДДС
    Бесплатно
    Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс