Управленческий учет нужен в любой сфере бизнеса — потому что помогает предпринимателям принимать решения не интуитивно, а основываясь на показателях. При этом чем больше бизнес и сложнее сфера, тем важнее следить за показателями. В этой статье разбираемся с ломбардами и скупкой.
Обновили статью в марте 2025 года: актуализировали цифры и рассказали о том, что важно знать об управленческом учёте ломбардов и скупках в новом году (да, в этих сферах он тоже нужен!).
Содержание
Зачем ломбарду управленческий учет
Как в ломбарде и скупке правильно считать выручку
Особенности организации управленческого учета в ломбарде
Как в ломбарде реализуют имущество заемщиков
Управленческий учет в ломбардах и скупках: в двух словах
Поможем выстроить управленческий учет в любой сфере
Зачем ломбарду управленческий учет
Управленческий учет — это инструмент для управления бизнесом на основе цифр.
Управленческий учет отличается от бухгалтерского прежде всего тем, что бухучет обязателен по закону и строго регламентирован, а управленческий — гибок и ведется по желанию. А главное — в бухучете всё красиво, а в управленческом — так, как есть на самом деле.
В этой статье мы разбираем управленческий учет в ломбардах и скупках, поэтому дальше будем рассказывать на примере этой сферы.
Итак, что нужно знать о ломбардах прежде всего:
-
сама по себе сфера деятельности регулируется законодательством России — прежде всего 196-ФЗ «О ломбардах»;
-
работу легальных ломбардов контролирует Центральный банк России — и ведет их реестр;
-
ломбарды работают с драгоценными металлами, а это еще одна сфера, подконтрольная государству;
-
ломбарды могут применять только общую систему налогообложения, или ОСНО, — налоговые спецрежимы тут запрещены;
-
ломбарды и скупка чаще всего работают вместе — два юрлица, один собственник.
Всё интересное начинается дальше — сама схема работы ломбардов.
Как в ломбарде и скупке правильно считать выручку
Когда человек сдает вещь в ломбард, даже если он говорит, что не вернется за ней, его имущество находится в залоге, — ломбард ждет месяц, вдруг всё же вернется. Тут есть два варианта развития событий с клиентом.
Клиент возвращается за залогом. Тогда ломбард отдает вещь назад, а клиент платит сумму, которую ему дали, плюс проценты. Проценты — выручка ломбарда, но тут есть нюансы.
По закону процентная ставка ограничена — есть верхний предел процентов, которые ломбард может брать. Это значение регулярно меняется, например, предельные значения ПСК для ломбардов на II квартал 2025 года выглядят так ↓↓↓
Процентную ставку для ломбардов устанавливает ЦБ каждый квартал
Клиент не возвращается за залогом. Тогда ломбарду остается вещь, которую он взял в залог. Обычно это ювелирные украшения, техника, электроника и даже машины.
В этом сценарии привычной выручки в виде процентов у ломбарда нет, потому что клиент не вернулся. Свою выручку ломбард получает от продажи залоговой вещи — именно поэтому имущество изначально оценивают ниже рыночной цены, иначе ломбард ничего не заработает.
Но в связи с ограничениями в законе ломбард не сам реализует имущество — это делает скупка. Обычно это два отдельных юрлица, но с одним владельцем. Деньги, которые ломбард получает от скупки, — это выручка.
При этом ломбард старается передать скупке имущество по стоимости, приближенной к залоговым суммам, — тогда и учет проще вести, и с налогами меньше вопросов.
Оборотка в ломбардах
Ломбарды всегда держат достаточно оборотных средств — чтобы без проблем выдать деньги клиентам, которые обратятся к ним. При этом в ОПиУ эти деньги не учитываются — они не считаются расходами, потому что так или иначе вернутся.
Эти деньги можно отследить в ДДС, или в отчете о движении денежных средств, — в разделе «Финансовая деятельность» в статье «Выдача займа». Получается, ломбард сдает деньги в аренду, и деньги для него — это товар.
Особенности организации управленческого учета в ломбарде
Теперь разберемся с управленческой отчетностью в ломбардах и скупках.
Итак, каждый день, пока тикает срок займа — неважно, вернется человек или нет, — ломбард начисляет проценты и считает налог на них. Здесь всегда требуется автоматизация: ломбарды работают с физлицами, таких займов могут быть десятки и сотни, и вручную считать проценты с разных сумм нереально. Для этого используют, например, Ломбардис.
→ В учете в ломбардах много мелких цифр и показателей, поэтому нужно стараться его автоматизировать. Например, использовать Финтабло вместо Гугл-таблиц.
Что касается процентов, по логике должно быть так: начисленные проценты считаются выручкой, но пока их не отдали — дебиторской задолженностью. В отчетность данные попадают так:
-
ОПиУ — выручка — те проценты, что уже начислили;
-
Баланс — дебиторка — те проценты, что пока не отдали.
Но в управленческом учете в ломбардах так не делают по нескольким причинам:
-
сложно посчитать дебиторку, потому что много мелких сумм;
-
начисленные и реальные проценты могут сильно отличаться друг от друга. Напомним, что ломбард получит свои проценты, только если клиент вернется.
Получается, нет смысла учитывать проценты, которых может и не быть, и лучший вариант тут — считать уплаченные проценты. То есть в ломбардном бизнесе больше применяют кассовый метод признания доходов и расходов. Те деньги, которые пришли, и становятся выручкой.
В бухгалтерском учете всё иначе — там по закону нужно считать виртуальные проценты, налог на них, и работать по методу начисления.
Как в ломбарде реализуют имущество заемщиков
Мы уже говорили, что часто ломбарды и скупки работают вместе: два юрлица, один собственник. Поэтому управленческий учет ведут также вместе — с разделением по направлениям: ломбард и скупка.
Когда клиент не возвращается за своей вещью, ломбард передает ее скупке. В учете нужно правильно отражать стоимость вещи, но тут есть варианты, например, можно поставить:
-
стоимость, в которую ломбард оценил изделие при займе, — обычно она ниже рынка;
-
примерную рыночную стоимость.
Так как собственник один, никто не завышает стоимость вещи, наоборот, отдают в скупку по низкой цене — чтобы снизить выручку ломбарда и заплатить меньше налогов. Напомним, что ломбард может работать только на ОСНО, поэтому платит налог на прибыль в 20%; скупка же может работать на упрощенке.
Управленческий учет в ломбардах и скупках: в двух словах
-
Управленческий учет — это инструмент для управления бизнесом на основе цифр.
-
Управленческий учет отличается от бухгалтерского прежде всего тем, что бухучет обязателен по закону и строго регламентирован, а управленческий — гибок и ведется по желанию.
-
Ломбарды могут применять только общую систему налогообложения, или ОСНО, — налоговые спецрежимы тут запрещены.
-
В ломбардном бизнесе применяют кассовый метод признания доходов и расходов. То есть те деньги, которые пришли, и становятся выручкой.
-
Ломбарды и скупка чаще всего работают вместе — два юрлица, один собственник.
-
Ломбарды отдают в скупку вещи заемщиков по низкой цене — чтобы снизить выручку ломбарда и заплатить меньше налога.
Поможем выстроить управленческий учет в любой сфере
Финдиректора НФ помогают наладить управленческий учет и разобраться, приносит ли бизнес достаточно выручки, где спрятаны деньги, как выбраться из кассовых разрывов и начать наконец-то получать чистую прибыль.
Вот несколько примеров, как работают наши финдиры:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-встреча ↓
Комментарии