Онлайн-практикум по финуcheту
26.02.2025
Законы и налоги
Все статьи

Аффилированные лица в бизнесе

Антонина Утёмова
Финансовый директор Нескучных финансов
Антонина Утёмова
Наталья Болдырева
Редактор
Аффилированные лица в бизнесе
  • 487

Аффилированность — это финансовая, юридическая или личная взаимосвязь между компаниями, предпринимателями и физлицами. С одной стороны, в этом нет ничего такого, с другой — за аффилированными лицами следит налоговая и антимонопольная служба. А всё потому… ↓

Содержание

Кто считается аффилированным лицом

Как определить аффилированное лицо: способы и признаки

Сделки с аффилированными лицами: законы и риски

Как составить и вести список аффилированных лиц

Аффилированные лица: частые вопросы собственников

Аффилированные лица: в двух словах

Поможем навести порядок в компании

Кто считается аффилированным лицом

Аффилированные лица — это физические и юридические лица, которые могут влиять на деятельность компаний и предпринимателей

Например, владелец ООО «Ромашка» имеет долю в ООО «Василек». При этом «Василек» поставляет «Ромашке» сырье для производства. По закону эти компании — аффилированные лица. 

Чтобы было легче разобраться, запомните: если юридические и физические лица имеют между собой личные, юридические или финансовые связи и могут пользоваться ими, такие лица считаются аффилированными. 

Закон не запрещает ООО «Ромашка» и ООО «Василек» работать друг с другом, но при условии, что их взаимоотношения ничем не отличаются от сотрудничества с любыми другими компаниями. Другими словами, «Ромашка» не получает более выгодных условий, больших скидок или беспроцентных рассрочек от «Василька» только потому что у них общий бенефициар.

Аффилированность может возникать и по родственным связям. Например, у отца есть бизнес, и у сына есть бизнес, по закону между ними возникает аффилированная связь. Но если они не ведут между собой никаких дел или ведут, но на рыночных условиях, без льгот друг другу, к ним вопросов нет. Если же одна компания, к примеру, выдала другой заём без процентов на 30 лет, это привлечет внимание налоговой. 

Любые преференции между аффилированными лицами нарушают ряд статей Налогового кодекса и антимонопольное законодательство. 

Чем аффилированность отличается от взаимозависимости

В налоговом законодательстве часто используется понятие «взаимозависимость». Это разные понятия, хотя по своей сути похожие друг на друга: взаимозависимость — частный случай аффилированности. Взаимозависимые лица используют свои связи для получения налоговых выгод, поэтому за такими сделками особенно следит ФНС.

Как определить аффилированное лицо: способы и признаки

В законе приводятся признаки, по которым можно определить аффилированность юридических лиц и предпринимателей.  Перечислим признаки аффилированности лица — прямые и косвенные.

Прямые признаки Косвенные признаки

Имеет долю в компании не менее 20% или может распоряжаться не менее чем 20% голосов акционеров или участников;

может принимать решения по доверенности;

участвует в совете директоров или правлении компании, может принимать решения по вопросам управления компанией;

имеет родственные отношения с руководством компании.

Компании с разными учредителями находятся по одному юридическому адресу или хранят товары на одном складе;

имеют общих сотрудников;

занимаются одной и той же деятельностью.



Теперь разберем на примере частных случаев. Итак:

  • компанией на 100% владеет один человек, а другой на 100% — его брат;

  • в компании решения принимает человек, который не числится учредителем, директором и даже сотрудником. Назовем его руководителем де-факто или серым кардиналом;

  • один человек владеет одной компанией и частью другой компании и поручается за одну из них при оформлении кредитов и займов;

  • владелец двух компаний при банкротстве первой передает имущество и деньги второй.

Используя аффилированность, компании могут выставлять нездоровые цены на рынке: например, продавать товар или сырье по значительно заниженным ценам. Если компания готова и другим фирмам продавать свою продукцию по этой цене, к ней вопросов нет, а если только аффилированной фирме — это нарушает закон о защите конкуренции

Сделки с аффилированными лицами: законы и риски

Для налоговой, антимонопольной службы, кредиторов и инвесторов аффилированность — это косвенный признак возможного мошенничества, отмывания денег, демпинга цен на рынке, ухода от налогов и других незаконных или нечестных действий. 

Сделки с аффилированными признаками опасны тем, что из-за них может возникнуть конфликт интересов с другими компаниями: например, из-за несправедливой цены. 

Чтобы сотрудничать с аффилированными компаниями и предпринимателями и не иметь проблем с контролирующими органами, важно придерживаться нескольких правил:

  • устанавливать справедливые рыночные цены — сделки с аффилированными контрагентами должны быть на тех же условиях, что и с другими компаниями;

  • прописывать честные условия договора и придерживаться их — так, в договоре займа не может быть нулевой процентной ставки, а в договоре поставок — приоритета перед другими компаниями;

  • принимать решения без участия аффилированных лиц — если компания принимает ключевые для себя решения, в этом не может участвовать аффилированное лицо. И наоборот, если в сделке участвуют незаинтересованные лица, сделку могут признать недействительной, если незаинтересованное лицо не одобрило ее.

С точки зрения закона за аффилированность оштрафовать не могут, но сделки с аффилированными лицами могут признать недействительными. 

Так, если компания смогла получить экономическую выгоду, например, уйти от уплаты части налогов, благодаря работе с аффилированными лицами, налоговая может доначислить недостающую сумму.

Или если компания-банкрот передала свое имущество аффилированному лицу, такую сделку признают несостоятельной, а имущество вернут обратно в конкурсную массу для распределения между кредиторами. А если один из кредиторов — аффилированное лицо, его исключат из реестра должников.

Подытожим. Аффилированность — это не проблема, если работать по-честному и не в ущерб другим участникам рынка. Если же компания благодаря аффилированным связям получает особые условия, экономическую выгоду и даже становится монополистом, это незаконно. 

Как составить и вести список аффилированных лиц

И последнее. По закону юридические лица — ООО и АО — обязаны вести реестр аффилированных лиц. Это нужно, чтобы работа компаний была прозрачной, а контрагенты и контролирующие органы видели связи фирмы и могли оценивать риски. 

Реестр включает в себя следующую информацию:

  • ФИО и ИНН аффилированных физических лиц;

  • название и ОГРН аффилированных юридических лиц;

  • причины аффилированности, например, владение акциями компании;

  • период, за который подается информация об аффилированных лицах, и ссылка на сайт, где ее можно прочитать. 

Обычно реестр аффилированных лиц публикуют на официальных сайтах компаний в разделе «Раскрытие информации» → «Бухгалтерская отчетность». 

Выше мы говорили, что за факт аффилированности оштрафовать не могут, а вот за отсутствие информации об аффилированных лицах АО и ООО выписывают штраф от 200 000 до 300 000 ₽.

Аффилированные лица: частые вопросы собственников

image

Эксперт Антонина Утёмова

Финдир НФ

Как проверить компанию на аффилированность?

Проверить аффилированные связи компании можно с помощью сервисов «Контур» и «Спарк». С их помощью выявить конфликты интересов, найти связи между сотрудниками компании и контрагентами, обнаружить прямые или косвенные связи.

Аффилированные лица: в двух словах

  • Аффилированные лица — это физические и юридические лица, которые могут влиять на деятельность компаний и предпринимателей. 

  • Если юридические и физические лица имеют между собой личные, юридические или финансовые связи и могут пользоваться ими, такие лица считаются аффилированными. 

  • Любые преференции между аффилированными лицами нарушают ряд статей Налогового кодекса и антимонопольное законодательство. 

  • Для налоговой, антимонопольной службы, кредиторов и инвесторов аффилированность — это косвенный признак возможного мошенничества, отмывания денег, демпинга цен на рынке, ухода от налогов и других незаконных или нечестных действий. 

  • Сделки с аффилированными признаками опасны тем, что из-за них может возникнуть конфликт интересов с другими компаниями: например, из-за несправедливой цены. 

  • С точки зрения закона за аффилированность оштрафовать не могут, но сделки с аффилированными лицами могут признать недействительными. 

  • Аффилированность — это не проблема, если работать по-честному и не в ущерб другим участникам рынка. Если же компания благодаря аффилированным связям получает особые условия, экономическую выгоду и даже становится монополистом, это незаконно. 

Поможем навести порядок в компании

Снизить риски в работе с контрагентами и контролирующими органами поможет управленческий учет. С помощью отчетности можно увидеть любые нестыковки и разобраться в причинах. Вот как это бывает:

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс