Аффилированность — это финансовая, юридическая или личная взаимосвязь между компаниями, предпринимателями и физлицами. С одной стороны, в этом нет ничего такого, с другой — за аффилированными лицами следит налоговая и антимонопольная служба. А всё потому… ↓
Содержание
Кто считается аффилированным лицом
Как определить аффилированное лицо: способы и признаки
Сделки с аффилированными лицами: законы и риски
Как составить и вести список аффилированных лиц
Аффилированные лица: частые вопросы собственников
Аффилированные лица: в двух словах
Поможем навести порядок в компании
Кто считается аффилированным лицом
Аффилированные лица — это физические и юридические лица, которые могут влиять на деятельность компаний и предпринимателей.
Например, владелец ООО «Ромашка» имеет долю в ООО «Василек». При этом «Василек» поставляет «Ромашке» сырье для производства. По закону эти компании — аффилированные лица.
Чтобы было легче разобраться, запомните: если юридические и физические лица имеют между собой личные, юридические или финансовые связи и могут пользоваться ими, такие лица считаются аффилированными.
Закон не запрещает ООО «Ромашка» и ООО «Василек» работать друг с другом, но при условии, что их взаимоотношения ничем не отличаются от сотрудничества с любыми другими компаниями. Другими словами, «Ромашка» не получает более выгодных условий, больших скидок или беспроцентных рассрочек от «Василька» только потому что у них общий бенефициар.
Аффилированность может возникать и по родственным связям. Например, у отца есть бизнес, и у сына есть бизнес, по закону между ними возникает аффилированная связь. Но если они не ведут между собой никаких дел или ведут, но на рыночных условиях, без льгот друг другу, к ним вопросов нет. Если же одна компания, к примеру, выдала другой заём без процентов на 30 лет, это привлечет внимание налоговой.
Любые преференции между аффилированными лицами нарушают ряд статей Налогового кодекса и антимонопольное законодательство.
Чем аффилированность отличается от взаимозависимости
В налоговом законодательстве часто используется понятие «взаимозависимость». Это разные понятия, хотя по своей сути похожие друг на друга: взаимозависимость — частный случай аффилированности. Взаимозависимые лица используют свои связи для получения налоговых выгод, поэтому за такими сделками особенно следит ФНС.
Как определить аффилированное лицо: способы и признаки
В законе приводятся признаки, по которым можно определить аффилированность юридических лиц и предпринимателей. Перечислим признаки аффилированности лица — прямые и косвенные.
Прямые признаки | Косвенные признаки |
Имеет долю в компании не менее 20% или может распоряжаться не менее чем 20% голосов акционеров или участников; может принимать решения по доверенности; участвует в совете директоров или правлении компании, может принимать решения по вопросам управления компанией; имеет родственные отношения с руководством компании. |
Компании с разными учредителями находятся по одному юридическому адресу или хранят товары на одном складе; имеют общих сотрудников; занимаются одной и той же деятельностью. |
Теперь разберем на примере частных случаев. Итак:
-
компанией на 100% владеет один человек, а другой на 100% — его брат;
-
в компании решения принимает человек, который не числится учредителем, директором и даже сотрудником. Назовем его руководителем де-факто или серым кардиналом;
-
у одной семьи несколько разных компаний, но по факту это дробление бизнеса;
-
один человек владеет одной компанией и частью другой компании и поручается за одну из них при оформлении кредитов и займов;
-
владелец двух компаний при банкротстве первой передает имущество и деньги второй.
Используя аффилированность, компании могут выставлять нездоровые цены на рынке: например, продавать товар или сырье по значительно заниженным ценам. Если компания готова и другим фирмам продавать свою продукцию по этой цене, к ней вопросов нет, а если только аффилированной фирме — это нарушает закон о защите конкуренции.
Читайте в Газете Нескучных
Корпоративное мошенничество: как бороться с мошенническими схемами сотрудников
Сделки с аффилированными лицами: законы и риски
Для налоговой, антимонопольной службы, кредиторов и инвесторов аффилированность — это косвенный признак возможного мошенничества, отмывания денег, демпинга цен на рынке, ухода от налогов и других незаконных или нечестных действий.
Сделки с аффилированными признаками опасны тем, что из-за них может возникнуть конфликт интересов с другими компаниями: например, из-за несправедливой цены.
Чтобы сотрудничать с аффилированными компаниями и предпринимателями и не иметь проблем с контролирующими органами, важно придерживаться нескольких правил:
-
устанавливать справедливые рыночные цены — сделки с аффилированными контрагентами должны быть на тех же условиях, что и с другими компаниями;
-
прописывать честные условия договора и придерживаться их — так, в договоре займа не может быть нулевой процентной ставки, а в договоре поставок — приоритета перед другими компаниями;
-
принимать решения без участия аффилированных лиц — если компания принимает ключевые для себя решения, в этом не может участвовать аффилированное лицо. И наоборот, если в сделке участвуют незаинтересованные лица, сделку могут признать недействительной, если незаинтересованное лицо не одобрило ее.
С точки зрения закона за аффилированность оштрафовать не могут, но сделки с аффилированными лицами могут признать недействительными.
Так, если компания смогла получить экономическую выгоду, например, уйти от уплаты части налогов, благодаря работе с аффилированными лицами, налоговая может доначислить недостающую сумму.
Или если компания-банкрот передала свое имущество аффилированному лицу, такую сделку признают несостоятельной, а имущество вернут обратно в конкурсную массу для распределения между кредиторами. А если один из кредиторов — аффилированное лицо, его исключат из реестра должников.
Подытожим. Аффилированность — это не проблема, если работать по-честному и не в ущерб другим участникам рынка. Если же компания благодаря аффилированным связям получает особые условия, экономическую выгоду и даже становится монополистом, это незаконно.
Читайте в Газете Нескучных
Мошенничество в закупках и бухгалтерии: как понять, что сотрудники воруют
Как составить и вести список аффилированных лиц
И последнее. По закону юридические лица — ООО и АО — обязаны вести реестр аффилированных лиц. Это нужно, чтобы работа компаний была прозрачной, а контрагенты и контролирующие органы видели связи фирмы и могли оценивать риски.
Реестр включает в себя следующую информацию:
-
ФИО и ИНН аффилированных физических лиц;
-
название и ОГРН аффилированных юридических лиц;
-
причины аффилированности, например, владение акциями компании;
-
период, за который подается информация об аффилированных лицах, и ссылка на сайт, где ее можно прочитать.
Обычно реестр аффилированных лиц публикуют на официальных сайтах компаний в разделе «Раскрытие информации» → «Бухгалтерская отчетность».
Выше мы говорили, что за факт аффилированности оштрафовать не могут, а вот за отсутствие информации об аффилированных лицах АО и ООО выписывают штраф от 200 000 до 300 000 ₽.
Читайте в Газете Нескучных
Как начать работать с крупными компаниями и всегда ли это выгодно
Аффилированные лица: частые вопросы собственников

Эксперт Антонина Утёмова
Финдир НФ
Как проверить компанию на аффилированность?
Проверить аффилированные связи компании можно с помощью сервисов «Контур» и «Спарк». С их помощью выявить конфликты интересов, найти связи между сотрудниками компании и контрагентами, обнаружить прямые или косвенные связи.
Аффилированные лица: в двух словах
-
Аффилированные лица — это физические и юридические лица, которые могут влиять на деятельность компаний и предпринимателей.
-
Если юридические и физические лица имеют между собой личные, юридические или финансовые связи и могут пользоваться ими, такие лица считаются аффилированными.
-
Любые преференции между аффилированными лицами нарушают ряд статей Налогового кодекса и антимонопольное законодательство.
-
Для налоговой, антимонопольной службы, кредиторов и инвесторов аффилированность — это косвенный признак возможного мошенничества, отмывания денег, демпинга цен на рынке, ухода от налогов и других незаконных или нечестных действий.
-
Сделки с аффилированными признаками опасны тем, что из-за них может возникнуть конфликт интересов с другими компаниями: например, из-за несправедливой цены.
-
С точки зрения закона за аффилированность оштрафовать не могут, но сделки с аффилированными лицами могут признать недействительными.
-
Аффилированность — это не проблема, если работать по-честному и не в ущерб другим участникам рынка. Если же компания благодаря аффилированным связям получает особые условия, экономическую выгоду и даже становится монополистом, это незаконно.
Поможем навести порядок в компании
Снизить риски в работе с контрагентами и контролирующими органами поможет управленческий учет. С помощью отчетности можно увидеть любые нестыковки и разобраться в причинах. Вот как это бывает:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии