Онлайн-практикум по финуcheту
19.11.2024
Команда
Все статьи

Корпоративное мошенничество: как бороться с мошенническими схемами сотрудников

Ксения Спинул
Финансовый директор Нескучных финансов
Ксения Спинул
Наталья Болдырева
Редактор
Корпоративное мошенничество: как бороться с мошенническими схемами сотрудников
  • 425

Собрали истории и схемы корпоративных махинаций в реальных компаниях и, конечно, рассказали, как с этим бороться. 

Содержание

Как понять, что сотрудники воруют

Виды и схемы корпоративного мошенничества

Как бороться с корпоративным мошенничеством

Какая может быть ответственность за корпоративное мошенничество

Корпоративное мошенничество: частые вопросы собственников

Поможем навести порядок в компании

Как понять, что сотрудники воруют

Корпоративное мошенничество — это получение материальной выгоды за счет компании путем обмана. Причем в мошенничестве чаще всего есть момент сговора: если воровать сотрудник может один, то в мошеннических схемах обычно фигурируют несколько человек. Например, главный бухгалтер вступил в сговор с директором филиала или руководитель отдела закупки — с поставщиком.

В российском законодательстве нет понятия «корпоративное мошенничество», зато есть просто «мошенничество»:


Есть несколько косвенных признаков, по которым можно предположить, что в этом отделе или эти люди занимаются мошенничеством:

  • есть нестыковки в цифрах управленческого учета;

  • не хватает материалов, сырья, товаров или оборудования при инвентаризации;

  • выяснились, что между сотрудниками или сотрудниками и представителям контрагентов есть родственные связи, которые скрыли;

  • определенные сотрудники наделены излишними полномочиями: например, могут сами давать скидки клиентам и поставщикам или имеют права подписывать документы от имени собственника;

  • сотрудники пользуются ресурсами компании в нерабочих целях;

  • некоторые сотрудники допоздна задерживаются на работе не по рабочим задачам.

Если уже подозреваете факт мошенничества, можно пригласить стороннего эксперта, который разберется, что происходит в компании, и поможет оценить дальнейшие риски.

Виды и схемы корпоративного мошенничества 

А теперь самое интересное — реальные случаи, с которыми столкнулась финдиректор НФ. 

Схема 1. Выполняли частные заказы на рабочем оборудовании вне кассы. В компании работало несколько бригад геодезистов, которые выезжали на объекты на корпоративных машинах. Одна из бригад сговорилась с сотрудником отдела камеральных проверок и стала брать заказы на стороне, в обход кассы. Геодезисты на служебном оборудовании выполняли заказ, а сотрудник отдела камеральных проверок обрабатывала их дома.

Выявили эту схему случайно: собственник бизнеса увидев свою машину на выезде в нерабочее время.

Чтобы эта схема не повторилась, финансовый директор сделала отчеты для каждого геодезиста. После съемки они прописывали, где и когда были. Дополнительно собственник бизнеса запретил пользоваться служебными машинами вне работы: в салоны поставили видеорегистратор и контролировали, чтобы машины стояли на стоянке.

Что касается причастных к схеме, сотрудника отдела камеральных проверок уволили, а геодезистов оштрафовали.

Схема 2. Выполняли услуги, но не записывали их в отчет, а деньги брали себе. Сотрудники автомойки обслуживали автомобили, но в отчет выполненных услуг записывали не всё. Например, они пылесосили салон, брали за это деньги с клиента, но в отчет услугу не вносили. Деньги забирали себе.

Выявили эту схему через видеокамеры: собственник просматривал записи и заметил нестыковки.

Чтобы схема не повторилась, собственник нанял администратора для контроля и прописал в договоре санкции за подобные случаи. Всех, кто жульничал с услугами, собственник уволил без выплаты зарплаты.

Схема 3. Экономил на сырье для деталей, а на излишек изготавливал детали для конкурентов.

Мастер на производстве изготавливал детали на продажу, но не по правильной техкарте, а сэкономив на количестве исходного материала. Возвратов не было, потому что в целом деталь подходила. А из остатков он выполнял нормальные детали и продавал их конкурентам.

Эту схему выявили по косвенным признакам: мастер вдруг купил новый автомобиль. Тогда в компании решили провести инвентаризацию и обнаружили большое количество обрезков, которых не было на балансе. Мастер сказал, что это излишки, и собственник понял, в чём дело: он измерил детали и оказалось, что они не такие, как должны быть.

Чтобы история не повторилась, в компании стали проводить инвентаризацию каждый квартал, а еще наняли техника-метролога, который следил за качеством выпускаемых деталей.

Мастера не уволили, но оштрафовали на половину зарплаты.

Схема 4. Заказывал товары у одного и того же поставщика на невыгодных условиях. Снабженец компании вступил в сговор с поставщиком и за откат пользовался услугами только этой фирмы. На все вопросы собственника снабженец аргументировал это хорошей ценой, слаженной работой и удобной логистикой.

Когда же финансовый директор попросила снабженца сделать анализ по конкурентам, тот долго саботировал задачу. К вопросу подключился собственник и настоял на этом отчете, а когда увидел его, не поверил в цифры. Снабженец специально завысил цены у конкурентов, но собственник всё перепроверил и увидел расхождения.

В итоге снабженца уволили, а чтобы история не повторилась, сделали отчет по поставщикам, зафиксировали цены и стали проводить анализ конкурентов раз в полгода.

Схема 5. Продавцы в магазине продавали свой товар вместо товара собственника. В магазине на Крайнем Севере собственник продавал запчасти для грузового транспорта. В какой-то момент он заметил, что у одной смены есть продажи, а у другой — всё время их нет.

Это показалось ему странным, и он провел контрольную закупку: нанял людей, которые под видом клиента пришли к нему в магазин за запчастью. Оказалось, что продавцы продавали свои запчасти вместо запчастей собственника — это стало понятно по артикулам.

Собственник уволил продавцов, а в магазине поставили камеры, ввели систему планирования и стали время от времени делать контрольные закупки. Но эти меры были уже посмертные: из-за действий продавцов бизнес пришлось закрыть.

На основе этих схем мы составили список мер, которые помогают выявить случаи корпоративного мошенничества в компании.

  • Использовать видеокамеры и видеорегистраторы.

  • Проводить контрольные закупки.

  • Проводить инвентаризацию. 

  • Ввести систему отчетов о задачах и нанять человека, который будет их проверять.

  • Сверять цифры в управленческой отчетности.

  • Вызывать сотрудников на честный разговор при подозрении.

Как бороться с корпоративным мошенничеством

Прежде всего, корпоративное мошенничество может возникать, если в компании:

  • недостает контроля со стороны руководителей;

  • не налажен управленческий учет;

  • выстроена неправильная система мотивации сотрудников;

  • сотрудникам даны излишние полномочия.

Чтобы минимизировать вероятность мошенничества, нужно наладить несколько процессов:

  • выстроить учет и систему отчетности — чтобы видеть нестыковки в цифрах;

  • проверять сотрудников и контрагентов на аффилированность;

  • работать по техническим картам и проверять выпускаемую продукцию и остатки;

  • следить за служебным оборудованием и транспортом;

  • ввести в цепочку закупок дополнительного человека.

Какая может быть ответственность за корпоративное мошенничество

В российском законодательстве понятия «корпоративного мошенничества» как такового нет, но действия, которые совершают сотрудники, попадают под целый ряд статей трудового, гражданского, административного, антимонопольного и уголовного законодательства. Только из Уголовного кодекса можно выделить несколько статей:

По опыту, обычно собственники бизнеса предпочитают решать вопрос внутри компании: если мошенничество мелкое, а сотрудник важен, то выписывают штрафы, в остальных ситуациях — увольняют. На самом деле любые случае мошенничества нужно решать с привлечением соответствующих следственных органов.

Корпоративное мошенничество: частые вопросы собственников

image

Отвечает Ксения Спинул,
финансовый директор компании «Нескучные финансы» ↓

Чем корпоративное мошенничество отличается от транжирства и серых схем?

Транжирство — это неразумная трата денег, расточительство, но точно не мошенничество. При мошенничестве сотрудник совершает действия, чтобы что-то получить для себя, а при транжирстве, скорее всего, он просто не подумал и, например, заказ слишком дорогую елку в офис. Но такие ситуации возникают редко, потому что все платежи в компаниях согласовываются, и вряд ли кто-то не заметит существенную трату.

Понятие «серые схемы» обычно используется в отношении компаний. Есть бизнес, который работает «в белую», есть «серый» бизнес, то есть полулегальный.

Поможем навести порядок в компании

Большинство схем с махинациями сотрудников выявляют финансовые директора: они работают с договорами, отчетностью и показателями и видят любые нестыковки в цифрах. Вот как это обычно бывает.

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс