15 марта 2023
Финпросвет

Как разобраться с браком
и потерями на производстве

Брак и потери есть на любом производстве, более того — Налоговый кодекс разрешает учитывать потери при производстве или транспортировке в материальных расходах. Как разобраться со всем этим, рассказываем в статье.

Брак и потери: в чем разница

На любом производстве могут по ошибке сделать бракованную вещь или потерять часть сырья из-за неправильной транспортировки. Это называют браком и потерями, но эти слова не синонимы:

  • Брак — когда на производстве сделали некачественную вещь. Это могли заметить в процессе работы или уже когда товар привезли клиенту, а тот увидел дефект.
  • Потери, их еще называют технологическими потерями, — это когда компания несет дополнительные расходы, потому что что-то пошло не так, например закупили слишком много сырья и оно испортилось. 

Чтобы взять брак и потери под контроль, нужно сначала определить свои нормы.

Шаг 1. Определить свои нормы брака и потерь — они будут разными на каждом производстве

Существуют нормы, сколько процентов сырья и товаров можно потерять при производстве и транспортировке. Эти нормы можно устанавливать самим или ориентироваться на разные документы, например во время перевозки песка можно потерять 2%. Об этом написано в постановлении Госснаба СССР N 78:

Кусочек постановления Госснаба СССР. Конечно, официально этот документ не действует, но производствам для работы нужен ориентир, а не формальная бумага

Чаще производства прописывают эти нормы сами или ориентируются на данные в целом по отрасли. Чтобы узнать свою норму, предприятие собирает статистику прошлых периодов: смотрит, какой процент брака и потерь уже понесли, и затем учитывает эту цифру в будущем. 

Например, в «Шьем шузы» апрель был удачным месяцем: хорошо заработали, сотрудники получили неплохие бонусы, все довольны. Процент брака в этом месяце был 4%, а потерь — 2%. «Шьем шузы» берет эти цифры за ориентир и говорит сотрудникам: у нас допускается столько-то брака. Больше — нельзя, иначе это скажется на прибыли и зарплатах.

Пример: брак и потери на строительном производстве

По опыту, при производстве бетонных лотков для дорог брак может быть на уровне 5%. Причины разные: сотрудники неправильно настроили оборудование или поставщики привезли песок для смеси не той фракции. Эту цифру зашивают в себестоимость. 

Потери на производстве тоже есть — их находят во время инвентаризации. Например, смотрят, что не хватает тонны песка, и разбираются, что произошло. Но сделать это непросто, потому что при работе с сыпучими материалами многое зависит от сезонности: например, вес песка может меняться в разную погоду. И таким производствам нужно закладывать не потери, а вероятную усушку.

Шаг 2. Зашить процент брака в себестоимость продукции

Выше мы говорили, что каждое предприятие само устанавливает приемлемый процент брака и потерь, допустим 4 и 2%. Теперь разберемся, как посчитать эту цифру — рассказывать будем на примере брака, потому что с потерями все то же самое.

Формула для расчета брака в себестоимости несложная: нужно соотнести количество бракованных изделий на партию товара. Например:

  • 100 единиц — партия;
  • 5 единиц из партии — брак.

Считаем: 

  • 5 * 100% / 100 = 5%. 

Это очень упрощенная формула, чаще же на предприятиях считают процент от себестоимости — так точнее. Следите за руками:

  • 100 000 ₽ — потратили на производство 100 единиц;
  • 1 000 ₽ — потеряли на браке 5 единиц.

Получается, процент брака — не 5%, а 1%. 

Производства больше интересует, сколько денег они потратили на брак, а не сколько единиц брака было всего. Потому что брак бывает разный: что-то идет в мусорку, а что-то можно переработать в новое изделие. Но это тоже расходы — на утилизацию или устранение дефекта — и их нужно учитывать. 

В целом брак, который обнаружили на производстве, учитывают в переменных расходах — тех, которые компания несет, чтобы сделать свою продукцию. Допустим, партия товара обходится в 1 млн рублей, при количестве брака в 1% эту сумму нужно увеличить на 10 000 рублей. 

Иногда брак обнаруживается не на производстве, а уже у покупателей — тогда на эту сумму уменьшают прибыль компании.

Шаг 3. Разобраться с причинами брака и потерь: сотрудники, оборудование, сырье

Мы уже говорили, что потери и брак нужно учитывать всем производствам, но это важно и для других сфер бизнеса, например:

  • Общепит — если клиент вернул невкусный салат на кухню, это считается браком.
  • Торговля — поставщик прислал партию товара и некоторая часть оказалась некачественной. Даже если в договоре написано, что такой товар можно вернуть, это дополнительные расходы.
  • Услуги — да-да, в услугах тоже есть брак. Это когда услуга выполнена некачественно. К примеру, у клиентки салона красоты на следующий день вздулось и потрескалось покрытие на ногтях и она просит переделать маникюр.

То же самое с потерями: можно разлить дорогой шампунь в парикмахерской или забыть убрать продукты в холодильник в ресторане. 

Здесь важно не просто учесть брак и потери и зашить их в себестоимость товара, но и разобраться, почему так случилось и что  сделать, чтобы в будущем этого не было. 

Причины брака и потерь могут быть самые разные.

  • Оборудование настроили неправильно или со временем что-то стало барахлить.
  • Сотрудники сделали продукт не по технологической карте. Допустим, если изделие должно простоять в печи 6 часов, нельзя сокращать это время.
  • Кто-то своровал сырье. Потери возникают по этой же причине: везли сахар, отсыпали себе пару пакетов, следующая смена сделала так же.
  • Поставщик привез сырье другого качества или с иными характеристиками, например более крупный песок.

По опыту, такое бывает часто. Казалось бы, зачем делать продукт не по техкарте, но когда зарплаты сотрудников на производстве зависят от количества сделанных изделий, вопрос отпадает. Чем больше сделаешь, тем больше заработаешь. Вот сотрудники и гонятся за количеством, пренебрегая качеством. 

С причинами брака и потерь всегда нужно работать: недостаточно просто посчитать их и включить в себестоимость. Иначе брака станет слишком много, и это повлияет на прибыльность бизнеса. 

Шаг 4. Создать отдел качества для работы с браком

Итак, посчитали свою норму, зашили ее в себестоимость, узнали причину. Но, чтобы учитывать брак и потери на производстве системно, нужно сделать еще кое-что:

  1. Создать отдел контроля качества, который будет системно проверять сначала качество сырья, а затем готовую продукцию — и отмечать, сколько вышло брака. Единой формы документа для проверки нет — можно сделать свою или скачать на Консультанте.
  2. Передавать данные начальнику производства, который сразу же будет с ними разбираться. Если утренняя смена сделала десять единиц, из которых пять оказались с браком, нужно приостановить производство и разобраться, почему так. Если не реагировать сразу, можно выпустить целую партию товара с большим процентом брака.
  3. Менять систему мотивации сотрудников. Например, при сдельной работе зарплата может зависеть не только от количества, но и от процента брака.

Итак, подытожим. 

Брак и потери есть на любом производстве — их закладывают в себестоимость продукции, но стремятся снижать. Чтобы узнать приемлемую норму брака и потерь для своей компании, нужно собрать статистику прошлых периодов. 

С браком и потерями всегда работают: разбираются, что пошло не так и как это можно исправить. Чтобы делать это системно, в компании создают отдел контроля качества.

Поможем разобраться с браком

Если вы заметили, что на производстве или в торговле слишком много брака и потерь, с этим нужно разбираться. Наши финдиры могут помочь: выяснить, почему так получилось, и подсказать, как исправить ситуацию. Тогда процента брака станет меньше, себестоимость также уменьшится — и это поможет увеличить прибыль. 

Вот как мы обычно работаем:

Тип бизнеса, город и даже страна — не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия ↓

Увидите, где вы теряете до 40% прибыли

Бесплатная онлайн-встреча с финансовым директором для предпринимателей




    Для собственников бизнеса с выручкой от 5 млн рублей в месяц

    ✔️ Готово: ваша заявка на онлайн-встречу с финдиром принята!

    В течение рабочего дня позвоним вам, чтобы уточнить детали и подобрать удобное для встречи время. Если не дозвонимся, то напишем в мессенджеры и на почту.

    #брак #потери #производство
    Опубликовано: 15.03.23 Просмотров: 3 184

    Читайте также

    Бесплатно
    Барсетка: 16 шаблонов для финучета
    Бесплатно
    Управленка: курс по финансам
    Бесплатно
    Деньги под контролем: курс по ДДС
    Бесплатно
    Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс