Правила жизни с дебиторкой

что такое дебиторская задолженность и надо ли ее бояться

 

Что такое дебиторская задолженность?

Дебиторская задолженность — это ситуация, когда вам кто-то должен. Вы выполнили свои обязательства, а партнер не выполнил — значит, у него перед вами возникла дебиторская задолженность.

Например, вы продаете помидоры с отсрочкой 10 дней. Отгрузили 50 кг помидоров в продуктовый магазин — и 10 дней висит дебиторка, пока магазин не оплатит. Деньги ваши, только у вас их еще нет.

 

Дебиторка — это не только про деньги

Деньги — это только одно из агрегатных состояний дебиторской задолженности, но не единственное. Еще она бывает в виде экономического эффекта.

Например, у вас магазин, вы закупили 50 кг помидоров за 30 000 рублей по предоплате. Свое обязательство заплатить за помидоры
вы выполнили, а поставщик свое обязательство отгрузить эти помидоры — еще нет. Стоимость помидоров, которые ваши, но их еще у вас нет — это дебиторская задолженность.

Дима Фурье
Финансовый консультант
 
Илья Еремин
Главред

И в чем опасность дебиторки?

Дебиторка — это замороженные деньги. Они ваши, но лежат на чужих кошельках. И пользуются ими клиенты и поставщики, а не вы. Из-за этого возникают конфузы: бизнес прибыльный и процветающий, а денег нет.

Илон делает космические ракеты. Сделал пять штук, продал НАСА за 500 миллионов долларов с отсрочкой оплаты на 2 года. Тут к нему приходит Роскосмос, хочет купить 5 ракет. Илон рад бы продать, но произвести их ему не на что, пока НАСА не заплатит за свои.

Причем, денег нет не только на новые заказы, но и на зарплаты, аренду и вообще текущую работу бизнеса. Такая ситуация называется кассовым разрывом.

Итак, Илону нечем платить зарплату. Конструкторы и программисты грозятся уволиться, а терять их никак нельзя — таких в мире больше нет. Илон берет кредит на зарплаты и другие текущие расходы. На них и живет до оплаты от НАСА. Когда оплата приходит, с нее закрывает кредиты.

После выплаты кредитов денег хватило только на 4 ракеты для русских, а им нужно 5. Взял еще один кредит. Сделал ракеты, отдал — оплата снова только через 2 года. Повторяется ситуация с кредитами, и так каждый раз.

В итоге, Илон работает, работает, а денег больше не становится — жирная часть прибыли уходит на оплату кредитов. А их с каждым разом все больше. И все беды из-за дебиторской задолженности.

Короче говоря, дебиторка — это плохо?

Только ситхи все возводят в абсолют. Отсрочки платежей помогают вам находить новых клиентов, формировать с ними хорошие отношения. Сегодня вы им дали отсрочку, а завтра они у вас больше товара закупят.

Если вы точно знаете, что в оговоренный срок на ваш расчетник придет оплата, а вы до этого момента не будете перебиваться с хлеба на воду — ничего плохого в дебиторке нет.

Но опасная дебиторка тоже бывает. Если вы дали отсрочку 10 дней, а покупатель пропал и не платит — это уже проблема. Если из-за отсрочек вы попадаете в кассовые разрывы, как Илон — тоже проблема.

Как не допускать кассовых разрывов
из-за дебиторки?

Установите минимальный размер предоплаты. Старайтесь брать предоплату минимум в размере себестоимости продукта или услуги. Так сделка не будет убыточной, и вы хотя бы закроете все расходы по себестоимости, если клиент сольется. А наценка и сумма сверху может отойти в отсрочку платежа.

В торговле — сначала деньги, потом товар. Если делать наоборот, то избалуете клиентов — он раз за разом будет «забывать» заплатить. Он-то доволен, а у вас в карманах пусто — не комильфо.

В услугах — берите предоплату и дробите работу на этапы. Пропишите в договоре, что оказывать услугу начинаете с момента получения предоплаты. А еще лучше — поделите услугу на несколько этапов, и переходите на новый этап только после предоплаты.

Пользуйтесь факторингом. Бывает так, что бизнес прогадал и дал слишком длинную отсрочку. Пока деньги не пришли, бизнесу нужно на что-то жить. В этом случае, дебиторку можно продать банку — это и называется факторингом.

Схема простая. Магазин «Ромашка» должен вам 250 000 рублей за овощи. У него есть еще месяц на оплату, а вам деньги нужны сейчас. Тогда вы берете свои деньги у банка или факторинговой компании, а «Ромашка» потом оплачивает овощи уже банку.

Услуга не бесплатная, а банк покупает дебиторку не всех компаний подряд. Но в целом это хороший способ решить проблему кассовых разрывов из-за дебиторки.

Что делать, если дебиторку
не возвращают?

Кажется, что когда дебиторку не возвращают вовремя, надо сразу идти в суд. На самом деле, от судов ничего хорошего ждать не стоит. Потратите кучу времени, и даже если выиграете — ответчика обяжут оплатить долг, а с него и взять нечего. Получается, что как бы выиграли, но на самом деле проиграли.

Продавать долг кому-то — тоже сомнительное мероприятие. Если коллекторы видят, что задолженность бесперспективная, то не станут ее покупать.

Лучший выход — договориться. Выясните у должника, почему он не платит. Если у него какие-то трудности, то найдите компромисс: рассрочки или льготы, например. Можно рассмотреть вариант с взаимозачетом: если контрагент не может заплатить, то пусть отрабатывает.

Другой расклад — должник просто неадекватный. Тогда проще смириться с убытком, прочитать книгу Роберта Саттона «Не работайте с мудаками» и больше не знать таких проблем.

 

Рассказал Владимир Беляев
из
Центра управления законом

Как заранее узнать, не проблемный
ли клиент?

Основные приметы проблемности клиента можно пробить через специальные сервисы. Их куча бесплатных — «Контур.Фокус», «Сбис», «За честный бизнес». Плюс у многих банков есть свои сервисы с той же функциональностью.

Они проверяют, не было ли у контрагента задолженностей, судов в роли ответчика, не зарегистрирован ли он в местах массовой регистрации.

Но эти признаки — повод призадуматься, а не наотрез отказываться от работы с контрагентом. Может, в месте массовой регистрации он зарегистрировался, потому что офис ему просто не нужен. И обратная ситуация: контрагент чист по этим проверкам, а в реальности регулярно срывает сроки оплаты или просто пропадает. Просто ему везет, и никто с ним не судится.

Интенсив по управлению бизнесом на основе цифр

Хотите разобраться в финансах бизнеса? Тогда вам на интенсив по управлению бизнесом на основе цифр. Два дня прокачки предпринимателей по части управленческого учета.

— Учимся правильно считать прибыль и дивиденды

— Знакомимся с тремя основными отчетами

— Разбираемся с управлением сотрудниками на базе KPI

Марафон по наведению порядка в финансах

Это 8 онлайн-занятий, в результате которых в вашей компании будет полноценный управленческий учет.

Ведущие выдадут необходимый материал, а вы сами примените его в своей компании. Финансовые консультанты помогут советами.

Интенсив — это нулевая ступень марафона. База, без которой вообще ничего не получится Поэтому билет на интенсив входит в каждый тариф.

Получайте раз в неделю свежие статьи. Без рекламы и спама. Подписывайтесь!

Подписаться

Байки Руслана Царева
в каждом письме

 

— делитесь с друзьями

Предыдущие выпуски

Когда команда разрослась с 2 до 20 человек, нашему СЕО стало сложно этим всем рулить. Расскажем, как он повысил продуктивность и объективность своей работы.

Читать >

Когда инвестор решает, вкладываться ему в проект или нет, он не смотрит на прибыль. Мы рассказали, почему так происходит и на что все-таки он смотрит.

Читать >

Учет — дело тонкое. Сам по себе миллиард не принесет, но если научиться им пользоваться, то заработать точно поможет. Разбираемся, что делать с учетом и чего от него ожидать, чтобы он работал как надо.

Читать >

© 2018 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2018 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81