Онлайн-практикум по финуcheту
19.11.2024
Деньги и прибыль
Все статьи

Финансовая грамотность предпринимателя: базовый минимум, что нужно знать

Мария Хлебодарова
Финансовый директор Нескучных финансов
Мария Хлебодарова
Диана Жигалова
Редактор
Финансовая грамотность предпринимателя: базовый минимум, что нужно знать
  • 1525

Финансовая грамотность — набор навыков и компетенций для управления деньгами компании. Она помогает предпринимателю планировать бюджет, правильно оценивать риски, принимать обдуманные решения. Расскажем, что нужно знать владельцу бизнеса, чтобы эффективно распоряжаться своими финансами.

Содержание

Зачем предпринимателю финансовая грамотность

Основные элементы финансового планирования

Основные элементы финансовой отчетности

Анализ результатов деятельности

Как повысить финансовую грамотность

Финансовая грамотность: частые вопросы собственников

Финансовая грамотность предпринимателя: в двух словах

Поможем прокачать финансовую грамотность

Зачем предпринимателю финансовая грамотность 

Бизнес — это про деньги. Даже проект «для души» должен развиваться и приносить доход. Но бывает так, что компания работает, обороты растут, а прибыли нет. Либо есть, но небольшая или нет понимания, становится ли компания богаче. Найти причину поможет изучение основ финансовой грамотности.

Предприниматель управляет финансами интуитивно либо даже не пытается разобраться в теории. Вот самые типичные заблуждения:

  • Деньги на счетах — это выручка компании. На самом деле так бывает не всегда. Если вы получили аванс от покупателя, но свою часть обязательств не выполнили, признать эти деньги выручкой еще нельзя.

  • Все финансовые поступления — это ваша прибыль. Не следует забывать о расходах, которые еще не оплачены. Иногда они могут превысить доходы, и компания уйдет в минус.

  • Бизнес-план — это для слабаков. Без финансового планирования невозможно объективно оценить результат. Неясно, какой показатель проседает и почему не получается достичь поставленных целей.

  • Все деньги в бизнесе — мои, сколько мне нужно — столько я и заберу. С таким подходом компания может вообще остаться без денег. Не будет средств на расчеты с контрагентами, на уплату налогов. Предпринимателю придется брать кредит даже на зарплату для сотрудников или вернуть в бизнес все, что забрал ранее.

  • Я работаю на себя, и мне не нужна зарплата. Собственник считает, что оплата труда наемного работника увеличивает его расходы, и делает все сам. Однако такой подход неверный. Причины две. Первая: одними руками большую компанию не построить. Вторая: любая работа имеет цену на рынке, и выделить зарплату — значит увидеть реальные расходы бизнеса.

Бывает, предприниматель сильно погружен в операционные процессы: бизнес стартует или растет либо ему просто нравится выполнять такие задачи. За эту операционку нужно назначить себе зарплату, ведь каждое действие в бизнесе имеет свою цену. Вы или платите себе за их выполнение, или платите кому-то другому.

Предприниматель сможет без проблем избежать финансовых ошибок в бизнесе. Для этого и нужен базовый минимум — ключевые инструменты финансовой грамотности. 

Основные элементы финансового планирования

Представьте: вы нашли крутого маркетолога, и он привел к вам много лидов. Но возникла проблема — вы не можете их отработать. Ведь в штате компании только один менеджер по продажам. А производство работает в три смены, но не успевает вовремя выполнить заказы. Результат — очередь из недовольных клиентов. Получается, что вы слили свой маркетинговый бюджет и почти ничего не заработали.

Рост компании нужно планировать. Начните с простого: определите цели, проведите анализ текущей ситуации, спрогнозируйте результат. В этом вам помогут методы финансового планирования. 

  • финансовая модель — помогает понять структуру вашего бизнеса, просчитать различные сценарии и спрогнозировать вероятные результаты;

  • прогноз доходов и расходов — показывает, сколько денег вы заработаете и на что можете потратить;

  • планирование инвестиций — помогает решить, куда и сколько денег вложить, чтобы получить прибыль;

  • определение источников финансирования — рассказывает, где взять деньги для инвестиций;

  • юнит-экономика — позволяет понять, сколько вы заработаете или потеряете на каждом клиенте либо продукте.

Основные элементы финансовой отчетности

Существует три столпа финансовой отчетности:

  • Отчет о движении денежных средств — показывает, сколько у компании денег. В него заносятся все поступления и выплаты за определенный период. Отчет помогает оптимизировать затраты, отследить аномалии по определенным статьям расходов и поступлений.

  • Отчет о прибылях и убытках — содержит данные о доходах, расходах и финансовом результате. Позволяет оценить прибыльность компании, понять, насколько эффективно она распоряжается ресурсами.

  • Управленческий баланс — состоит из активов (то, что компания имеет), пассивов (то, что компания должна) и капитала (то, что компания заработала и накопила). Характеризует финансовое состояние компании — богатеет она или движется к банкротству.

Анализ отчетов помогает понять, сколько денег у компании, как она их зарабатывает и на что тратит. Для этого нужен постоянный мониторинг:

  • денежных потоков — разницы между поступлением и расходом денег;

  • выручки — общих поступлений от продаж;

  • чистой прибыли — денег, которые остались в компании после всех проведенных расходов.

Есть два подхода к анализу финансовой отчетности:

→ Горизонтальный — показатели сравниваются в динамике, от периода к периоду.

Пример. Компания закупила беговые кроссовки зимой, но не смогла их продать из-за сезонности товара. Показатели операционной деятельности вышли в минус. Однако летом кроссовки стали востребованы, магазин смог окупить затраты и получить значительную прибыль.


Зима

Лето

Выручка от продаж

50 000 ₽

600 000 ₽

Расходы на закупку товара

300 000 ₽

0 ₽

Операционные расходы

50 000 ₽

50 000 ₽

Прибыль/убыток

−300 000 ₽

+550 000 ₽

Чистая прибыль от сделки

+250 000 ₽

↓ Вертикальный — каждая статья отчетности выражается в процентах от базовой величины. Это может быть объем выручки или размер активов.

Пример. У швейной фабрики снизилась чистая прибыль по сравнению с прошлым месяцем. Проведем вертикальный анализ затрат:


Прошлый месяц

Текущий месяц


Показатели

Доля от выручки

Показатели

Доля от выручки

Выручка

1 000 000 ₽

1 000 000 ₽

Себестоимость 

300 000 ₽

30%

350 000 ₽

35%

Операционные расходы

200 000 ₽

20%

200 000 ₽

20%

Чистая прибыль

500 000 ₽

50%

450 000 ₽

45%

Мы видим, что снижение прибыли связано с увеличением себестоимости продукции. Теперь нужно определить, какие факторы на это повлияли, и найти способы их оптимизации. 

Золотое правило экономики: темпы роста чистой прибыли должны быть выше темпов роста выручки, а темпы роста выручки должны быть выше темпов роста активов.

Выручка должна расти быстрее, чем денежные средства или товар на складе. И, соответственно, когда выручка растет, она должна эффективно отрабатываться. Иначе бизнес будет работать неэффективно.

Анализ результатов деятельности

Проблемы в бизнесе не всегда очевидны. Иногда недостаточно знать, что компания сработала с прибылью и на ее счетах достаточно денег. Нужен более глубокий анализ на основе финансовых коэффициентов. Вот некоторые из них:

  • Коэффициент финансовой независимости — отношение собственных средств к общей сумме активов. Показывает, какая часть активов финансируется из устойчивых источников и насколько компания зависит от заемных средств. Нормативы для разных отраслей могут отличаться, но, чем выше показатель, тем надежнее компания.

Пример. У компании есть 3 000 000 ₽ собственных средств. Часть из них — в деньгах, часть — в товаре и долгосрочных активах. Компания взяла кредит на 2 000 000 ₽ на закупку дополнительной партии товара. Общая сумма активов составила 5 000 000 ₽.

КФУ =3 000 000 ₽5 000 000 ₽ 100 %=60%

Финансовая устойчивость компании составляет 60%. Это хороший показатель.

  • Коэффициент ликвидности — показывает, какую долю обязательств компания может погасить за счет собственных средств. 

Различают два вида ликвидности: 

  • текущая — соотношение оборотных средств компании и ее краткосрочных обязательств;

  • абсолютная — отношение наиболее ликвидных активов (например, денежных средств на счетах) к краткосрочным обязательствам.

Если коэффициенты ликвидности низкие, то компании будет тяжело рассчитаться с контрагентами, она может попадать в кассовые разрывы. 

  • Рентабельность — показывает, сколько прибыли приносит каждый рубль вложенных средств:

— рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к деньгам, вложенным владельцем бизнеса;

— рентабельность активов по чистой прибыли — отношение чистой прибыли к стоимости активов.

Как повысить финансовую грамотность

Несколько советов предпринимателям, желающим прокачать свою финансовую грамотность:

  • Изучите финансовый минимум. Начните с базовых понятий: доходы, расходы, прибыль, активы и пассивы. Разберитесь, как работает налоговая система, составьте платежный календарь.

  • Читайте книги о финансах. Это не всегда скучно и утомительно. Начните с бестселлеров, написанных в легком и доступном стиле. Например, с «Нескучных финансов» — книги о секретах управления бизнесом.

  • Посещайте вебинары и онлайн-курсы. На курсе «Финучет за 10 часов» вы сможете навести порядок в финансах, задать вопросы и получить советы от профессионалов.

  • Слушайте подкасты от НФ. Во время пробежки или прогулки вы можете узнать много нового.

  • Общайтесь с единомышленниками. Познакомьтесь с предпринимателями из вашей сферы. Вы сможете расширить свой кругозор, обменяться опытом, найти новых партнеров для бизнеса.

  • Практикуйтесь. Никакая теория не заменит практического опыта. Постройте модель своего бизнеса, изучите отчетность, рассчитайте коэффициенты. Только так вы сможете понять, как работают деньги в компании.

  • Получите консультацию от финдиректора Нескучных. Мы поможем разобраться в самых сложных вопросах.

Финансовая грамотность: частые вопросы собственников

Почему выручка есть, а денег нет?

Выручка показывает, сколько денег вы заработали. Но это просто красивая цифра в отчете. Она не учитывает, сколько вы потратили на аренду, зарплату, налоги. К тому же деньги могут застрять в дебиторке (когда клиенты медлят с оплатой) или уйти на закупку товара. Важно следить за движением денег, а не только за выручкой.

Почему то, что на счетах, — это не прибыль?

Если на счетах много денег — это не значит, что все они ваши. Это могут быть кредиты, авансы, резервы на непредвиденные расходы. Часть из них может принадлежать поставщикам или налоговой. А прибыль — это разница между вашими доходами и расходами за определенный период.

Сколько денег я могу безопасно забрать из бизнеса?

Хорошее правило — оставлять не менее 20–30% от выручки на развитие бизнеса и непредвиденные ситуации. Также денег должно хватать для покрытия текущих расходов, уплаты долгов и налогов. Если компания стабильно приносит прибыль, можно думать о дивидендах либо назначить себе достойную зарплату.

Бизнесом заниматься выгоднее, чем положить деньги в банк?

Проценты по депозитам едва покрывают инфляцию. А бизнес — это потенциал для высокой прибыли. Инвестируйте в будущее. Если вам удастся раскрутиться, то доходы будут значительно выше банковских процентов. Главное — трезво оценивать свои силы. К тому же бизнес — это не только деньги, но и возможность реализовать свои идеи.

Финансовая грамотность предпринимателя: в двух словах

  • Финансовая грамотность — набор знаний и компетенций для эффективного управления деньгами компании.

  • Базовый минимум предпринимателя — это навыки финансового планирования, мониторинг финансовой отчетности, анализ результатов деятельности.

  • Бизнес начинается с планирования. Важно определить источники финансирования, направления инвестиций, построить финансовую модель, спрогнозировать доходы и расходы.

  • Финансовая отчетность — фундамент бизнеса. Благодаря отчетам понятно, сколько денег в компании, как они приходят, на что потрачены. Три столпа финансовой отчетности — это отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, управленческий баланс.

  • Оценить здоровье бизнеса поможет анализ результатов деятельности. Нужно рассчитать несколько важных показателей: рентабельность активов и капитала, коэффициенты ликвидности и устойчивости.

  • Финансовую грамотность важно постоянно прокачивать: общаться с финдирами, читать книги о финансах, слушать подкасты, посещать вебинары и онлайн-курсы.

Поможем прокачать финансовую грамотность

Финансовая грамотность — это дорожная карта предпринимателя. Она помогает уверенно управлять своими деньгами и принимать обоснованные финансовые решения. «Нескучные финансы» станут вашим навигатором. Мы превратим сложные финансовые термины в простые и понятные.

Вот как это бывает:

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир «Нескучных финансов» решает задачи компаний, — это онлайн-экскурсия ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс