Финансовая модель компьютерного клуба поможет узнать, как быстро окупятся инвестиции в открытие, сколько приносят разные направления аренды и что генерирует клуб: прибыль или убыток. Рассказываем, как построить финмодель за шесть шагов и в каких еще случаях она пригодится.
Содержание
Зачем и когда нужна финмодель компьютерного клуба
Что нужно, чтобы построить финмодель компьютерного клуба: шаблон и данные
Шаг 1. Указать выручку по направлениям
Шаг 2. Внести расходы компьютерного клуба
Шаг 3. Учесть налоги и основные средства
Шаг 4. Указать кредиты, дивиденды и инвестиции от собственника
Шаг 6. Пользоваться финмоделью и планировать результаты
Финмодель компьютерного клуба: в двух словах
Поможем собрать финмодель для любого бизнеса
Зачем и когда нужна финмодель компьютерного клуба
Финансовая модель — это таблица с показателями и формулами, которая помогает бизнесу прогнозировать финансовые результаты. С помощью финмодели собственник сможет узнать, сколько нужно вложить в запуск бизнеса, какие цены помогут отбить затраты, стоит ли бизнесу расширяться и за счет чего можно в несколько раз увеличить прибыль.
Вот как выглядит финмодель компьютерного клуба ↓
Финмодель поможет владельцу игрового клуба получить ответы на эти вопросы ↓
-
через какое время окупятся инвестиции в компьютерный клуб — например, если предприниматель оценивает открытие клуба;
-
сколько уже зарабатывает компьютерный клуб — сколько бизнес приносит выручки, прибыли и денежного потока;
-
какое направление приносит больше выручки — например, аренда компьютеров, игровых приставок или продажа напитков и снеков;
-
сколько закупить компьютеров и игровых приставок под открытие или расширение — чтобы клуб работал с хорошей нагрузкой, а не простаивал;
-
во сколько обходится привлечение нового клиента и какой из рекламных каналов работает эффективней — например, на каком этапе воронки продаж клиенты отваливаются и как можно улучшить доходимость.
Разберем, чем полезна финмодель компьютерного клуба, на конкретных примерах ↓
→ Пример 1. Просчитать открытие игрового клуба. Финмодель поможет узнать, через какой срок бизнес окупит вложения, какой нужен объем продаж, чтобы покрыть все расходы, и какая должна быть загрузка, чтобы получить желаемый уровень чистой прибыли.
→ Пример 2. Узнать маржинальность направлений. Финмодель поможет оценить рентабельность аренды компьютеров и PlayStation, маржу от продажи снеков и напитков, а также просчитать, сколько запасов стоит держать на складе.
→ Пример 3. Оценить, как бизнес привлекает клиентов. Финмодель поможет оценить эффективность каналов привлечения клиентов, просчитать воронки продаж и узнать, сколько нужно вложить в маркетинг, чтобы привести нужное количество новых клиентов.
Что нужно, чтобы построить финмодель компьютерного клуба: шаблон и данные
Чтобы собрать финансовую модель компьютерного клуба, понадобятся две вещи:
-
шаблон финмодели — эксель- или гугл-таблица с блоками и формулами;
-
данные о выручке, расходах, конверсиях, загрузке оборудования и так далее.
Шаблон. Рекомендуем скачать наш бесплатный шаблон финмодели, сделать себе копию и вернуться в статью, чтобы заполнить его по ходу ↓
[FORM PRESET="I" - "Шаблон финмодели"/]
* Нужный шаблон находится во вкладке «Другие примеры» → «Финмодель компьютерного клуба»
Данные. Для финмодели компьютерного клуба, который уже работает и который планируют открыть, нужны одинаковые данные. Различие лишь в том, как и где получить эти данные. Чтобы быстро разобраться, под каждый показатель составили таблицу ↓
Выручка — формируется через воронку продаж игрового клуба.
Какие данные нужны |
Где их брать |
|
Компьютерный клуб уже работает |
Компьютерный клуб только открывается |
|
Количество клиентов |
Подсчитать вручную или взять из CRM-системы |
Прийти к конкурентам под закрытие и узнать количество клиентов по номеру чека |
Средний чек |
Взять средний чек аренды компьютера, игровой приставки, а также продаж в баре |
Взять средний чек по рынку — посмотреть на цены конкурентов |
Маржинальность дополнительных услуг |
Посчитать, какую наценку делает клуб на напитки и еду |
Проанализировать цены в барах конкурентов, сравнить их со стоимостью у оптовиков |
Данные для воронки продаж — нужны, чтобы понять, какой путь проходит клиент, перед тем как стать посетителем.
Какие данные нужны |
Где их брать |
|
Компьютерный клуб уже работает |
Компьютерный клуб только открывается |
|
Интернет-маркетинг |
Охваты в социальных сетях, посещаемость сайта, данные их контекстной рекламы |
Проанализировать, как продвигаются конкуренты, и использовать эти данные для построения воронок |
Конверсия в продажу, количество чеков |
Собрать и вести финансовую отчетность, взять данные из CRM-системы и рекламных кабинетов |
Прийти к конкурентам в конце дня и получить информацию из чека либо переговорить с владельцем клуба |
Предельная загрузка оборудования |
Посчитать, сколько максимум часов в месяц будут работать все игровые места клуба |
Посчитать количество оборудования у клиентов и умножить на рабочие часы в месяц |
Затраты — это расходы на работу компьютерного клуба в виде аренды помещения, зарплаты сотрудников и так далее. Для финмодели нужно собрать данные по таким расходам ↓
Какие данные нужны |
Где их брать |
|
Компьютерный клуб уже работает |
Компьютерный клуб только открывается |
|
Расходы на зарплату |
Взять у бухгалтера |
Взять средние ставки по сайтам поиска работы |
Расходы на покупку и обслуживание оборудования |
Взять из чеков о покупке компьютеров и игровых приставок, посмотреть, сколько тратим на интернет, покупку новых игр и обслуживание техники |
Помониторить цены на комплектующие и прикинуть, во сколько обойдется сборка ПК, покупка приставок, а также обслуживание техники |
Расходы на бар |
Взять у бухгалтера |
Запросить цены на напитки и еду у поставщиков |
Расходы на аренду и коммуналку |
Посмотреть договор аренды и квитанции |
Запросить у возможных арендодателей |
Если игровой клуб уже ведет три управленческих отчета — ДДС, ОПиУ и баланс, то этих данных будет достаточно, чтобы собрать финмодель.
Далее разберем, как по шагам составить финмодель компьютерного клуба.
Шаг 1. Указать выручку по направлениям
Выручку компьютерных клубов считают через воронку продаж — это путь, который проходят клиенты до покупки услуги. На первом этапе заполнения финмодели стоит расписать воронки продаж для каждого направления клуба:
-
аренда компьютеров — воронка по пешеходному трафику, рекламе в соцсетях и постоянным клиентам;
-
аренда приставок — воронка по рекламе в соцсетях и постоянным клиентам;
-
продажа напитков и еды в баре — сколько в среднем посетителей делают покупки в баре, а также на какой средний чек.
Например, воронка продаж по рекламе в соцсетях может выглядеть так:
-
рекламный охват — 100 человек;
-
конверсия в покупку — 0,3%;
-
среднее количество часов — 3;
-
средний чек — 120 ₽.
Также на этом этапе учитывают данные по предельной загрузке и коэффициенту сезонности ↓
Сколько часов в месяц может принять клуб — это нужно, чтобы понять потолок по выручке и не допустить перерасхода на рекламный бюджет. Максимальную нагрузку считают так: умножают количество игровых мест на рабочие часы в месяц.
Коэффициент сезонности. Его используют, чтобы планировать выручку с поправкой на несезон. Рассчитать коэффициент можно двумя способами:
-
Если клуб уже работает. Для этого делят количество посетителей за конкретный месяц на среднее количество посетителей в месяц. Например, при среднемесячной посещаемости в 500 человек и в несезон 400 человек коэффициент будет равен 0,8.
-
Если клуб только планирует открытие. Здесь можно взять данные из исследований. Например, по данным SmartShell, летом выручка клуба падает больше, чем на 30%.
Вот как воронки компьютерного клуба выглядят в финмодели ↓
Шаг 2. Внести расходы компьютерного клуба
В финмодели фиксируют переменные, общепроизводственные и административные расходы.
Переменные расходы — это затраты бизнеса, которые напрямую зависят от выручки. Чаще всего в игровых клубах таких расходов нет, поэтому здесь указывают расходы бара: покупку газировок, энергетиков, воды, снеков, сэндвичей, затраты на эквайринг и так далее. Вот как это выглядит в финмодели ↓
Общепроизводственные расходы — это те, которые бизнес несет при сдаче компьютеров и приставок в аренду. К таким расходам относят:
-
аренду помещения;
-
покупку игр и подписок на сервисы. Например, на PlayStation Plus и Langame;
-
оплату интернета;
-
коммунальные услуги — электричество, отопление и так далее;
-
расходы на сисадмина для обслуживания сети клуба — например, 20 000 ₽ в месяц по договору ГПХ.
Вот как это выглядит на финмодели ↓
Административные расходы — здесь фиксируют расходы, которые связаны с работой компьютерного клуба. Например, зарплаты сотрудников, страховые взносы, эквайринг и другие ↓
Коммерческие расходы — к ним относят затраты компьютерного клуба на продвижение услуг. Например, это оплата услуг маркетолога, реклама в соцсетях и печать флаеров ↓
Шаг 3. Учесть налоги и основные средства
В финмодель заносят данные по налогам, основным средствам и кредитам, чтобы узнать чистую прибыль.
Налоги. Чаще всего компьютерные клубы работают на УСН, поэтому в финмодель вносят процент от доходов — 6% либо доходов после вычета расходов — 15%.
Основные средства. Здесь в финмодель вносят стоимость основных средств по группам, которые зависят от оснащения клуба. Например, в шаблоне нашей финмодели групп всего три:
-
системные блоки в сборе;
-
телевизоры;
-
игровые консоли.
↑ Для основных средств указывают срок полезного действия, а также амортизацию.
Вот как блок «Налоги и основные средства» учитывают в финмодели ↓
↑ После заполнения данных по налогам и основным средствам финмодель покажет чистую прибыль бизнеса
Шаг 4. Указать кредиты, дивиденды и инвестиции от собственника
После блока с налогами и основными средствами в финмодель заносят кредиты бизнеса, дивиденды и вложения собственника в компьютерный клуб ↓
Кредиты. В таблице фиксируют остаток долга на начало периода, ставку по кредиту и ежемесячные платежи — по процентам и телу долга.
Дивиденды. Здесь указывают, какой уровень дивидендов хочет получать собственник, — в виде процента от чистой прибыли.
Инвестиционная деятельность. Если собственник планирует расширять компьютерный клуб или только открывает точку, то в этом блоке учитывают вложения средств.
Подробнее → Инвестиционная финмодель: как составить, шаблон
Шаг 5. Зафиксировать запасы
Запасы компьютерного клуба вносят в раздел оборотного капитала. Это помогает контролировать запасы напитков и еды для бара, а также оценить, когда пора сделать новую закупку.
↑ Обычно в оборотном капитале финмодели фиксируют дебиторку и кредиторку бизнеса. Но в случае компьютерного клуба таких задолженностей чаще всего не возникает.Поэтому здесь указывают только запасы бара
Шаг 6. Пользоваться финмоделью и планировать результаты
Если пройти все шаги, то получится финансовая модель компьютерного клуба ↓
Скачать шаблон такой финансовой модели можно здесь. В шаблоне уже есть все нужные графы, блоки и формулы для компьютерного клуба — нужно лишь внести свои данные. Вместе с шаблоном на почту придут инструкция, примеры и варианты таблиц из разных сфер.
[FORM PRESET="I" - "Шаблон финмодели"/]
* Нужный шаблон находится во вкладке «Другие примеры» → «Финмодель компьютерного клуба»
Финмодель компьютерного клуба: в двух словах
-
Финансовая модель компьютерного клуба — это инструмент, который поможет бизнесу прогнозировать финансовый результат.
-
Финансовая модель поможет спрогнозировать, окупится ли компьютерный клуб, какую прибыль он принесет и через какой срок.
-
Для финмодели компьютерного клуба нужны данные воронки продаж, выручка и расходы. А если бизнес уже ведет ДДС, ОПиУ и баланс, то финмодель можно построить на основе данных из этих трех отчетов.
Поможем собрать финмодель для любого бизнеса
Финдиры Нескучных собирают финансовые модели для каждого клиента, чтобы прогнозировать самые разные показатели бизнеса и влиять на них. Например, увеличить прибыль, снизить расходы или пересмотреть систему мотивации сотрудников.
Собрать финансовую модель самому сложно, хотя наша статья показывает, что и это возможно. Но если не хочется возиться самому, наши финдиры помогут.
У финдиров Нескучных есть самые разные инструменты, которые помогают бизнесу расти и развиваться. Вот лишь некоторые примеры их работы:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии