28 ноября 2022
Кейсы

Бизнес за 0 ₽ — щедрое
предложение или кот в мешке?
Помогли разобраться

Весной 2022 года крупная зарубежная IT-компания решила свернуть деятельность в России. Ее руководство не хотело подводить клиентов и портить репутацию, поэтому в головном офисе решили так: компания проработает еще пять лет, закроет все контракты и только потом уйдет с рынка. И все эти пять лет руководить компанией должна была быть Ольга — главная героиня этой истории.

Название компании и имя героини мы заменили, чтобы не нарушать конфиденциальность клиента. Но история — чистая правда.

Немного вводной информации

Smart — та самая зарубежная IT-компания. На российском рынке она работает больше 20 лет и получает за год 6 млн евро выручки. Ольга работала топ-менеджером в Smart и отвечала за продажи. Но когда ей предложили взять на себя управление компанией, она засомневалась.

С одной стороны, Ольга знала, как работает бизнес изнутри, и хотела попробовать себя в роли гендира. С другой — не знала, как управлять финансами так, чтобы обойтись без долгов и кредитов.

Кому-то покажется, что стать собственником компании за 0 рублей — предложение невиданной щедрости, и думать тут не о чем, надо соглашаться сразу. Чтобы вы лучше поняли сомнения Ольги, вот несколько деталей сделки:

  1. Компания под руководством Ольги должна проработать минимум пять лет — закрываться или проводить процедуру банкротства нельзя.
  2. Нельзя нарушать условия уже заключенных контрактов — клиенты должны получить все услуги по договорам.
  3. Все сотрудники, которые будут сокращены при закрытии компании, должны в полном объеме получить «золотые парашюты» — единовременную выплату размером в шесть окладов.
  4. На момент передачи управления компания была убыточной — из-за кризиса часть клиентов отвалилась, а оставшихся не хватало для покрытия расходов.

Ольга обратилась к нам за помощью. Она хотела понять, сколько денег нужно компании, чтобы не прогореть, и уверенно чувствовать себя на предстоящих переговорах.

Задача: за два дня подготовиться к переговорам

Часть активов Smart оставалась в России, другая возвращалась головному офису. В общем-то, из-за них Ольга и переживала перед переговорами. Руководство Smart хотя и не собиралось оставить российское подразделение без гроша, но и не планировало отдавать ему накопленную за годы работы прибыль в 800 млн рублей.

На переговорах Ольга хотела убедить партнеров оставить российскому подразделению как можно больше денег — на перестройку процессов. Например, вместе с активами компания забирала зарубежное ПО — значит, Ольге предстояли расходы на внедрение российского аналога. Так же произошло с некоторым оборудованием, арендой и рекламой.

Сложность заключалась в том, что Ольга никогда не имела дел с финансами, хоть и отвечала за деньги в отделе продаж. Она не понимала, сколько денег нужно компании, чтобы работать без пожаров и долгов. Такая ситуация похожа на покупку машины без руля: всё есть и работает, а управлять нельзя. Вот как мы поняли задачу:

За два дня объяснить Ольге, как генерируется выручка, на что идут расходы и на какие показатели давить в ходе переговоров, чтобы компания не осталась без денег

Решение: составить финмодель и просчитать риски от подарка

Ольга передала нам финансовую отчетность Smart — за один день мы пересобрали ее в финмодель по шаблону «Нескучных финансов». После этого день потратили на обсуждение: мы созвонились и с 10 утра до 6 вечера разбирали все блоки финмодели по порядку. С одним перерывом на обед. 👌🥘

Обычно финмодель используют как инструмент для проверки гипотез. В ней смотрят: что будет, если поднять средний чек на 10%? Или снизить расходы на аренду на 5%? Мы же не проверяли гипотезы, а старались найти самый реальный вариант развития событий. Оценивали, сколько денег понадобится на покупку и внедрение отечественного ПО, на выплату «парашютов» сотрудникам и аренду офисов.

Вот что важного мы увидели в финмодели:

❌ Проблема✅ Решение
Компания спокойно генерирует выручку при курсе доллара 75−80 рублей. При курсе 60 рублей заработать прибыль намного сложнее.Заключать все новые контракты в рублях, чтобы не зависеть от курса.
Компанию ждут большие убытки, чем на момент заключения сделки, потому что отток клиентов продолжается.Заложить расходы на маркетинг, чтобы с марта 2023 года привлекать по одному клиенту в месяц. Раньше эти расходы нес бы головной офис, а теперь — Ольга.
Убытки продлятся до конца 2024 года.На переговорах настаивать, чтобы подразделению оставили больше денег на покрытие рисков.
У Smart дебиторка больше кредиторки на 60 дней, значит, компания будто постоянно занимает клиентам деньги на два месяца, это опасно и невыгодно. Сократить разрыв между кредиторкой и дебиторкой — для этого пересмотреть условия договоров и усилить контроль за проведением оплат.

После составления финмодели у нас были и хорошие наблюдения. Например, некоторые расходы все-таки оставались на головной компании. А если бы получилось прибавлять не по одному, а по два-три клиента в месяц, то Smart вышел бы в плюс уже к середине 2024 года — на полгода раньше, чем в нейтральном сценарии:

Мы прошлись по всем статьям расходов и доходов. Продумали, какие новые траты предстоят компании, а на чем она, наоборот, сможет сэкономить или заработать больше. Учли всё: от закупки оборудования для клиентов до выплаты премий за неотгуленные отпуска. Что могли — сразу посчитали в рублях, чтобы избавиться от курсовых рисков. В итоге мы поняли главное:

Компании нужно минимум 1,5 млн евро, чтобы не попасть в кассовый разрыв до конца 2024 года

Результат: Ольга увидела бизнес на языке цифр

За два дня Ольга поняла, как работает бизнес, руководителем которого она собирается стать. Экспресс-обучение помогло Ольге посмотреть на бизнес шире: оценить не только привычный отдел продаж, а все отделы с точки зрения цифр.

На переговорах Ольга будет чувствовать себя уверенно и сможет убедить партнеров оставить в российском подразделении больше активов. А главное — она не будет переживать, что неожиданные расходы застигнут ее бизнес врасплох.

«Девушки, спасибо огромное за помощь и за быстрое, просто молниеносное содействие! Я реально ощущаю теперь почву под ногами!»
Ольга

Поможем быстро решить любую бизнес-задачу

Финспецназ — отдельный проект группы компаний «Нескучные финансы». Это десант финдиректоров НФ, которые используют весь накопленный нами опыт, чтобы быстро и эффективно решить проектную задачку, например:

  • построить финансовую службу в компании;
  • оцифровать работу отделов;
  • построить систему мотивации;
  • провести аудит финансовых отделов;
  • разработать специфические отчеты;
  • выстроить политику распределения прибыли или инвестиционную.

Финспецназ — это внедрение готовых решений для финансовой системы бизнеса. Чтобы вызвать финспецназ, напишите нашему специалисту Константину в телеграм или позвоните +7 (926) 152-62-26

#риски #финмодель #финспецназ #экстренное финмоделирование
Опубликовано: 28.11.22 Просмотров: 586
Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс