Почему считать амортизацию — это обязательно

 

Это отчет о прибылях и убытках. Он показывает, сколько компания заработала чистой прибыли за месяц ↓

Один из расходов в нем — амортизация. Это самый неочевидный расход из всех, но он все равно важный. В этой статье расскажем, что такое амортизация, зачем она нужна и почему в учете нет смысла, если амортизацию не считать.

 
Сергей Ивченков
Финансовый консультант
 
Илья Еремин
Главред

Что такое амортизация

Представьте, что вы покупаете абонемент в фитнес-зал. У вас два варианта:

1. Абонемент на 6 месяцев за 15 000 ₽
2. Абонемент на 12 месяцев за 24 000 ₽

Если вы подумали: «В первом варианте месяц стоит 2 500 ₽, а во втором — 2 000 ₽», то вы уже примерно понимаете, что такое амортизация. Ведь абонементом в зал вы будете пользоваться постоянно, поэтому логично «размазать» его стоимость по сроку действия.

В бизнесе точно так же.

Вещи, которые регулярно приносят пользу, называются основными средствами. Абонемент в зал на протяжении срока действия приносит вам красивое тело и фотки в Инстаграм, а основные средства на протяжении срока действия приносят прибыль.

Тренажерный зал дает результат каждый месяц, а не разом. Так же и основные средства

И их тоже логично размазать по сроку действия. Размазанный платеж — это и есть амортизация.

У Владимира транспортная компания и он купил очередной грузовик

Грузовик стоит 1 500 000 ₽. Владимир планирует, что грузовик прослужит 10 лет. Размазываем стоимость машины по сроку службы — получается, по 12 500 ₽ на протяжении 120 месяцев.

12 500 ₽ в месяц — это амортизация.

Что такое амортизация — выяснили. Теперь давайте разбираться, зачем она вообще нужна.

Показывает, откуда берется прибыль

Амортизацию легко принять за виртуальный расход и забить на него. Кажется, что деньги на оборудование потратили уже один раз — ну и чего дальше с ними возиться? Потратили и ладно, дело с концами.

На самом деле, расход на амортизацию по своей сути ничем не отличается от других расходов компании. Давайте сразу на примере.

Компания «Кирпич» работает по принципу «Купи дешевле, продай дороже». Она закупила кирпичей на 300 000 ₽, на складе их отмыли и отполировали. Теперь их готовы продавать за 500 000 ₽. Кирпичи — это запасы на складе, то есть актив.

Что мы имеем в момент продажи

Покупатель забрал кирпичи со склада, значит они больше не наши. Стоимость, по которой их изначально купили, идет в расход компании. Расход: 300 000 ₽

Покупатель перевел на наш счет 500 000 ₽ за кирпичи.
Доход: 500 000 ₽.

Итог: чтобы получить 500 000 ₽ дохода, мы израсходовали кирпичей на 300 000 ₽. Всё просто и понятно.

А теперь другая ситуация. Таксопарк купил автомобиль за 400 000 ₽.

Автомобиль купили на 5 лет (60 месяцев) — значит, каждый месяц мы расходуем этот автомобиль на 6 667 ₽. Расход: 6 667 ₽

За месяц автомобиль совершает поездок на 50 000 ₽. Доход: 50 000 ₽

Итог: чтобы получить 50 000 ₽ дохода, мы израсходовали автомобиль на 6 667 ₽. И так каждый месяц.
По своей сути ситуации одинаковые. Основные средства — это точно такой же актив, как и запасы. Только списываются они постепенно, а не разом.

Предостерегает от жопы в будущем

Благодаря амортизации вы точно знаете, сколько и за счет чего зарабатываете. Это уже очень круто. Но совсем круто будет, если реально начислять амортизацию — то есть, не просто списывать эти деньги в отчетах, а класть на специальный счет. Иначе, когда настанет время покупать новое оборудование, вы будете к этому не готовы и бизнес пойдет в тартарары.
У Виталия — таксопарк. Он купил машину за 2 000 000 ₽ и начал прикидывать цену для клиентов

(Допустим, что у Виталия микро-таксопарк из одной машины. Так нам будет проще)

Виталий думает: «На каждые 10 тысяч км нужно делать ремонт за 30 000 ₽. Каждый день машина проезжает 300 км. Водителей двое, работаю через смену. Платим в день обоим 1200 ₽.

Выходит, что на себестоимость каждого километра = 30 000/10 000 + 1200/300 = 7 ₽. Пусть будет наценка 100% — тогда с клиентов буду брать по 14 ₽ за километр.

Все остальные такси берут в два-три раза больше — вот я их уделаю, ха!»

Посчитаем, сколько Виталий заработает с этой машины в месяц. 300 км * 30 дней * 7 ₽ = 63 000 ₽ прибыли.

Наступает одиннадцатый месяц работы его маленького бизнеса. Виталий доволен, как слон — машинка ездит, денежки капают. Но тут машинка сломалась. Да так сломалась, что легче купить новую, а не чинить эту — она свои 100 000 км откатала. Большего от нее требовать — просто грех.

Вот только у Виталия на руках помимо горечи от потери и последней прибыли в 63 000 ₽ ничего нет. Он не знает, где взять 2 000 000 ₽ на новую машину. А еще и сотрудниками зарплату платить.

Виталий задумался.

«Хм-м-м. Так надо было просто с самого начала откладывать на новую тачку. Раз она ломается через 100 000 километров, а в месяц проезжает 9 000 километров — значит, прослужит она 11,1 месяцев.

Значит, откладывать надо было 2 000 000 ₽ / 11,1 месяцев = 180 000 ₽

Тут стук сердца Виталика замедлился от осознания того, что он работал в убыток. Он думал, что прибыли было 63 000 ₽ в месяц. На самом деле, из этих 63 000 ₽ нужно было вычитать 180 000 ₽ на покупку новой машины.

Получается, Виталий работал не в плюс 63 000 ₽, а в минус 117 000 ₽.

Вот это откладывание части прибыли для покупки новых основных средств или оборудования в будущем и есть амортизация. Жаль, что Виталий о ней не знал с самого начала, и не учел ее. А у конкурентов не зря была цена выше — они-то амортизацию учитывают.
 

63 000 ₽

прибыли планировал Виталий

 

117 000 ₽

составил убыток, потому что не учитывалась амортизация

Подытожим

1. Амортизация — это когда вы размазываете расход на основные средства на то время, пока ими пользуетесь

2. Амортизация показывает, сколько активов вы израсходовали, чтобы получить доход. Это нужно, чтобы правильно считать прибыль.

3. Если реально начислять амортизацию (деньгами!), то вы будете готовы к крупным расходам в будущем. Не будет такого, что вы работаете-работаете, а потом БАМС — ломается какое-нибудь жизненно необходимое оборудование, а у вас нет денег, чтобы купить новое.

4. Вести учет, не считая амортизацию, действительно нет смысла. Так вы не будете знать свою прибыль и не планируете расходы наперед — ну и зачем вообще сдался такой учет?

Сегодня мы разобрались, что такое амортизация и зачем она нужна. Дальше предлагаем вам повысить точность начисления амортизации. Повысить »

Интенсив по управлению бизнесом на основе цифр

Хотите разобраться в финансах бизнеса? Тогда вам на интенсив по управлению бизнесом на основе цифр. Два дня прокачки предпринимателей по части управленческого учета.

— Учимся правильно считать прибыль и дивиденды

— Знакомимся с тремя основными отчетами

— Разбираемся с управлением сотрудниками на базе KPI

Марафон по наведению порядка в финансах

Это 8 онлайн-занятий, в результате которых в вашей компании будет полноценный управленческий учет.

Ведущие выдадут необходимый материал, а вы сами примените его в своей компании. Финансовые консультанты помогут советами.

Интенсив — это нулевая ступень марафона. База, без которой вообще ничего не получится Поэтому билет на интенсив входит в каждый тариф.

Получайте раз в неделю свежие статьи. Без рекламы и спама. Подписывайтесь!

Подписаться

Байки Руслана Царева
в каждом письме

— делитесь с друзьями

Предыдущие выпуски

Вы подумали про какие-то простые и неработающие схемы. А вот и нет. Будет сложно, зато тема рабочая.

Простой способ проанализировать прибыль.

И это не продажи, не средний чек и даже не прибыль.

© 2018 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2018 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81