👉 Обновили эту статью в январе 2024 года. Добавили раздел об изменениях в правилах амортизации в 2024 году.
Амортизацию смотрят в ОПиУ — отчете о прибылях и убытках. Он показывает, сколько чистой прибыли компания заработала ↓
Одна из статей расходов в ОПиУ — амортизация. Это самый неочевидный расход из всех, но он всё равно важный. В этом материале расскажем, что такое амортизация, зачем она нужна и почему в учете нет смысла, если амортизацию не считать.
Содержание
Зачем бизнесу нужна амортизация
Как рассчитать и начислить амортизацию
Как определить срок использования основных средств
Амортизация в 2024 году: что меняется
Поможем с амортизацией и финучетом
Что такое амортизация
Представьте, что вы покупаете абонемент в фитнес-зал. У вас два варианта:
- абонемент на 6 месяцев за 15 000 ₽;
- абонемент на 12 месяцев за 24 000 ₽.
Если вы подумали: «В первом варианте месяц стоит 2 500 ₽, а во втором — 2 000 ₽», то вы уже примерно понимаете, что такое амортизация. Ведь абонементом в зал вы будете пользоваться постоянно, поэтому логично «размазать» его стоимость на весь срок действия.
В бизнесе точно так же.Вещи, которые регулярно приносят пользу, называются основными средствами. Абонемент в зал на протяжении срока действия «приносит» вам красивое тело и фотки в соцсети, а основные средства на протяжении срока использования приносят прибыль.
И стоимость основных средств тоже логично размазать на весь срок использования. Вот этот размазанный платеж и есть амортизация.
→ Пример амортизации в транспортной компании
У Владимира транспортная компания, и он купил очередной грузовик. Грузовик стоит 1 500 000 ₽.
Владимир планирует, что грузовик прослужит 10 лет. Размазываем стоимость машины на срок службы. Получается по 12 500 ₽ на протяжении 120 месяцев.
12 500 ₽ в месяц — это амортизация.
Что такое амортизация — выяснили. Теперь давайте разбираться, зачем она вообще нужна.
Зачем бизнесу нужна амортизация
Амортизацию легко принять за виртуальный расход и забить на него. Кажется, что деньги на оборудование потратили уже один раз — ну и чего дальше с ними возиться? Потратили — и ладно, дело с концами.
На самом деле расход на амортизацию по своей сути ничем не отличается от других расходов компании. Давайте на примере.
Примеры амортизации в торговой компании и таксопарке
🛒 Торговая компания «Кирпич» работает по принципу «Купи дешевле, продай дороже». Она закупила кирпичей на 300 000 ₽, на складе их отмыли и отполировали. Теперь их готовы продавать за 500 000 ₽. Кирпичи — это запасы на складе, то есть актив.
Покупатель забрал кирпичи со склада, значит, они больше не наши. Стоимость, по которой их изначально купили, идет в расход компании. Расход — 300 000 ₽. Покупатель перевел на счет 500 000 ₽ за кирпичи. Доход — 500 000 ₽.
В итоге, чтобы получить 500 000 ₽ дохода, компания израсходовала кирпичей на 300 000 ₽. Всё просто и понятно.
🚕 А теперь другая ситуация. Таксопарк купил автомобиль за 400 000 ₽.
Автомобиль купили на 5 лет (60 месяцев). Значит, каждый месяц мы «расходуем» этот автомобиль на 6 667 ₽. Расход — 6 667 ₽.
За месяц автомобиль совершает поездок на 50 000 ₽. Доход — 50 000 ₽.
В итоге, чтобы получить 50 000 ₽ дохода, мы «израсходовали» автомобиль на 6 667 ₽. И так каждый месяц.
По своей сути ситуации выше одинаковые. Основные средства (машины в таксопарке) — это точно такой же актив, как и запасы (кирпичи на складе). Только списываются они постепенно, а не разом.
Без амортизации бизнес занижает расходы, завышает доходы и не знает, сколько точно и за счет каких активов зарабатывает.
Как рассчитать и начислить амортизацию
Благодаря амортизации бизнес точно знает, сколько и за счет чего зарабатывает. Это уже очень круто. Но будет еще круче, если реально начислять амортизацию, то есть не просто списывать эти расходы в отчетах, а класть деньги на специальный счет. Тогда бизнес будет иметь на руках настоящие, а не виртуальные рубли, когда придет время покупать новое оборудование.
Давайте посмотрим на примере, как рассчитывать и начислять амортизацию ↓
Пример расчета и начисления амортизации в таксопарке
У Виталия — таксопарк. Он купил машину за 2 000 000 ₽ и начал прикидывать стоимость услуг для клиентов. Чтобы нам было проще считать, а вам — читать, представим: у Виталия микротаксопарк из одной машины.
Виталий думает: «На каждые 10 тысяч км нужно делать ремонт за 30 000 ₽. Каждый день машина проезжает 300 км. Водителей двое, работают через смену. Одна смена обходится таксопарку в 1200 ₽.
Выходит, что себестоимость каждого километра = (30 000 / 10 000) + (1200 / 300) = 7 ₽. Пусть будет наценка 100%, тогда с клиентов буду брать по 14 ₽ за километр.
Все остальные такси берут в два-три раза больше — вот я их уделаю, ха!»
Посчитаем, сколько Виталий заработает с этой машины в месяц: 300 км × 30 дней × 7 ₽ = 63 000 ₽ прибыли.
☢️ Наступает одиннадцатый месяц работы его маленького бизнеса. Виталий доволен как слон: машинка ездит, денежки капают. Но тут машинка сломалась. Да так сломалась, что легче купить новую, а не чинить эту: она свои 100 000 км откатала. Большего от нее требовать — просто грех.
Вот только у Виталия на руках, помимо горечи от потери и последней прибыли в 63 000 ₽, ничего нет. Он не знает, где взять 2 000 000 ₽ на новую машину. А еще и сотрудникам зарплату платить.
Виталий задумался. «Хм, так надо было просто с самого начала откладывать на новую тачку. Раз она ломается через 100 000 километров, а в месяц проезжает 9 000 километров, значит, прослужит она 11,1 месяца.
Значит, откладывать надо было: 2 000 000 ₽ / 11,1 месяца = 180 000 ₽.
❤️🩹 Тут стук сердца Виталика замедлился от осознания, что он работал в убыток. Он думал, что прибыли было 63 000 ₽ в месяц. На самом деле из этих 63 000 ₽ нужно было вычитать 180 000 ₽ на покупку новой машины.
Получается, Виталий работал не в плюс 63 000 ₽, а в минус 117 000 ₽.
Вот это откладывание части прибыли для покупки новых основных средств или оборудования в будущем и есть амортизация. Жаль, что Виталий о ней не знал с самого начала и не учел ее. А у конкурентов не зря была цена выше: они-то амортизацию учитывают.
Как определить срок использования основных средств
В примере выше — с таксопарком и Виталием — появилась одна важная деталь: автомобиль там служит 11,1 месяца — это срок полезного использования актива, он же СПИ. Виталий вычислил СПИ на практике: просто засек, на сколько хватило машины. Но есть и другие способы.
Виталик и его таксопарк — выдуманные, поэтому в примере срок полезного использования — 11,1 месяца. В реальном мире так не бывает: здесь амортизируют только те активы, что приносят бизнесу выгоду не менее 12 месяцев.
Узнать срок полезного использования активов помогает классификатор основных средств — документ, в котором самые разные вещи (а иногда совсем даже не вещи) распределены на десять групп ↓
Номер группы | Срок полезного использования | Пример активов |
1 | До 2 лет (здесь и далее — включительно) | Насосы; компрессоры; хирургические медицинские изделия. |
2 | До 3 лет | Персональные компьютеры; модемы; плющилки тракторные. |
3 | До 5 лет | Ковры; театральные костюмы; служебные собаки; мотоциклы; легковые автомобили. |
4 | До 7 лет | Рабочие лошади и верблюды; столы; парикмахерские кресла. |
5 | До 10 лет | Передвижные здания; отопительные котлы; насаждения черноплодной рябины. |
6 | До 15 лет | Воздушные линии электросвязи; водопроводы; металлические заборы; контейнеры для хранения грузов. |
7 | До 20 лет | Мосты; грузоподъемные краны; музыкальные струнные инструменты; литературные произведения. |
8 | До 25 лет | Упрочненные металлические сейфы для денег; пирсы; линии местной связи. |
9 | До 30 лет | Крытые грузовые вагоны; речные понтоны; ядерные реакторы. |
10 | Свыше 30 лет | Наземные трубопроводы; лесные полосы; эскалаторы. |
Еще срок полезного использования можно:
- посмотреть в технической документации предмета;
- назначить самим — например, для нематериальных активов вроде логотипа или сайта компании.
Если выбрать слишком короткий СПИ, вырастет себестоимость продукции. А если слишком длинный, то есть риск, что актив выйдет из строя раньше, чем компания его окупит и соберет деньги на новый. Так что срок стоит выбирать с умом, не от балды.
Методы начисления амортизации
Есть три метода, как рассчитывать и начислять амортизацию:
- линейный;
- по полезному использованию;
- по уменьшающемуся остатку.
Какой метод начисления амортизации подойдет вашему бизнесу, зависит от роли основных средств в генерировании прибыли.
- Если без станков, оборудования, машин и техники никуда, стоит выбирать метод поточнее: по полезному использованию или уменьшающемуся остатку.
- Если в бизнесе важнее люди, запасы на складе и деньги на счетах, а не станки, подойдет способ попроще — линейный.
Подробнее обо всех методах мы рассказывали в другой статье — «Методы начисления амортизации, чтобы считать точнее». Здесь же пройдемся коротко.
Линейный метод амортизации. Компания берет стоимость основного средства и делит ее на предполагаемый срок использования.
К примеру, автомобиль стоит 1,5 млн ₽, бизнес планирует использовать его год, значит, расчет будет таким: 1,5 млн ₽ / 12 месяцев = 125 000 ₽ — столько амортизации нужно начислять каждый месяц.
Линейный метод амортизации — самый простой для расчета, но и наименее точный.
Амортизация по полезному использованию. Компания делит стоимость не на срок в месяцах, а на максимальный физический параметр службы основного средства. Например, на пробег в километрах или машино-часах.
Начисление амортизации по полезному использованию точнее, потому что здесь считается не абстрактное время, а конкретные действия: если машина ездила, ее амортизируют по пробегу, а если стояла в гараже, то нет.
Метод амортизации по уменьшающемуся остатку. Компания учитывает, что с каждым годом основное средство приносит всё меньше пользы и прибыли. Например, компьютер с каждым годом устаревает: в первый год позволял делать крутые видео и продавать их клиентам, а через пять лет годится только для «Косынки».
В методе амортизации по уменьшающемуся остатку стоимость основного средства каждый год пересчитывают — до тех пор, пока она не будет равна нулю.
Амортизация в 2024 году: что меняется
В управленческом учете правила амортизации остаются прежними. Главное — считать и начислять. А вот в бухгалтерском учете есть два изменения, которые стоит учитывать. Покажите это своему бухгалтеру на всякий случай!
Амортизация НМА в 2024 году. С 2024 года компании должны учитывать НМА и их амортизацию по новому стандарту — ФСБУ 14/2022. В этом стандарте целый раздел посвящен амортизации нематериальных активов. Например, прописано:
- как определять срок полезного использования НМА;
- какие объекты НМА не подлежат амортизации;
- как и когда начислять амортизацию на НМА;
- в каких случаях ликвидационная стоимость НМА равна нулю, и так далее.
Подробнее об НМА и их учете мы рассказывали в другой статье → Нематериальные активы бизнеса (НМА): что к ним относится и как учитывать
Влияние амортизации на налоги в 2024 году. Здесь тоже есть несколько нововведений. Например ↓
- Первоначальная стоимость основных средств, которые компания получила бесплатно, определяется в том же порядке, что и для тех ОС, которые компания купила. Проще говоря, если компания получала в дар станок за 10 млн ₽, она сможет начислять на эту сумму амортизацию и учитывать ее в расходах, уменьшая налоговую базу.
- При формировании первоначальной стоимости основных средств из реестра российской радиоэлектронной продукции расходы можно учитывать с коэффициентом 1,5. Что, опять же, позволяет уменьшать налоговую базу.
- Можно не амортизировать нематериальные активы дешевле лимита — 100 000 ₽. А их полную стоимость списывать в материальные расходы: сразу или постепенно. При этом компания вправе сама определить размер такого лимита.
Амортизация в двух словах
- Амортизация — это когда бизнес «размазывает» расход на основные средства на период их полезного использования. Компания планирует пользоваться машиной год, значит, ее стоимость списывают кусочками в течение 12 месяцев.
- Амортизация показывает, сколько активов бизнес израсходовал, чтобы получить доход. Это нужно, чтобы правильно считать прибыль.
- Если реально начислять амортизацию (деньгами!), то компания будет готова к крупным расходам в будущем. Не случится такого, что бизнес работает-работает, а потом — бамс! — ломается какое-нибудь жизненно необходимое оборудование, а денег, чтобы его купить, нет. И всё коту под хвост.
- Вести финансовый учет без амортизации нет смысла. Кто так делает, тот не знает свою настоящую прибыль и не планирует расходы — ну и зачем такой учет вообще сдался?
- Срок полезного использования для амортизации определяют по классификатору, технической документации или самостоятельно.
- Есть три способа начислять амортизацию: линейный, по полезному использованию и по уменьшающемуся остатку.
* * *
Что еще почитать об амортизации в Газете Нескучных:
— Методы начисления амортизации, чтобы считать точнее
— Нематериальные активы бизнеса (НМА): как учитывать и амортизировать
— Вопрос: как амортизировать оборудование, которое быстро дешевеет?
— Вопрос: какой смысл хранить амортизационные деньги?
— Вопрос: как отразить в учете оборудование, которое само по себе не продать?
Поможем с амортизацией и финучетом
Финдиректора НФ берут на себя все финансовые сложности вроде амортизации, определения СПИ, сбора ОПиУ и прочего, чтобы предприниматели могли заниматься важным (и любимым).
Обычно такой дуэт финдира и предпринимателя помогает бизнесу развиваться и становиться прибыльнее за счет решений, которые принимаются на основе четких цифр управленческого учета. Вот как это обычно бывает:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓