14 июня 2022
Кейсы

Кризис: сэкономили 3,6 млн рублей
и избежали убытка

Компания «Белошвейка» производит и продает нижнее белье. До кризиса компания хотела масштабироваться, но уже февральские отчеты показали полумиллионный убыток. Поэтому нам пришлось пересмотреть все планы и заняться главным — обеспечением компании живыми деньгами.

В феврале рухнули продажи, потом подскочил курс доллара, и заказывать ткани в Китае и Турции стало ну очень дорого. Убыток -500 000 тоже не радовал, поэтому мы решили действовать.

Мы сфокусировались на главном — обеспечении компании живыми деньгами. За март нам удалось сохранить на счетах 3,6 млн рублей, выйти из убытка и сделать несколько антикризисных шагов, которые в итоге увеличили чистую прибыль компании на миллион рублей в месяц. Рассказываем, что и как делали.

«Белошвейка» — выдуманное название. Мы им пользуемся, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. История — чистая правда.

Немного про «Белошвейку»

«Белошвейка» — взрослый устойчивый бизнес со средней выручкой 11 млн и чистой прибылью 2 млн рублей в месяц. До кризиса все шло отлично: майки и трусы пользовались спросом у оптовиков и на маркетплейсах, выручка росла, и собственник хотел основательно расширить производство.

Но даже устойчивому бизнесу в кризис приходится нелегко.

Оставили деньги на счетах и сэкономили на комиссии

Когда курс валют начал расти, а рубль — падать, собственник запаниковал и решил, что нужно срочно снять все деньги со счетов. Наверное, у многих было такое желание: когда деньги лежат у тебя под подушкой, а не на виртуальном счету, все же как-то спокойнее.

Только вот действовать из точки паники — плохая идея. Поэтому я успокоила собственника и предложила посчитать, какую комиссию мы заплатим за вывод денег. Оказалось, если бы мы сняли все до копейки, то отдали бы банку 250 000 рублей. Конечно, после этого снимать деньги расхотелось.

Оставили на счетах: 250 000 рублей.

Отказались от масштабирования

Когда первая паника прошла, мы стали думать, как действовать дальше. В 2022 году собственник «Белошвейки» планировал масштабировать бизнес. Мы даже заложили в годовой бюджет расходы на покупку новых швейных машинок, раскройных столов и специальных ножей для ткани.

От этих покупок мы решили отказаться по двум причинам. Во-первых, хотелось сохранить эти деньги на счетах. Во-вторых, мы не были уверены, что сможем заработать на новом оборудовании.

Вот представьте: вы покупаете машинку, но чтобы она окупилась и принесла прибыль, нужно посадить за нее швею. Мы боялись, что в кризис люди будут держаться за свои места, и у нас не получится найти подходящих сотрудников. В таком случае, новенькое оборудование просто простаивало бы и устаревало — неизвестно, как долго.

Сэкономили на оборудовании для расширения производства 500 000 рублей.

Настроили учет себестоимости в гугл-таблицах

Частью плана по масштабированию было внедрение специального ПО для швейных предприятий — 1С Швейки. Она бы помогла нам рассчитывать себестоимость каждой выпущенной вещи примерно так:

Швейка помогла бы нам с точностью до копейки узнать стоимость каждой вещи, увереннее назначать цены и давать скидки. Это был важный шаг для компании, но собственник его постоянно откладывал.

В марте произошло два события: во-первых, мы решили отказаться от внедрения Швейки, чтобы сэкономить деньги. Во-вторых, поняли, что откладывать расчет себестоимости больше нельзя.

Цены росли на все, и нам нужно было знать, не продаем ли мы наши пижамы и шорты слишком дешево. Или, наоборот, слишком дорого для покупателей. Тогда я взялась за гугл-таблицы.

Настраивать в гугл-таблицах учет себестоимости сложно и долго, но других вариантов не было. К тому же помогал финменеджер «Белошвейки»: он вручную перенес в таблицу все артикулы с учетом всех размеров, записал затраты времени и среднюю стоимость реализации. Для каждого цеха производства у нас получилось по таблице — каждая примерно на 300 строк:

Когда таблицы были готовы, мы увидели, что с ценами на наши товары все хорошо. Мы не продаем их слишком дешево или слишком дорого, поэтому можем пересмотреть наценку. Но про это потом.

На покупке, настройке и внедрении Швейки мы сэкономили еще 200 000 рублей. Всего на масштабировании сэкономили 700 000 рублей:

Остановили выплату дивидендов

За год работы с компанией я успела внедрить систему фондов. Это когда чистая прибыль не лежит в одном мешке, а распределяется на разные цели компании. Например, у нас был резервный фонд, а еще фонды развития и дивидендов. К счастью, до опустошения фондов мы не дошли, но решили их лишний раз не трогать.

В дивидендный фонд уходило 30% от прибыли в месяц, и мы с собственником решили, что пока он не будет вытаскивать деньги на себя — тогда в экстренном случае мы могли бы покрыть непредвиденные расходы.

Дивиденды сохранили еще 700 000 рублей.

Собрали дополнительные 1,5 млн дебиторки

Окей. Мы отменили все избыточные траты и оставили на счетах «Белошвейки» 1 650 000 рублей. Но в марте хотелось, чтобы сумма была еще больше — вдруг придется срочно что-то покупать или ремонтировать, например? Тогда мы решили вернуть компании деньги, которые фактически и так принадлежали ей, но находились у клиентов — дебиторку.

Обычная дебиторка у «Белошвейки» — 10 млн рублей. В марте хотелось ее сократить, поэтому мы пошли договариваться.

Менеджеры звонили или писали покупателям и просили заплатить поскорее. Со многими у «Белошвейки» были хорошие отношения, поэтому клиенты шли навстречу и переводили оплаты раньше, чем могли бы по договору.

Так за месяц мы собрали дополнительные 1,5 млн рублей дебиторки и «ускорили» компанию: теперь отсрочки превращаются в деньги не за 37 дней, а за 28.

Перешли с коробок на зип-пакеты

После сбора дебиторки на счетах «Белошвейки» оказалось почти 3 млн рублей. Кажется, можно успокоиться, но нет. Я нашла еще один способ оставить в компании крупную сумму денег.

Обычно «Белошвейка» упаковывает свои вещи в большие картонные коробки. До кризиса они стоили 6 рублей за штуку, но уже в марте подорожали в три раза. Платить почти 20 рублей за обычную картонную коробку не хотелось, поэтому мы пошли искать альтернативы, и довольно быстро нашли.

Сейчас «Белошвейка» упаковывает вещи в зип-пакеты вместо коробок

Зип-пакеты — это прочные пакеты на молнии. По вместительности они подходят нам также, как коробки, но стоят по-прежнему 6 рублей. Кажется, что это ерунда, но на коробках компания сэкономила 500 000 рублей.

В сумме мы смогли оставить на счетах 3,6 млн рублей. И когда компания была обеспечена деньгами, решили поработать над выручкой.

Подняли цены на 20%

В марте мы заметили, что наши конкуренты подняли цены на треть. В «Белошвейке» тоже пересмотрели цены, но сначала ничего не поменяли.

После расчета себестоимости мы поняли, что тоже можем поднять цену — но не на 30%, а на 20% — и так заработать, сделав покупателям более выгодное предложение. Вещи с повышенной стоимостью мы активно продвигали на маркетплейсы — прямо звонили менеджерам и просили забрать партии побольше.

В итоге в апреле нам удалось почти на миллион увеличить чистую прибыль благодаря экономии и повышению цен:

Стойте, а как же ткани, доставка, оплата в валюте?

Тут нам повезло, на самом деле. «Белошвейка» закупила большую партию тканей в январе, потому что боялась не получить отгрузку, пока в Китае празднуют Новый год. На начало марта у компании было достаточно ткани, чтобы спокойно работать 3−4 месяца.

Когда мы увидели, как дорожают ткани, конечно, начали искать таких производителей, с которыми могли бы рассчитываться в рублях. Но пока мы искали, цены вернулись в норму, и мы решили ничего не менять. Наши логистические цепочки не пострадали, и мы продолжили сотрудничать с проверенными поставщиками.

Так менялась цена на нужную «Белошвейке» ткань. Сначала выросла на 37%, но потом опустилась ниже уровня января

Что в итоге

К началу кризиса у «Белошвейки» не было серьезных проблем — бизнес стабильно работал и был готов к масштабированию. В феврале продажи просели, компания закрыла месяц с убытком и начала копить деньги на счетах.

Вот, на чем и сколько мы сэкономили:

Комиссия банку250 000 ₽
Оборудование 500 000 ₽
1С Швейка200 000 ₽
Дивиденды 700 000 ₽
Дебиторка 1 500 000 ₽
Коробки 500 000 ₽
Всего3 650 000 ₽

Вы можете спросить: а зачем устойчивой компании так экономить? А вот, например: зип-пакеты мы могли заказать только очень большой партией за 2,5 млн рублей. Если бы мы этого не сделали, разорялись бы на коробках. А так у нас вовремя нашлись деньги для оплаты поставщику, и мы не попали в кассовый разрыв.

Март нам удалось закрыть уже с положительной прибылью, хотя и не такой большой, как обычно — 1,1 млн рублей.

В апреле компания вышла на привычный уровень продаж и заработала 12 млн рублей выручки. А благодаря повышению цен рентабельность по чистой прибыли выросла с 10 до 25%, и в чистую прибыль превратилось 3,2 млн рублей. Это почти на миллион больше, чем «Белошвейка» зарабатывала до кризиса.

Как начать работать с нашим финдиректором

История того, как «Белошвейка» справляется с кризисом — одна из многих в «Нескучных финансах». Вот, например, другая история — строительная компания вошла в кризис без резервов, с дырой в собственном капитале и с нулем рублей выручки. И финдиректор за месяц помог ей выйти на прибыль.

Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от промышленности до салонов красоты. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличивать прибыль и избавиться от кассовых разрывов. И справляться с кризисом, конечно.

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
Опубликовано: 14.06.22 Просмотров: 96
Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс