19 февраля 2020
Без рубрики

Как контролировать кредиторскую задолженность

Есть такой финансовый парадокс: сейф трещит от денег, а бизнес убыточный. Почему? Да просто предприниматель набирает предоплат и не задумывается о том, что работает в минус. А потом начинает исполнять обязательства перед клиентами, деньги заканчиваются и очевидно, что на носу банкротство. 

«Набрал предоплат» — это по-умному называется кредиторской задолженностью. Чтобы ваша компания не подсела на иглу кредиторки, нужно правильно ею управлять. Но сначала — разобраться, что это вообще такое.

Что такое кредиторская задолженность

Кредиторка — это обязательства перед поставщиками или покупателями. Объясним на примере. Предположим, вы строите бани на заказ. 

Кредиторка перед поставщиками. Вы заранее заказываете брус, чтобы строить баню, как только приходит новый клиент. По договору вы оплачиваете поставку бруса не сразу, а через 30 дней, это нормальная практика. То есть строить и продавать бани можете прямо сейчас, а рассчитываетесь с поставщиком спустя 30 дней. Пока не рассчитались — у вас перед ним кредиторка.

Кредиторка перед покупателями. По сути — это все предоплаты, которые вы получили. Клиент заказал баню и перевел деньги — вы получили перевод, но баню еще не построили. В итоге у вас образовалась кредиторка перед клиентом. 

Задолженность перед покупателями особенно опасна. На счете вашей компании лежат деньги, и у вас есть соблазн потратить их на развитие бизнеса или отправить тещу в санаторий. И пока теща греет ноги в пансионате «Юность», вы судорожно ищете, чем закрыть кассовый разрыв.

Обязательно помните: кредиторка — это часть оборотного капитала. Вот его формула: Дебиторка + Запасы − Кредиторка. 

Если вы не знаете точную сумму оборотного капитала, то не можете принимать правильные управленческие решения. Денег все время будет не хватать — вплоть до банкротства.

Решение — управлять кредиторской задолженностью.

Как контролировать кредиторку

Предпринимателю важно всегда знать, кому и что должен. Забудете вовремя рассчитаться с поставщиком — он обидится и откажется работать с отсрочкой платежа или просто повысит цены специально для вас. Не успеете оказать клиенту услугу — придется платить неустойку, а в тяжелых случаях — ходить по судам. Вот что с этим можно сделать.

Вести реестр кредиторской задолженности. Если по-русски — записывать в табличку все свои обязательства. Табличку можно делать в свободной форме — это не документ для налоговой, а просто памятка для предпринимателя.

Вести платежный календарь. С календарем вы управляете вообще всеми денежными потоками компании, а не только кредиторкой.

В календарь заносят планируемые доходы и расходы — это помогает видеть остатки денежных средств на любое число месяца. Теща попросила путевку в Куршевель на 8 марта — зайдите в календарь и посмотрите, что будет с деньгами вашей компании в этот день.

Календарь более подробный и информативный, но и заполнять его дольше
Скачать шаблон и пример заполнения →

Финансовый директор «Нескучных финансов» обязательно работает с платежным календарем, это один из базовых инструментов.

Опубликовано: 19.02.20 Просмотров: 1 151

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс