24 сентября 2020
Без рубрики

Управленка. Урок 4

В прошлом месяце вы пахали, как конь. Каждый день закрывали по 3 сделки, а в неделю проводили по 10 встреч. В итоге, выручка выросла в два раза. Вы довольны собой и своей командой.

Посчитали чистую прибыль, получилось 2 миллиона. Заходите на радостях в интернет-банк, а там на счету только 500 тысяч. Где остальные?
 
О том, куда делись деньги, расскажет балансовый отчет, заяц Леха, ленивец Макар и дизайнер Андрей.

Что такое балансовый отчет

Баланс — это отчет, в который мы вносим активы и пассивы бизнеса. Активы — это все, чем владеет компания: оборудование, товар, офис, а пассивы — это деньги, за которые эти активы были куплены. Дальше раскроем подробнее.
 
Мы рекомендуем составлять баланс раз в месяц или квартал. Крупные бизнесы делают это раз в год, чтобы распределить прибыль по собственникам, но если мы не ошиблись, это пока не ваша история.

Как составлять баланс

Чтобы вы наглядно поняли, что такое баланс, возьмем дизайнера Андрея. Соберем баланс на примере его бурной жизни и дизайнерского бизнеса. Семейные и рабочие дела занесем в одну табличку.
 
Скачайте шаблон и составьте свой баланс вместе с нами.

Пустой шаблон балансового отчета

Первая половина баланса — активы

Активы — это все, что принадлежит компании, то есть то, что можно продать за деньги: машина, квартира, компьютеры, запасы на складе и даже долги. 
 
Разобьем активы на общепринятые категории. 

Основные средства

Все, что физически можно потрогать руками, зовется основными средствами. Это то, чем вы пользуетесь и что приносит вам пользу (и радость).

У Андрея из основных средств есть:

  • однокомнатная квартира: 1 500 000 руб.
  • автомобиль Хендай Акцент: 250 000 руб.
  • Макбук Эйр: 40 000 руб.
  • Айфон 5S: 20 000 руб.
  • наручные часы Касио: 5 000 руб.
Основные средства в балансовом отчете

Если говорить о вашем бизнесе, то внесите в табличке все, что есть у компании — все, что можно продать: офисное оборудование, склад, свой офис, рабочая машина. Людей не считаем, так как торговать людьми как минимум незаконно.

Запасы

Если вы чем-то торгуете и есть свой склад, то на нем обычно есть какое-то количество товара. Это называется запасами. У Андрея тоже есть свои запасы, ведь кроме дизайнерства он в свободное время делает с женой конфеты.

Сейчас на продажу у него готово 10 коробок конфет, а в шкафу лежат ингредиенты для новой партии. Еще в холодильнике лежат почти готовые конфеты на 5 коробок. Посчитаем запасы Андрея по себестоимости:

  • 10 коробок конфет: 3 000 руб.
  • ингредиенты для производства: 4 500 руб.
  • незавершенное производство: 1 500 руб.
Запасы в балансовом отчете

Деньги

Деньги компании, как ни странно, тоже стоят денег. А все что стоит денег, зовется активами.

Андрей зарабатывает 60 000 рублей в месяц. Сейчас у него есть:

  • наличные: 20 000 руб.
  • банковская карта: 25 000 руб.
  • расчетник ИП: 100 000 руб.
Денежные средства в балансовом отчете

Дебиторка

В бизнесе есть обязательства. Кто-то всегда кому-то должен: сделать работу, отгрузить товар, заплатить за оказанные услуги. Каждая такая операция стоит денег. Когда должны вам — это называется дебиторской задолженностью.
 
У Андрея, как и у всех, тоже есть должники:

  • занял брату на стартап: 20 000 руб.
  • иллюстратор должен нарисовать картинки на сайт заказчика: 5 000 руб.
  • клиент должен денег за готовый сайт: 50 000 руб.
Дебиторская задолженность в балансовом отчете
Сумма активов: 2 044 000 рублей (богатенький буратино)

Вторая половина баланса — пассивы

Пассивы — это деньги, на которые вы купили активы. Ведь все, чем владеет компания не может появиться из воздуха. Деньги на покупку активов берутся из нескольких мест: в банке, у инвестора или из вашего личного кошелька.
 
Пассивы состоят из двух блоков: обязательства и собственный капитал. Обязательства — это когда вы покупаете активы на чужие деньги, а собственный капитал — когда берете деньги из своего кармана.

Обязательства (чужие деньги)

Обязательства — это все то, что Андрей кому-то должен: сделать сайт, вернуть денег, привезти конфет. Измерим обязательства в деньгах, поделив на 3 категории:
 
Долгосрочные: это все, что вы заняли больше, чем на 1 год. Андрей купил квартиру в кредит: первоначальный взнос сделал сам, а остальные добил ипотекой. Платить еще 2 года.
 
Краткосрочные: долги, которые надо отдать меньше чем за год. Когда не хватает налички, Андрей пользуется кредиткой.
 
Кредиторская задолженность: это все, за что ты должен кому-то сделать или заплатить. Компании тут указывают долги перед: поставщиками, клиентами, сотрудниками (зп) и налоговой. А Андрей как раз должен сделать клиенту сайт.

В итоге по обязательствам у Андрея:

  • ипотека: 400 000 руб.
  • кредитка: 70 000 руб.
  • сделать сайт: 100 000 руб.
Обязательства в балансовом отчете

Собственный капитал (свои деньги)

По сути, мы почти собрали баланс — выяснили, сколько чего есть у Андрея, кто ему должен, а кому должен он. Единственный момент, баланс не сходится на 1 574 000 рублей. Откуда появилась эта цифра?

Если в нижней строке не ноль — что-то пошло не так

Не пугайтесь, эта сумма — собственные деньги, которые Андрей потратил на покупку активов. Машину ему подарил дедушка, но за подарок деньги возвращать не надо, поэтому это тоже собственный капитал Андрея.

Заносим собственный капитал на 1 574 000 рублей в табличку, получаем заветный ноль в балансе.

Уравновесим баланс собственными средствами

Когда собственник видит ноль в балансе — мускулы лица расслабляются. Когда ноль не сходится, начинается судорожный поиск ошибок в отчете.

Почему активы равны пассивам?

Вы знаете, что все, что у вас есть, стоит денег. Квартиру, которая стоит 1,5 миллиона Андрей купил за те же 1,5 миллиона. Товары на складе, которые мы оценили в 700 тысяч компания закупила за те же 700 тысяч. Улавливаете? То есть стоимость ваших активов равна сумме денег, которые вы потратили на их покупку.
 
Не бывает так, что машина на авито стоит 350 тысяч, а продавцу вы отдали за нее только 300. Допустим, вы сторговались. Но тогда стоимость машины просто снизилась на 300 тысяч, которые вы и заплатили.

Зачем нам, вообще, баланс?

Баланс помогает найти деньги. Помните, в начале мы рассказали про бизнесмена, который заработал 2 миллиона, а полтора из них недосчитался? Так вот, в балансе этот мистер увидел, что 700 тысяч до сих пор у клиента, который обещает вот-вот заплатить за отгруженный товар, а остальные 800 лежат на складе в виде запасов. Деньги никуда не делись.

Баланс показывает, на какие деньги развивается бизнес: на свои или на чужие. Если развивается в основном на свои, то компания растет медленнее, но без рисков. В этом варианте нет ничего плохого, но, возможно, бизнес смог бы заработать больше с дополнительной финансовой поддержкой.

А если развитие идет по большей части за счет займов, бизнес развивается быстрее, но есть риск закрыться. При хрупкой бизнес-модели бизнес рухнет при первом месяце без продаж. Попросту будет нечем погашать долги. Если уж решили развиваться на чужие деньги, пусть это будет 50 на 50 с собственными вложениями.

У Андрея, кстати, с балансом все хорошо. Своих денег больше чем чужих. А когда вам должны больше, чем должны вы кому-то, значит бизнес — прибыльный. (ред: от этого прям муражки по коже).

Баланс показывает, как у компании с финансами. В нем видно: правильно ли директор вложил деньги в развитие, стала ли компания больше от этого зарабатывать, сколько денег взяли взаймы, а сколько из денег компании, на сколько бизнес зависит от банков и кредитов. 

Баланс привлекает инвестора. Инвестор смотрит в баланс и оценивает ваш бизнес: на свои вы развиваетесь или занимаете, растете ли в деньгах из года в год. Так он понимает, сможете ли вы вовремя вернуть его деньги с процентами. Если хотите привлечь в бизнес инвестиции, баланс — это первый отчет, который попросит инвестор.

Что нам показал баланс

1. Чем владеет компания и за сколько это можно продать.

2. Кому и сколько должна компания.

3. Сколько прибыли компании пошло на покупку активов.

4. Где спряталась прибыль: запасы на складе, долг клиента или поставщика, аванс сотруднику.

5. На чьи деньги компания развивается: на свои или занимает.

Тема баланса сложная. Мы дали вам упрощенный вариант отчета и не стали грузить внеоборотными и оборотными средствами, нераспределенной прибылью и нематериальными активами.

Также мы не сможем в одной статье рассказать про то, как взаимодействовать со всеми тремя базовыми отчетами: ДДС, ОПиУ и балансом. Такие подробности мы разбираем и внедряем, когда работаем с предпринимателями на постоянной основе. Услуга называется «Финансовый директор на аутсорсе»

Финансовый директор на аутсорсе

Ну, раз уж вы спросили, то расскажем… В общем, главная услуга «Нескучных финансов» — это предоставление бизнесу финансового директора. Наш специалист придет и возьмет на себя ответственность за управленческий учет в вашей компании.

Возьмет ответственность — это значит, что он сначала внедрит необходимые отчеты, организует бизнес-процессы по сбору цифр, будет регулярно предоставлять отчетность и аналитику по показателям. Параллельно будет обучать собственника финансам и помогать в принятии прибыльных управленческих решений.

Работа полностью ведется в онлайне: таблицы в онлайн-сервисах, встречи через Скайп. Финансовый директор станет полноценным членом вашей команды, а вы вскоре почувствуете, что вопрос с финансами в компании под контролем. 

Переходите на наш сайт, чтобы подробнее прочитать про услугу и записаться на консультацию по продукту.

На сайт НФ →

В следующий раз

В следующий раз расскажем про оборотный капитал и почему его называют замороженными деньгами собственника. Покажем, как он влияет на деньги в кассе, как им управлять и какие проблемы будут, если этого не делать. 

До скорого,
Саша и Андрюша.

P. S. Дизайнер Андрей — выдуманный персонаж и никакого отношения к нашему Андрею не имеет. Любые совпадения случайны. Зуб даём.

Опубликовано: 24.09.20 Просмотров: 3 414

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс