20 декабря 2019
Без рубрики

Когда закрыть магазин — это к лучшему

Надежда Савинская — предприниматель из Комсомольска-на-Амуре. До недавнего времени у нее было два магазина люксовой одежды и аксессуаров. Она думала, что в ее бизнесе не было никаких существенных проблем, пока не пригласила финдиректора «Нескучных» на аутсорсе. Когда Надежда начала внедрять  отчетность, выяснилась неприятная правда: один из двух магазинов — убыточный и его нужно закрыть, а товары со склада — срочно распродать. 

После года работы с финдиром Надежда готова поделиться своими ощущениями от нововведений, рассказать, почему психологически очень сложно закрыть бизнес, который не приносит прибыли, а также поделиться своими планами на будущее. 

Передаем слово нашей героине!

Когда начала вводить учет — волосы встали дыбом

Сейчас я вас удивлю, но до обращения в «Нескучные финансы» мне казалось, что никаких проблем у меня, как у предпринимателя, не было. Я успешно занималась бизнесом больше 10 лет, но чем больше он становился, тем сложнее было его контролировать.

О «Нескучных» мне рассказала знакомая. Я думала в самом начале, что мы с финдиром управимся за месяц: внедрим все нужные инструменты, и мой бизнес сам заработает как часы.

Потом был наш первый созвон с финансовым директором, Катей Бутримовой. Когда она мне описала объем работы, у меня волосы встали дыбом. Я толком ничего не знала ни об отчетах, ни о том, сколько их и как они между собой соотносятся.

Я и так много работаю, практически 24/7, у меня постоянные командировки, поэтому решиться наводить порядок в финансах оказалось непросто. Мы с Катей созванивались, когда я сидела в холлах отелей во время рабочих поездок. 

Я чувствовала, что скоро взвою от усталости. Поэтому я нашла девушку, которая взяла на себя роль моего финансового менеджера. Теперь она собирает отчеты, рассчитывает зарплаты и учится вместе со мной наведению порядка в финансах.

Три важных инсайта, случившихся благодаря учету

1. Я поняла, что компания много тратит. Конечно, эти расходы были отчасти необходимостью. Нам нужно закупать одежду, сумки, украшения. Но были еще и траты во время командировок. 

Когда я в Милане покупала на завтрак булочку и платила 10 евро, я не думала о том, сколько эта несчастная булочка стоит в рублях. Когда я об этом задумалась, схватилась за голову. Мне стало стыдно, что я трачу деньги на такие вещи. 

2. Нам нужно было сокращать количество командировок. У нас много остатков одежды и аксессуаров на складе, это наши активы, которые было бы неплохо преобразовать в деньги. Поэтому я решила сократить количество закупок и сосредоточиться на распродаже того, что у нас уже есть. 

Психологически это непросто: когда привык постоянно быть в разъездах, усидеть на месте физически сложно. Но так мы сокращаем расходы.

Раньше я бывала в командировках в Европе 4-5 раз за год,  теперь последний раз уезжала по работе в сентябре, и то полетела не в Милан, например, а в Москву.

3. Один из моих магазинов нужно было закрывать.

Финдиректор Екатерина Бутримова о том, как было принято решение закрыть магазин

«Мы с Надеждой работаем год. За это время мы успели внедрить ДДС, ОПиУ, баланс, а ещё отчеты кассиров, где отмечаются все продажи магазина и движения по кассе. Сейчас отчетность собирается в среднем к 10 числу каждого месяца. 

Когда мы начали работать с Надеждой, она обратилась ко мне, как к финдиру, с конкретным запросом: понять, почему два ее магазина приносят мало прибыли. Я предложила начать с заполнения ОПиУ.

Разобравшись с отчетом, мы увидели: один магазин приносит неплохую прибыль, а второй фактически живет за его счет.

Чтобы подтвердить гипотезу, мы заполняли ОПиУ (плюс баланс) в течение нескольких месяцев, и результат, увы, всегда был одним и тем же. Надежда решилась на сложный для нее шаг — но важный с точки зрения развития бизнеса. Она приняла решение закрыть убыточный магазин, который проработал 10 лет. 

Это было сложное решение: представьте, вам нужно уничтожить то, что вы создавали, любили и развивали. Однако Надежда вышла молодцом из этой ситуации». 

Как — расскажет сама Надежда.

Почему об убыточности магазина не думали раньше

Первому магазину было 14 лет, второму — 10. Ассортимент в них был примерно одинаковым, однако второй магазин работал в режиме аутлета. 

То есть, там были большие скидки. В итоге мы распродавали товар без выгоды для себя. Вещи продавались ниже себестоимости. Так первый магазин стал донором второго.

В глубине души я чувствовала, что магазин убыточный, но у меня не было на руках доказательств — цифр, которые подтверждали бы мою догадку. И я закрывала на все глаза.

У меня была хорошая команда и я не хотела ее менять. Но когда мы с Катей собрали баланс и ОПиУ, правда стала настолько очевидной, что я больше не могла от нее отворачиваться. Чтобы оставаться на плаву, магазин должен был делать минимум миллион рублей в месяц, но мы работали в минус. Я поняла, что не хочу столько сил и энергии тратить на убыточный бизнес.

Почему было сложно закрыть убыточный магазин

Закрыть магазин — не так просто, как может показаться. Тянуть бизнес, несмотря ни на что, это одно. А взять и закрыть — совсем другое. У меня были сотрудники, которые прошли со мной долгий путь, одна из них работала в магазине 10 лет, с его основания. Мне было психологически тяжело решиться сообщить команде о закрытии магазина. Но я это сделала.

Есть магазины, которые до последнего скрывают от сотрудников, что хотят закрываться. Я не хотела подводить людей, которые мне доверились. Мы стали закрываться в августе-сентябре. А до этого я честно рассказала о планах по закрытию. Я сказала всем: «Девочки, если вы хотите, вы можете остаться». Плюс я пригласила психолога и провела оргсессию.

Однако три сотрудницы уволились и не стали ждать закрытия. Только одна девушка осталась и помогла мне все распродавать. Мне было непросто: я до последнего надеялась сохранить команду. Часть меня верила: а вдруг магазин возьмет и начнет приносить прибыль, несмотря ни на что? Вдруг отчеты ошиблись? Однако цифры, как оказалось, не ошибаются.

Что дала работа с финдиром «Нескучных»

Последний год стал для меня испытанием. Я не понимала, на что иду, когда решила ввести управленческий учет в компании. Это как сесть на шпагат.

Если бы я вам рассказала, сколько боли вам придется вытерпеть, чтобы на него сесть, возможно, вы бы и не решились на это. Однако, сев на шпагат, вы наверняка почувствуете гордость. Так и с введением учета. Любые реальные изменения — это необходимая боль, которую нужно принять.

Сейчас я чувствую, что мой бизнес становится прозрачнее и управляемее. Мы распродали товары со склада — на это ушло полгода — арендовали помещение поменьше и подешевле, определили, сколько товара нам нужно закупать, чтобы он не залеживался, и теперь я жду увеличения прибыли. 

А наш финдиректор Катя за год работы стала настоящим членом нашей команды — хотя мы сотрудничаем удаленно. Я знаю: пока без Кати мы не можем.

Опубликовано: 20.12.19 Просмотров: 1 856

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс