В бизнесе возникают ситуации, когда не хватает денег платить по счетам. Вроде бы и обороты растут, и клиентов становится больше, но заплатить поставщикам или сотрудникам нечем. Знакомьтесь, это кассовый разрыв.
Причины разрыва могут быть разные. Можно много рассуждать о том, почему так произошло, внедрять инструменты для предвидения кассовых разрывов, изменять бизнес-модель. Но все это долгосрочные меры, а что делать, если кассовый разрыв прямо сейчас упрямо висит над душой?

Если заклинание «У кошечки разрывай, у собачки разрывай, а у меня не разрывай» вам не помогло, давайте разберемся, как выбраться из кассового разрыва.
Обновили эту статью в ноябре 2024 года. Подробнее рассказали о том, почему возникают кассовые разрывы.
Содержание
Почему возникают кассовые разрывы: причины
Определить приоритетность платежей
Подвинуть ближе поступления или выбить долги
Продать или сдать в аренду оборудование
Стимулировать покупателей к предоплате
Как выйти из кассового разрыва: в двух словах
Расскажем, как избежать кассового разрыва
Почему возникают кассовые разрывы: причины
Кассовый разрыв — это временная нехватка денег на базовые выплаты компании: зарплату сотрудникам, материалы, аренду офиса, складских и производственных помещений, коммунальные услуги. При этом бизнес продолжает функционировать и получать выручку и прибыль.
Причины кассовых разрывов
-
Отсутствие планирования и контроля финансов. Даже один упущенный платеж может привести к кассовому разрыву. Планирование позволит составить точный прогноз движения средств. В противном случае риск кассового разрыва присутствует независимо от прибыльности бизнеса.
-
Непредвиденные траты. Форс-мажор случается со всеми. Если у предпринимателя не сформирована финансовая подушка безопасности или ее оказалось недостаточно, последствия могут быть печальными.
-
Падение выручки. Причин для снижения выручки существует много. Но итоге это может привести к тому, что у компании не будет хватать денег на операционные выплаты. Это приведет не только к кассовым разрывам, но и к дефициту средств. Опасность ситуации в том, что временная нехватка денег превращается в постоянную.
-
Отсутствие контроля над дебиторской задолженностью. Если для клиентов бизнеса не установлены четкие сроки оплаты, то планирование доходов становится невозможным. Также следует учесть риски, связанные с клиентами: нехватку средств, банкротство, задержку проведения банковских операций или недобросовестность контрагента.
-
Сезонность. Если сфера действия бизнеса имеет ярко выраженную сезонность, то нужно заранее готовиться к снижению продаж и нехватке финансов в низкий сезон. Также следует подготовить финансовую подушку безопасности, чтобы подстраховаться на случай непредвиденных трат.
-
Ошибки в закупках. Если приобрести слишком большую партию товара без учета спроса и конкуренции, можно попасть в кассовый разрыв.
Последствия кассового разрыва
-
Потеря сотрудников из-за задержек зарплаты.
-
Расторжение договоров с контрагентами.
-
Штрафы и пени по договорам, кредитам, налогам и обязательным взносам.
-
Снижение производственных мощностей.
-
Подрыв деловой репутации.
Теперь расскажем, как быстро выйти из кассового разрыва.
Определить приоритетность платежей
В самом начале нужно выдохнуть и понять, какие платежи все-таки важнее. Какие оплаты можно отложить, а по каким вас накажут, даже если просрочить всего на день. Это нужно для того, чтобы не задумываться каждый раз о важности платежа. Ведь решать, кому платить, а кто подождет, предстоит часто.
Разбейте платежи по группам:
1. Обязательные платежи с четкой датой и суммой — налоги, кредиты, аренда, принципиальные поставщики.
2. Обязательные платежи с плавающей датой, которые можно задержать на несколько дней — зарплаты, лояльные поставщики, интернет.
3. Необязательные платежи, без которых можно выжить — офисные расходы, обучение сотрудников, представительские расходы.
Это только пример. Приоритетность определите сами, вы лучше знаете, какие платежи для вас важнее.
Отодвинуть оплаты
Если грядут крупные оплаты, постарайтесь их отодвинуть на потом. Позвоните поставщикам и договоритесь об отсрочке. Не стоит их бояться, вы для них клиенты все-таки. Вполне возможно, получится найти компромисс.

Определите, какие поставщики для вас жизненно необходимы. В период нехватки денег старайтесь платить понемногу, но часто. Так вы покажете, что несмотря на трудности, вы не забываете про партнеров.
Подвинуть ближе поступления или выбить долги
Проведите переговоры с клиентами. Возможно, получится получить деньги раньше, чем было запланировано.
Еще как вариант — выбить долги клиентов. Вспомните, кто из клиентов просрочил выплаты и на сколько. Подумайте, что будете делать с теми, у кого просрочка семь дней? А тридцать дней? Можно разослать письма с доказательствами существования долга, ежедневно обзванивать должников, остановить отгрузки, выслать письмо-претензию перед подачей иска в суд.

Однако, подобное решение может вызвать кассовый разрыв в будущем. Вот Виталий передвинул предоплату от клиента, но согласился на отсрочку по второй части платежа. Значит, через две недели денег поступит меньше, чем планировали изначально. А там как раз нужно платить аренду и бонусы сотрудникам.
Раздробить оплаты
Раздробив оплаты поставщикам, вы будете дольше с ними расплачиваться — а значит, и денег на счетах будет оставаться побольше. Это касается и клиентов. Договоритесь разбить платежи — часть денег получите пораньше.
Продать или сдать в аренду оборудование
Если у вас есть не до конца используемое оборудование или временно свободные площади — продайте их или сдайте в аренду, чтобы покрыть кассовый разрыв.
Заранее просчитайте как продажу, так и сдачу в аренду. Учтите затраты и выгоды, связанные с владением активом, оцените реальный доход при сдаче в аренду, риски, налоговые выгоды или потери.
С продажей имущества нужно быть аккуратным. Это может снизить ликвидность компании и ослабить производство. К тому же, в спешке можно не уследить за рынком и продать имущество по заниженной цене.
Рассчитаться не деньгами
Логика изящно проста: раз денег не хватает, предложите контрагенту какую-либо услугу или товар вместо денег.
Воспользоваться факторингом
Если вы предоставляете клиентам отсрочки, то есть риск зарыть в них всю прибыль — деньги вы как бы заработали, но на счетах их пока нет. Если из-за этого случился кассовый разрыв, то выйти из него поможет факторинг.
Как правило, в факторинге участвуют три лица: ваша компания, покупатель и компания-фактор (банк или специальная организация).
Схема следующая:
1. Отгрузили клиенту товар или оказали услуги. Теперь он нам должен денег. Заплатит он когда-то там, но деньги нужны сейчас.
2. Мы передаем акты фактору. Теперь клиент должен не нам, а этой компании.
3. Фактор перечисляет нам до 90% от суммы долга клиента прямо сейчас.
4. Клиент оплачивает свой долг фактору, а не нам.
5. Фактор перечисляет оставшуюся сумму за вычетом своей комиссии.
В двух словах, мы продаем дебиторку и получаем сразу деньги, пусть и не все.
Воспользоваться овердрафтом
Овердрафт — это кредитная карточка для компаний. Ваш расчетный счет может уходить в минус на установленный лимит. Отличие от кредита в том, что в погашение долга будут сразу списываться все поступления на счет компании. Это полезная подушка при кассовых разрывах, ведь деньги предоставляются быстро.
Стимулировать покупателей к предоплате
Георгий — директор оптового магазина запчастей. Он отправил партию товара клиентам по постоплате. Закупить товар и доставить его до клиента пришлось за свои деньги. Но когда товар пришел, клиенты от него отказались. В итоге, выручки нет, так еще и пришлось потратить деньги на обратную доставку. Получается, что деньги теперь заморожены в виде товара на складе. Из-за этого случился кассовый разрыв.
Чтобы не замораживать деньги лишний раз, стимулируйте покупателей к предоплате. Небольшие скидки, бесплатная доставка или подарки помогут их склонить заплатить всю сумму или часть денег пораньше. Да, мы что-то потеряем при таком стимулировании. Но лучше немного снизить маржу, чем рвать волосы на голове и сидеть в кассовом разрыве.
Взять кредит или заем
Настолько простой и очевидный вариант, что мы про него даже писать не будем подробно. Если не хватает своих, возьмем чужие деньги под определенный процент. Либо откройте кредитную линию. Это быстрое кредитование по запросу на нужную сумму в рамках одобренного лимита. Кредитная линия является частью пакета банковского обслуживания бизнеса. Условия и лимиты по ней обговариваются в момент заключения договора.
А на будущее — пользуйтесь платежным календарем. Это табличка, в которую вы вносите планируемые поступления и затраты. В итоге, в начале месяца вы уже видите, случится кассовый разрыв или нет. А в течение месяца можете оценить, не приведут ли к кассовому разрыву спонтанные траты. Воспользуйтесь нашим шаблоном, там всё просто и удобно. Он есть в барсетке.
Как выйти из кассового разрыва: в двух словах
-
Кассовый разрыв — это временная нехватка денег даже на обязательные платежи компании. Он возникает из-за отсутствия финансового планирования и неправильного управления дебиторской задолженностью.
-
Проще всего избежать кассового разрыва, используя долгосрочные методы: построение финмодели, регулярное ведение отчетности, планирование и контроль финансовых потоков и т. д.
-
Если кассовый разрыв уже случился, преодолеть его можно, используя заемные средства или текущие ресурсы компании: продажу или сдачу в аренду оборудования и имущества.
Расскажем, как избежать кассового разрыва
Кассовый разрыв хоть раз случился в каждом бизнесе. Чтобы не допустить банкротства компании и образования миллионных долгов, нужно держать под контролем деньги компании. Финдиры НФ помогают навести порядок в финансах и наладить работу бизнеса таким образом, чтобы компания выстояла и могла преодолеть даже самый тяжелый кризис. Вот как мы уже помогли другим компаниям:
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с компаниями из любых городов России, СНГ и Европы.
Самый простой способ узнать, как именно финансовый директор может помочь вашему бизнесу, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии