Как выйти из кассового разрыва

10 способов отбиться от этого ужаса

6 НОЯ 2018

В бизнесе возникают ситуации, когда не хватает денег платить по счетам. Вроде бы и обороты растут, и клиентов становится больше, но заплатить поставщикам или сотрудникам нечем. Знакомьтесь, это кассовый разрыв.

Причины разрыва могут быть разные. Например, получаем деньги от клиентов через месяц, а поставщикам платим сейчас. Или заказали много товара под грядущий рост спроса, а клиенты задержали оплату. Можно и нужно много рассуждать о том, почему так произошло, внедрять инструменты для предвидения кассовых разрывов, изменять бизнес-модель. Но все это долгосрочные меры, а что делать, если кассовый разрыв прямо сейчас упрямо висит над душой?

 
Сергей Ивченков
финансовый консультант

Если заклинание «У кошечки разрывай, у собачки разрывай, а у меня не разрывай» вам не помогло, то в этой статье давайте разберемся, как выбраться из кассового разрыва.

Определить приоритетность платежей

В самом начале нужно выдохнуть и понять, какие платежи все-таки важнее. Какие оплаты можно отложить, а по каким вас накажут, даже если просрочить всего на день. Это нужно для того, чтобы не задумываться каждый раз о важности платежа. Ведь решать, кому платить, а кто подождет, предстоит часто.

Разбейте платежи по группам:

1. Обязательные платежи с четкой датой и суммой — налоги, кредиты, аренда, принципиальные поставщики.

2. Обязательные платежи с плавающей датой, которые можно задержать на несколько дней — зарплаты, лояльные поставщики, интернет.

3. Необязательные платежи, без которых можно выжить — офисные расходы, обучение сотрудников, представительские расходы.

Это только пример. Приоритетность определите сами, вы лучше знаете, какие платежи для вас важнее.

Отодвинуть оплаты

Если грядут крупные оплаты, постарайтесь их отодвинуть на потом. Позвоните поставщикам и договоритесь об отсрочке. Не стоит их бояться, вы для них клиенты все-таки. Вполне возможно, получится найти компромисс.

В мире полно понимающих людей

Определите, какие поставщики для вас жизненно необходимы. В период нехватки денег старайтесь платить понемногу, но часто. Так вы покажете, что несмотря на трудности, вы не забываете про партнеров.

Владелец цветочной лавки Михаил позвонил поставщику, которому должен заплатить через две недели. Переговорщик он не очень сильный, поэтому получилось отодвинуть оплату всего на несколько дней вперед. Да, не радужный результат, но из-за этого количество дней с кассовым разрывом сократилось. Хоть что-то. Волшебной таблетки в одно действие не будет.

Подвинуть ближе поступления
или выбить долги

Проведите переговоры с клиентами. Возможно, получится получить деньги раньше, чем было запланировано.

Еще как вариант — выбить долги клиентов. Вспомните, кто из клиентов просрочил выплаты и на сколько. Подумайте, что будете делать с теми, у кого просрочка семь дней? А тридцать дней? Можно разослать письма с доказательствами существования долга, ежедневно обзванивать должников, остановить отгрузки, выслать письмо-претензию перед подачей иска в суд.

 
Правила жизни
с дебиторкой

Все методы хороши, но не перегибайте палку

Виталий — директор фирмы по дизайн-проектам. Недавно его компания получила заказ от одной крупной фирмы. У Виталия кассовый разрыв, поэтому он попросил клиента заплатить пораньше. Клиент согласился, но с оговоркой, что на вторую часть платежа получит отсрочку в две недели.

Виталию надо платить сотрудникам, поэтому пришлось согласиться. В итоге, предоплата от клиента поступила на две недели раньше планируемой даты. Фух, теперь хотя бы есть, чем аванс выдать сотрудникам.

Однако, подобное решение может вызвать кассовый разрыв в будущем. Вот Виталий передвинул предоплату от клиента, но согласился на отсрочку по второй части платежа. Значит, через две недели денег поступит меньше, чем планировали изначально. А там как раз нужно платить аренду и бонусы сотрудникам.

Раздробить оплаты

Раздробив оплаты поставщикам, вы будете дольше с ними расплачиваться — а значит, и денег на счетах будет оставаться побольше. Это касается и клиентов. Договоритесь разбить платежи — часть денег получите пораньше.

Собственник строительной компании должен заплатить подрядчикам 250 000 ₽. Денег нет. Он созвонился с подрядчиками, оказалось, что у них тоже ситуация ситуация плачевная и хоть какие-то деньги нужны прямо сейчас. Сошлись на том, что 100 000 ₽. можно перенести на следующий месяц. В результате, отрицательный остаток на счетах компании висит в течении трех дней, а не пяти как раньше. И сама сумма кассового разрыва уменьшилась на 100 000 ₽.

Продать или сдать в аренду оборудование

Если у вас есть не до конца используемое оборудование или временно свободные площади — продайте их или сдайте в аренду, чтобы покрыть кассовый разрыв.

У производственной компании дорогой станок используется редко, только под специальные заказы. Стоит ли его продавать? Надо считать. Если его не будет, то при спецзаказах придется арендовать его у других. Тогда рентабельность таких заказов может упасть.

Директор учел дополнительные затраты, налоговые аспекты и риски — в итоге, решил сдавать станок в аренду. Так как спецзаказы приходят только от нескольких крупных клиентов, он согласовал с ними планы на ближайшее время. Теперь он представляет, в какие дни, и на какой период можно сдавать станок в аренду. А первая же арендная плата помогла частично покрыть кассовый разрыв.

Заранее просчитайте как продажу, так и сдачу в аренду. Учтите затраты и выгоды, связанные с владением активом, оцените реальный доход при сдаче в аренду, риски, налоговые выгоды или потери. 

Рассчитаться не деньгами

Логика изящно проста: раз денег не хватает, предложите контрагенту какую-либо услугу или товар вместо денег.

Евгений владеет магазином гироскутеров. Помимо трудностей с оплатами счетов, сломался сайт. А это основной канал продаж. Кровь из носу нужно его починить, иначе кассовый разрыв только увеличится.

Евгений нашел компанию, которая восстановит сайт и дизайн еще улучшит за определенную цену. Но денег и так не хватает. Евгений встретился с Игорем, владельцем компании по разработке сайтов. Они поговорили как директор с директором. Игорь согласился восстановить сайт и улучшить дизайн за пять гироскутеров. У Евгения как раз были модели, не особо пользующиеся спросом. В итоге, и сайт восстановил без траты денег, и от неликвидного товара избавился.

Воспользоваться факторингом

Если вы предоставляете клиентам отсрочки, то есть риск зарыть в них всю прибыль — деньги вы как бы заработали, но на счетах их пока нет. Если из-за этого случился кассовый разрыв, то выйти из него поможет факторинг.

Как правило, в факторинге участвуют три лица: ваша компания, покупатель и компания-фактор (банк или специальная организация).

Схема следующая:

1. Отгрузили клиенту товар или оказали услуги. Теперь он нам должен денег. Заплатит он когда-то там, но деньги нужны сейчас.

2. Мы передаем акты фактору. Теперь клиент должен не нам, а этой компании.

3. Фактор перечисляет нам до 90% от суммы долга клиента прямо сейчас.

4. Клиент оплачивает свой долг фактору, а не нам.

5. Фактор перечисляет оставшуюся сумму за вычетом своей комиссии.

В двух словах, мы продаем дебиторку и получаем сразу деньги, пусть и не все.

У Дмитрия транспортная компания по перевозке грузов. Сейчас октябрь, и компания в кассовом разрыве. Он решил провернуть факторинг. В начале ноября клиент должен выплатить свой долг. Дмитрий передает акты фактору. Тот ему перечисляет 60% от суммы долга клиента в середине октября.

К примеру, клиент должен был 200 000 ₽. 60% от этого — 120 000 ₽. Их Дмитрий получает сразу. В ноябре клиент наконец переводит оплату, и фактор отправляет Дмитрию еще 20% суммы. А оставшиеся 20% забирает себе в качестве комиссии.

Воспользоваться овердрафтом

Овердрафт — это кредитная карточка для компаний. Ваш расчетный счет может уходить в минус на установленный лимит. Отличие от кредита в том, что в погашение долга будут сразу списываться все поступления на счет компании. Это полезная подушка при кассовых разрывах, ведь деньги предоставляются быстро.

Стимулировать покупателей к предоплате

Георгий — директор оптового магазина запчастей. Он отправил партию товара клиентам по постоплате. Закупить товар и доставить его до клиента пришлось за свои деньги. Но когда товар пришел, клиенты от него отказались. В итоге, выручки нет, так еще и пришлось потратить деньги на обратную доставку. Получается, что деньги теперь заморожены в виде товара на складе. Из-за этого случился кассовый разрыв.

Чтобы не замораживать деньги лишний раз, стимулируйте покупателей к предоплате. Небольшие скидки, бесплатная доставка или подарки помогут их склонить заплатить всю сумму или часть денег пораньше. Да, мы что-то потеряем при таком стимулировании. Но лучше немного снизить маржу, чем рвать волосы на голове и сидеть в кассовом разрыве.

Взять кредит или займ

Настолько простой и очевидный вариант, что мы про него даже писать не будем подробно. Если не хватает своих, возьмем чужие деньги под определенный процент. Только вернуть не забудьте.

Как устранить кассовый разрыв

— Определить приоритетность платежей. 

— Попробовать варианты без лишних затрат. Постарайтесь отодвинуть оплаты, подвинуть ближе поступления или выбить долги, раздробите платежи. Если есть то, чем вы не пользуетесь, например оборудование или свободные площади, продайте это или сдайте в аренду. Попробуйте расплатиться не деньгами, а товарами или услугами. Навыки переговоров явно помогут.


— Если не получилось, рассмотреть варианты с затратами: факторинг, овердрафт, стимулирование покупателей к предоплате или кредит.


А на будущее — пользуйтесь платежным календарем. Это табличка, в которую вы вносите планируемые поступления и затраты. В итоге, в начале месяца вы уже видите, случится кассовый разрыв или нет. А в течение месяца можете оценить, не приведут ли к кассовому разрыву спонтанные траты. Воспользуйтесь нашим шаблоном, там всё просто и удобно.

Интенсив по управлению бизнесом на основе цифр

Хотите разобраться в финансах бизнеса? Тогда вам на интенсив по управлению бизнесом на основе цифр. Два дня прокачки предпринимателей по части управленческого учета.

— Учимся правильно считать прибыль и дивиденды

— Знакомимся с тремя основными отчетами

— Разбираемся с управлением сотрудниками на базе KPI

Марафон по наведению порядка в финансах

Это 8 онлайн-занятий, в результате которых в вашей компании будет полноценный управленческий учет.

Ведущие выдадут необходимый материал, а вы сами примените его в своей компании. Финансовые консультанты помогут советами.

Интенсив — это нулевая ступень марафона. База, без которой вообще ничего не получится Поэтому билет на интенсив входит в каждый тариф.

Получайте раз в неделю свежие статьи. Без рекламы и спама. Подписывайтесь!

Подписаться

Байки Руслана Царева
в каждом письме

 

— делитесь с друзьями

Предыдущие выпуски

Когда у бизнеса есть склад, головная боль, сколько и какого товара там должно быть — неизбежный спутник собственника и топ-менеджера. Сегодня рассказываем о методе, который поможет получить ответы на эти вопросы быстро и относительно точно

Рассказываем про NPS — главный показатель, по которому мы оцениваем кайф

3 важных показателя, которые предприниматель может вытащить из управленческого баланса, проанализировать и улучшить работу компании: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент финансовой независимости, ресурсоотдача.

© 2018 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2018 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81