Загрузка клиники или кабинетов — это процент от максимального количества пациентов, которых может принять медицинский центр. Загрузку считают, чтобы понять, сколько пациентов приходит на прием, и равномерно распределить часы работы врачей. Рассказываем, как посчитать этот показатель и как бизнес может его увеличить.
Содержание
Как посчитать загрузку клиники и врачей
Как посчитать отдельно загрузку клиники
Как посчитать отдельно загрузку врачей
Как собрать оптимальный план по загрузке клиники
Пять способов увеличить загрузку клиники и врачей
Как привлекать пациентов в клинику, чтобы загрузка была в норме
Поможем увеличить загрузку клиники
Как посчитать загрузку клиники и врачей
Загрузка клиники (кабинетов) — это показатель количества пациентов, которые приходят на прием. Ее считают в процентах от максимального числа клиентов, которых может принять медцентр. Например, 100% — это полная загрузка, а 50% — загрузка наполовину от возможной.
↑ Загрузка клиники на 100% — это максимум клиентов, которых может обслужить медцентр. На практике такой уровень почти недостижим из-за форс-мажоров: переносов записей, задержки приемов и так далее.
Как посчитать загрузку клиники
Загрузку клиники, стоматологии или медцентра считают по формуле ↓
Загрузка клиники = Часы приема за месяц по факту / (Количество кресел/кабинетов * Рабочие часы за день * Количество рабочих дней) * 100% |
Посчитаем для примера загрузку выдуманной стоматологии:
-
Часы приема за месяц, факт — 500 часов
-
Количество стоматологических кресел — 5
-
Рабочие часы за день — 8 часов
-
Количество рабочих дней за месяц — 24 дня
-
Загрузка клиники = 500 / (5 * 8 * 24) * 100% = 52,1%
↑ Часы приема за месяц можно взять из медицинских CRM-систем, где медцентр ведет учет пациентов, фиксирует запись и время приема. Обычно стоматологии используют InfoDent, IDENT или 1С. А клиники — ArchiMed+, Клиентикс, MedIdea и так далее.
От клиники к клинике загрузка пациентов может быть разной. На нее влияют местоположение, доля на рынке, список услуг и другие факторы.
В среднем идеальный показатель загрузки клиники — 80%. |
Бывает, что загрузка клиники равна, например, 20%. В этом случае тревогу бить не стоит, если медцентр:
-
продает услуги с высокой стоимостью и хорошим средним чеком;
-
стабильно генерирует чистую прибыль и покрывает расходы;
-
собственник доволен — стабильно получает дивиденды.
↑ А вот если у медцентра появились проблемы с одним из пунктов, то стоит поработать над загрузкой.
Как посчитать загрузку врачей
Загрузка врача — это разница между реальной загрузкой врача в часах и максимально возможной. Показатель используют, чтобы смотреть на работу как одного врача, так и всех врачей клиники:
-
Загрузка одного врача. В этом случае смотрят на занятость врача в рабочее время. Например, врач получает зарплату за 160 часов, и его 100-процентная загрузка — 160 часов. Но по факту он принимает пациентов только 80 часов, а в остальное время смотрит тик-токи. Значит, загрузка врача — 50%.
-
Загрузка врачей клиники. В этом случае суммируют загрузку всех врачей клиники по графику и сравнивают показатель с общей загрузкой клиники. Например, врачи поставили себе на январь график в 880 часов, при этом отработали только 440 часов. Итого, загрузка врачей за январь — 50%.
Как может выглядеть таблица учета загрузки клиники ↓
↑ Суммировав загрузку врачей, можно узнать общую загрузку клиники и сравнить ее с планом
Обычно загрузка в реальности может быть меньше или больше по таким причинам:
-
нехватка кадров — у клиники нет стольких специалистов, чтобы работать с большей загрузкой;
-
администраторы не записали пациентов к врачу — пациент пропустил прием, отменил его или ему не напомнили о посещении;
-
врачи завышают время на прием, а по факту лечат или консультируют быстрее — чтобы заниматься своими делами. Например, пообедать или отдохнуть.
→ Загруженность сотрудников: как рассчитать и понять, что нужно сокращать штат
Как собрать оптимальный план по загрузке клиники
Оптимальный план по загрузке клиники считают, чтобы адекватно оценивать реальность — не ставить планов, которые невозможно выполнить. Для этого медцентры анализируют записи на прием, опрашивают врачей, собирают статистику, оптимизируют расписание, а также отслеживают выполнение плана и вносят в него корректировки.
Шаг 1. Проанализировать записи на прием
Клинике стоит понимать, с какими очередями, потоком пациентов и количеством врачей она работает. Для этого анализируют данные в CRM-системе о количестве записей к каждому врачу:
-
если записей к одному врачу слишком много, стоит нанять еще одного специалиста, чтобы закрыть спрос, либо ставить в расписание окна для перерыва;
-
если записей не хватает, клиника может работать над маркетингом — запустить акции, чтобы закрыть окошки в графике.
Шаг 2. Опросить врачей
Врачей опрашивают, чтобы узнать, сколько пациентов они могут принимать без ущерба для качества услуг, и принять какое-то решение. Например ↓
-
Врач хочет принимать больше пациентов, чтобы увеличить доход, — тогда увеличивают количество записей.
-
Врач работает в нескольких клиниках — в этом случае предлагают удобные часы, в которые он сможет принимать пациентов.
-
Врач только начал работать — ставят меньше пациентов, чтобы новичок не перегружался.
Шаг 3. Собрать статистику
Статистику за прошлые периоды собирают, чтобы узнать среднюю загрузку клиники и предсказать спрос. Это помогает спланировать загрузку, оттолкнувшись от твердых цифр. Здесь смотрят, сколько пациентов приходят в разные дни и в разное время года.
Для сбора статистики используют финмодель бизнеса — она помогает проанализировать воронки продаж, учесть коэффициент сезонности и проиграть разные сценарии. Например, как изменится загрузка клиники, если открыть новое направление или нанять еще нескольких врачей.
Скачать бесплатный шаблон финмодели можно здесь ↓
[FORM PRESET="I"-"Шаблон финмодели"/]
Подробнее:
Шаг 4. Оптимизировать расписание
Для этого анализируют время работы врачей и находят пиковые часы посещаемости. А потом распределяют нагрузку равномерно — чтобы избежать перегрузок, очередей, простоев и поддерживать качество обслуживания.
Шаг 5. Отслеживать выполнение плана и вносить корректировки
Дальше важно проверять, как идет работа по поставленному плану загрузки. Оценивать, есть ли недогрузки или перегрузки у врачей. И вовремя менять расписание, чтобы исправить ситуацию.
Например, следить за динамикой загрузки как конкретного врача, так и всей клиники ↓
↑ В феврале врач перевыполнил план по загрузке, но в марте, апреле и мае сработал ниже плана. Пора разбираться, что пошло не так
Пять способов увеличить загрузку клиники и врачей
Если показатель загрузки упал, то увеличить его можно пятью способами:
-
Поставить план главному врачу;
-
Контролировать время врача на пациента;
-
Поставить план администраторам;
-
Ввести должность куратора лечения (для стоматологий);
-
Использовать CRM-системы.
Способ 1. Поставить план главному врачу
Увеличить загрузку клиники можно через главного врача. Тот лучше других понимает, что происходит в медцентре, и может посмотреть на ситуацию сверху. Например, разобраться, с чем связана низкая или высокая нагрузка на клинику, а также вовремя ее корректировать.
Обычно главврачу ставят задачу по увеличению загрузки через мотивацию:
-
привязывают показатель загрузки к зарплате главврача;
-
устанавливают премию за выполнение плана.
Чтобы следить за загрузкой, главврач может анализировать данные из CRM-системы или гугл-таблиц. Вот как выглядит часть информационной панели главного врача, которую финансовый директор собрал из гугл-таблиц ↓
Способ 2. Контролировать время врача на пациента
Время врача на пациента стоит контролировать, чтобы не допускать провалов по времени приема. Обычно здесь работают через мотивацию врачей и ставят им KPI:
-
мотивацию понижают, если врач растягивает время приема;
-
мотивацию увеличивают, если врач работает с большей загрузкой и укладывается в время приема.
Но тут важно действовать аккуратно! Норма в 10 минут на прием пациенту — это не окей. В таком бизнесе качество услуг должно стоять на первом месте.
Способ 3. Поставить план администраторам
Администраторы клиники обзванивают клиентов, подтверждают записи и консультируют на ресепшене — все это влияет на то, сколько пациентов дойдет до приема. Поэтому от администраторов напрямую зависит загрузка врача и клиники. Здесь бизнесу стоит:
-
Обучать администраторов навыкам продаж и скриптам общения.
-
Разделять администраторов по зонам ответственности. Если один лучше обзванивает, а другому проще консультировать вживую, — их распределяют так, чтобы все работало на конверсию.
-
Поставить задачу по фиксации количества звонков, переписок и посещений пациентов. Например, заполнять табличку в конце рабочего дня — сколько пациентов обзвонили, сколько пришло, а сколько — нет. Это поможет бизнесу следить за конверсиями в посещения, которые тоже влияют на загрузку.
-
Ставить планы по конверсиям — какой процент подтвердили запись, сколько пришли на прием к врачу, сколько на повторные приемы и так далее. Тогда у администраторов будет мотивация увеличить количество посещений. В конце месяца конверсии администраторов сравнивают, чтобы находить провалы и улучшать коммуникацию с пациентами.
-
Ставить план по посещениям. В том числе по первичным. Для этого опять же используют мотивационные системы.
Способ 4. Ввести должность куратора лечения (для стоматологий)
Куратор лечения — это менеджер в стоматологии, который прописывает для клиента план лечения и продает комплексный пакет услуг. А еще он помогает пациентам записываться к врачам и напоминает о приемах.
Куратор экономит время клиента — ему не нужно помнить, когда к какому врачу записываться. А клинике куратор помогает увеличивать загрузку и средний чек.
Способ 5. Использовать CRM-системы
CRM-системы помогают клиникам следить за показателями, которые влияют на загрузку клиники:
-
время приема;
-
график врача и его реальная загрузка;
-
количество касаний с пациентом — переписки, звонки и обзвоны;
-
конверсии в прием и так далее.
↑ Отслеживая показатели, собственник медицинской клиники быстрее узнает о просадках в загрузке. А значит, оперативней примет решения об ее увеличении.
Как привлекать пациентов в клинику, чтобы загрузка была в норме
Чтобы привлекать пациентов в клинику, проводят бесплатные осмотры, запускают акции, обращаются в рекламные агентства и привлекают на работу врачей с базой клиентов.
Способ 1. Проводить бесплатные осмотры. Для этого клиники запускают дни открытых дверей, на которых гости могут пройти бесплатные осмотры у специалистов. Для этого собирают контакты, чтобы потом пригласить их на прием в клинику.
Способ 2. Проводить акции. Клиники делают скидки на первое посещение, собирают выгодные пакеты услуг и запускают скидки для членов одной семьи. Это помогает приводить в клинику новых клиентов, а также стимулировать их обращаться снова и не уходить в другой медицинский центр.
Способ 3. Обратиться в рекламное агентство. Специалисты помогут разработать фирменный стиль, запустить таргетинговую рекламу и поднять известность клиники. Или обновить сайт и поднять его в поисковой выдаче.
Способ 4. Привлечь на работу врача с базой клиентов. Часто врачи, переходя на работу в другую клинику, забирают с собой и пациентов. Если нанять такого врача, клиника может увеличить поток новых клиентов.
Подробнее → Как стоматологии зарабатывать больше: на основе опыта клиентов НФ
Как увеличить загрузку клиники: в двух словах
-
Загрузка клиники — это показатель количества пациентов, которые приходят на прием. Показатель считают от максимально возможного количества пациентов, которых может обслужить клиника.
-
Чтобы собрать оптимальный план по нагрузке, медцентры анализируют записи на прием, опрашивают врачей, собирают статистику, оптимизируют расписание и следят за выполнением плана.
-
Для увеличения загрузки клиники ставят план главному врачу и администраторам, контролируют время врача на пациента, вводят должность куратора лечения и используют CRM-системы.
-
Чтобы привлечь пациентов в клинику, можно проводить бесплатные осмотры, запускать акции, обращаться в рекламные агентства и привлекать на работу врачей с базой клиентов.
Поможем увеличить загрузку клиники
Финдиры НФ умеют работать с финансами медцентров и стоматологий. Они знают, как увеличить выручку, сократить расходы и получать регулярные дивиденды. Вот как они уже это делали:
Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от кафе, ресторанов, стоматологий до айти- и строительных компаний. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов.
Самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-встреча. Она бесплатная и ни к чему не обязывает ↓
Комментарии