Онлайн-практикум по финуcheту
28.02.2025
Стратегия
Все статьи

Scrum: как выстроить работу по спринтам и повысить эффективность команды

Надя Скобелева
Надя Скобелева
Руководитель отдела дизайна НФ
Андрей Чернышев
Андрей Чернышев
Директор по запуску продуктов в Нескучных финансах
Андрей Чернышев
Юлия Веремеенко
Редактор
Scrum: как выстроить работу по спринтам и повысить эффективность команды
  • 408

Scrum (Скрам) — это методика, которая помогает командам работать более гибко и эффективно, разбивая задачи на короткие этапы — спринты. Изначально подход придумали для айтишников, но сейчас его применяют в самых разных сферах. Тоже хотите попробовать? Тогда читайте дальше.

В статье мы подробно разобрали всё, что нужно знать о методике Scrum: её принципы, состав команды, ключевые события и артефакты. А в конце вас ждут ответы на частые вопросы, которые помогут разобраться в методике ещё глубже.

Содержание

Принципы и ценности Scrum

Кто входит в Scrum-команду

События в Scrum: как работает команда

Артефакты Scrum: что включают

Как определить, подходит ли вам методика Scrum

Какие есть преимущества и недостатки у Scrum

Scrum: частые вопросы собственников

Scrum: в двух словах

Поможем проконтролировать бюджеты на новые проекты

Принципы и ценности Scrum

В руководстве по Scrum выделяют три принципа: 

→ Прозрачность — открытый обмен информацией между участниками, который позволяет всем понимать текущий статус проекта.

→ Инспекция — регулярная проверка: что удалось сделать, какие возникли трудности и что можно улучшить.

→ Адаптация — гибкое изменение планов и задач, если появляются новые вводные или в ответ на обратную связь.

Но это ещё не всё! Давайте погрузимся в другие ключевые принципы Scrum, которые вытекают из сути методики:

→ Итеративность — проект делится на короткие этапы (спринты), и по завершении каждого из них есть какой-то результат, с которым можно двигаться дальше.

→ Самоорганизация — каждый участник берёт на себя ответственность за свою часть работы, а вместе члены команды решают, как лучше всего двигаться к общей цели.

→ Обратная связь — регулярные встречи и ретроспективы позволяют команде оценить проделанную работу, выявить слабые места и адаптировать процессы.

→ Фокус на ценности — важно направлять усилия на те задачи, которые реально важны для бизнеса и пользователей, и стараться минимизировать работу, которая не приносит ощутимой пользы.

→ Непрерывное улучшение — команда всегда ищет способы улучшить свои процессы, ускорить работу, повысить качество и улучшить взаимодействие, чтобы стать ещё продуктивнее.

Что касается ценностей Scrum, то они универсальны ↓

Кто входит в Scrum-команду

↑ Как видно на картинке, роли в Scrum-команде такие:

  • Владелец продукта (Product Owner) — стратег, который формирует видение продукта, расставляет приоритеты и гарантирует, что команда осознаёт цели и ожидаемые от них результаты. В идеале он также отвечает за финансовую отчётность, бюджет и экономику проекта, поскольку только на основе точных цифр можно ставить важные для бизнеса цели и приоритизировать задачи.

  • Scrum-мастер (Scrum Master) — человек, который следит, чтобы принципы Scrum соблюдались на практике, устраняет барьеры и постоянно ищет пути для оптимизации рабочих процессов.

  • Разработчики (Developers) — команда профессионалов, которая создаёт продукт. Каждый из них выполняет свою часть работы, чтобы в итоге получился качественный результат.

Пусть вас не смущает название «Разработчики» — сюда могут входить не только IT-специалисты, но и все, кто необходим для создания продукта. Например, маркетологи, продажники, аналитики, дизайнеры или кто-то ещё.

Обычно Scrum-команда состоит максимум из 10 человек: один Scrum-мастер, один владелец продукта и небольшая команда разработчиков. Такое ограничение по численности важно для большей манёвренности команды. 

Если же ваша команда разрослась до внушительных размеров, стоит подумать о её разделении на несколько автономных Scrum-групп. Так они смогут продолжить совместную работу над одним продуктом, но в более компактных составах.

Пример Scrum-команды в маркетинговом агентстве 

Scrum-мастер — держит ритм команды, устраняет любые преграды на пути к результату и следит, чтобы Scrum не превращался в хаос, а помогал работать слаженно и эффективно. 

Владелец продукта — задаёт стратегический вектор, переводит желания клиентов в конкретные задачи, отвечает за бюджет и следит, чтобы каждая инициатива приносила бизнесу реальную пользу. 

Команда маркетологов (5 человек): 

Контент-маркетолог — отвечает за наполнение контентом: пишет статьи, сценарии, придумывает креативные концепции. 

Таргетолог — настраивает и оптимизирует рекламу, анализирует показатели эффективности и корректирует стратегию продвижения. 

SEO-специалист — занимается поисковой оптимизацией, подбирает ключевые слова и следит за позициями сайта в выдаче. 

Дизайнер — создаёт визуальные материалы: баннеры, презентации, макеты для соцсетей и рекламы. 

Аналитик — оценивает результаты кампаний, находит точки роста и помогает команде принимать обоснованные решения.

С владельцем продукта и разработчиками теперь всё более-менее понятно, а кто может стать Scrum-мастером? Обычно на эту роль выбирают человека с опытом управления командами — например, тимлида, проджект-менеджера или аналитика, если у них есть понимание Scrum и желание помогать команде.

В целом роль Scrum-мастера подходит тому, кто:

  • Разбирается в Scrum — ориентируется в принципах, ролях и лучших практиках методологии.

  • Умеет выстраивать процессы — сможет обеспечить слаженную работу команды и быстро решать возникающие проблемы.

  • Обладает хорошими коммуникативными навыками — поддерживает открытые обсуждения, взаимодействует со многими сотрудниками и умеет мотивировать команду.

  • Направляет, а не приказывает, — Scrum-мастер выступает не как начальник, а как наставник.

  • Готов защищать команду — позаботится о том, чтобы никто не мешал работе и процесс не тормозился.

В России часто совмещают роли владельца продукта и Scrum-мастера. Это вполне допустимо, если не хочется назначать отдельного человека. Главное условие — владелец продукта должен отлично разбираться в принципах Scrum, чтобы эффективно совмещать эти роли.

События в Scrum: как работает команда

События в Scrum — это ключевые моменты, когда команда собирается для обсуждения работы, планирования спринтов или анализа результатов. Всего таких событий пять.

Разберём каждое событие и проведём аналогию с путешествием, чтобы всё стало ещё понятнее ↓

1. Спринт (Sprint) — период от 1 до 4 недель, когда команда фокусируется на выполнении конкретных задач и продвижении проекта. В конце каждого спринта должен быть результат, который соответствует поставленным целям. При этом только владелец продукта может отменить спринт, если его цель становится неактуальной.

Аналогия с путешествием: спринт — это маршрут, который вы проходите за определённое время, будь то неделя или месяц.

2. Планирование спринта (Sprint Planning) — встреча, на которой команда формулирует цели на предстоящий спринт и выбирает задачи для выполнения. Чтобы спланировать спринт, важно ответить на три вопроса: какую ценность принесёт спринт, какие задачи команда сможет выполнить и каким будет подход к их решению. В итоге должен получиться чёткий план на спринт.

Аналогия с путешествием: сначала надо запланировать, куда поедете, — это и есть планирование спринта. То есть решить, какие места хотите посетить, какие активности включить в программу и какие важные остановки сделать по пути.

3. Ежедневный скрам (Daily Scrum) — короткая, но важная встреча команды, которая проводится каждый день и длится всего 15 минут. На ней участники делятся тремя моментами: что было сделано вчера, какие задачи стоят на сегодня и какие есть трудности. Причём высказаться должны все члены команды. Отмолчаться не выйдет.

Аналогия с путешествием: ежедневные встречи — как краткие остановки по пути, когда вы проверяете, всё ли хорошо, не сбились ли с курса и не заблудился ли кто-то в команде.

4. Обзор спринта (Sprint Review) — встреча по итогам спринта, на которой команда показывает результат работы заинтересованным сторонам. Плюс обсуждает, что было сделано и как это соотносится с изначальными планами и целями. Если сам спринт длился месяц, то максимальная продолжительность встречи для его обзора — 4 часа. А для более коротких спринтов встречи обычно проходят быстрее.

Аналогия с путешествием: обзор спринта — более длительная остановка, когда вы оцениваете, сколько всего удалось увидеть и сделать в поездке.

5. Ретроспектива спринта (Sprint Retrospective) — встреча, на которой команда анализирует, как прошёл спринт, и обсуждает, что можно улучшить в следующем, чтобы работать эффективнее. Ретроспектива спринта длится максимум 3 часа. За это время команда решает, что и как можно улучшить, а потом быстро внедряет самые важные изменения в процесс — чтобы следующие спринты прошли ещё лучше.

Аналогия с путешествием: ретроспектива — это как раз итог путешествия, когда команда собирается и обсуждает, что удалось, что можно было бы улучшить и как сделать следующий маршрут ещё более удобным и увлекательным.

Артефакты Scrum: что включают

Артефакты нужны, чтобы хранить и передавать информацию о процессе создания продукта. В Scrum есть три главных артефакта ↓

Артефакт 1. Бэклог продукта (Product Backlog) — динамичный список всех задач, требований и функций, которые нужны для разработки продукта. Такой бэклог постоянно обновляется и приоритизируется в зависимости от актуальных бизнес-целей. Задачи, которые команда может завершить за один спринт, считаются готовыми к планированию.

В бэклоге также прописывают цель продукта (Product Goal) — конечный результат, к которому стремится команда. А все остальные элементы внутри — это шаги, которые надо сделать для достижения цели.

Как финансы влияют на целеполагание и приоритизацию в Scrum? 

В Scrum цели и приоритеты — это основа всего. Но чтобы правильно поставить цели и приоритизировать задачи в бэклоге, нужно понимать экономику проекта. 

В идеале владелец продукта должен отвечать за бюджет, чтобы все задачи в бэклоге были основаны на реальных цифрах. Если же владелец продукта не вникает в финансы, приоритеты становятся субъективными, и это может привести к потере времени и денег. Команде будет сложно понять, какие задачи реально двигают бизнес вперёд, а какие — нет.

Артефакт 2. Бэклог спринта (Sprint Backlog) — это список задач, которые команда выбрала для выполнения в текущем спринте. Эти задачи она берёт из общего списка — в бэклоге продукта. 

Бэклог спринта включает не только сами задачи, но и план их выполнения. По мере работы бэклог спринта может изменяться и обновляться.

Артефакт 3. Инкремент (Increment). Так называют результат работы команды в конце спринта. В идеале инкремент — версия продукта, которая уже готова к использованию или демонстрации. При этом важно, чтобы инкремент соответствовал всем стандартам качества для продукта.

В итоге весь процесс работы в Scrum будет выглядеть вот так ↓

Как определить, подходит ли вам методика Scrum

Чтобы разобраться, стоит ли использовать Scrum для вашего проекта, задайте себе несколько вопросов:

  1. Нужна ли гибкость? Если ваш проект часто меняется или появляются новые требования, Scrum — это как раз то, что вам нужно. Метод позволяет легко подстраиваться под изменения.

  2. Есть ли команда, готовая работать самостоятельно? Лучше всего Scrum действует тогда, когда люди в команде готовы брать на себя ответственность и решать задачи без постоянного контроля. Если ваша команда способна быть более самостоятельной, это точно плюс.

  3. Можно ли разбить проект на этапы (спринты)? Scrum идеально подходит для проектов, которые можно разделить на несколько небольших циклов работы. Если в вашем проекте есть место для регулярных проверок и корректировок, Scrum будет отлично работать.

  4. Сложный ли ваш проект? Если проект требует много взаимодействия между людьми и координации, Scrum подойдёт как нельзя лучше. Но если проект не такой сложный, может быть, стоит поискать другие методы управления.

  5. Нужна ли регулярная обратная связь? В Scrum важна постоянная обратная связь от заказчиков и всех заинтересованных сторон. Если проект требует обсуждений и корректировок по ходу работы, эта методика будет полезна.

  6. Готова ли команда к улучшениям? В Scrum команда регулярно обсуждает, как можно улучшить процесс работы. Если ваша команда открыта для изменений и всегда ищет пути для роста, это отличный знак.

Если на все вопросы ответили «Да», смело берите методику на вооружение. А если на какие-то вопросы ответили «Нет», будьте готовы к тому, что процесс может буксовать. Но не переживайте! В любом случае можно хотя бы попробовать Scrum, и если результата не будет — отказаться от методики.

Пример: Scrum-команда работает над обновлением сайта компании. Владелец продукта Иван решает, что важно внедрить новые поисковые возможности и улучшить мобильную версию сайта. Scrum-мастер Наталья организует ежедневные созвоны, помогает команде оставаться на связи и устраняет препятствия, такие как неполные задания и различные недопонимания. 

Разработчики Илья и Марина программируют новый функционал, а дизайнер Анна работает над улучшением интерфейса. Тестировщик Катя проверяет, как сайт отображается на разных устройствах. 

Каждые две недели команда проводит спринт, по результатам которого её члены демонстрируют Ивану, что успели сделать. После этого устраивают ретроспективу, на которой обсуждают, что получилось, а что можно сделать лучше в следующем спринте. 

Так за несколько месяцев работы и нескольких спринтов сайт постепенно улучшается. И самое главное — всё остаётся гибким: если появляются новые требования, команда может быстро адаптироваться и внести изменения.

Какие есть преимущества и недостатки у Scrum

Основные плюсы и минусы Scrum смотрите в таблице.

Преимущества

Недостатки

Минимум бюрократии и бумажной волокиты

Сложности в балансировании между длиной спринта и качеством работы

Маленькая команда, где каждый — профессионал

Не подходит для команд, где больше 10–15 человек

Кросс-функциональность команды, где у каждого своя роль

Сложности в подборе сплочённой команды

Вовлечённость команды в процесс и самоорганизация сотрудников

Необходимость обучать сотрудников методике Scrum

Гибкость и быстрая реакция на изменения

Потери времени, если из команды выбывает один из участников

Прозрачность работы за счёт активного обмена информацией

Необходимость в регулярном общении

Постоянный пересмотр процессов для их улучшения

Риск перегрузки и выгорания команды

Фокус на задачах

Возможное сопротивление команды

Scrum: частые вопросы собственников

image

Эксперт Надежда Скобелева

Руководитель отдела дизайна НФ

В чём разница между Scrum, Agile и Kanban? 

Scrum — это методология, в основе которой лежат спринты и разделение на чёткие роли. Agile — более общая философия, которая основывается на гибкости в работе. А Kanban — это система для визуализации задач.

Обычно Scrum используют в паре с Kanban — это называется Scrumban. Так Scrum задаёт структуру работы с помощью спринтов, а Kanban помогает визуализировать задачи и отслеживать прогресс.

Коротко о главных отличиях 

Agile — общий подход к гибкому управлению. 

Scrum — один из подходов Agile с работой в спринтах. 

Kanban — способ наглядно управлять задачами, в том числе в Scrum.

Как внедрить методику Scrum и оценить её эффективность?

Чтобы методика Scrum прижилась в вашей компании, на первом этапе нужно будет постараться. Вот примерный алгоритм, как внедрить Scrum:

  1. Организовать обучение команды. Обучите всех участников методологии Scrum: объясните роли, расскажите о событиях и артефактах. Регулярно проводите тренировки и обсуждения, чтобы углубить понимание Scrum и улучшить командное взаимодействие.

  2. Назначить роли. Определите, кто будет Scrum-мастером, кто возьмёт на себя роль владельца продукта, а кто будет частью команды разработчиков. Каждая роль имеет свои обязанности, и важно чётко их разграничить.

  3. Создать и организовать бэклоги. Составьте бэклог продукта — список всех задач, которые нужно выполнить, и бэклог спринта — задачи на один спринт. Так вы сможете увидеть приоритеты и понять, что нужно делать в первую очередь.

  4. Запустить первый спринт. Начните с короткого цикла — например, с недельного спринта. Планируйте задачи, проводите ежедневные встречи, потом организуйте обзор спринта и завершите всё ретроспективой.

Теперь давайте разберём, по каким метрикам можно оценить эффективность Scrum:

→ Регулярные ретроспективы. После каждого спринта устраивайте ретроспективы, чтобы понять, что работает хорошо, а что стоит подкорректировать.

→ Обратная связь от команды. Получайте честную обратную связь от всех участников. Как они оценивают свою роль, взаимодействие с коллегами и процессы? Важно также следить за вовлечённостью и удовлетворённостью команды.

→ Скорость выполнения задач. Измеряйте, как быстро выполняются задачи, например, в часах. Так вы сможете отслеживать производительность команды и увидеть, насколько эффективен Scrum.

→ Качество продукта. Оцените, насколько лучше стал продукт после внедрения Scrum.

Что такое Scrum-доска?

Scrum-доска — инструмент, который помогает команде следить за задачами по методологии Scrum. На такой доске фиксируют, что предстоит сделать, что сейчас в работе и что уже завершено. Всё это с учётом спринтов.

Сама Scrum-доска может быть как физической (доска со стикерами на стене), так и цифровой. Например, в Bitrix24 есть встроенная Scrum-доска, где можно легко создавать задачи в рамках спринтов, назначать исполнителей, отслеживать статусы и обновлять информацию.

Как Scrum применять удалённым командам?

Scrum идеально подходит удалённым командам. Ведь когда нет возможности встречаться лично, важно постоянно держать руку на пульсе и обсуждать ключевые моменты сразу. Здесь как раз помогут события Scrum: встречи, планирования, обзоры и ретроспективы.

Главное в Scrum для удалённых команд — соблюдать ритм встреч и открыто обсуждать любые сложности. Тогда команда будет работать эффективно, даже находясь в разных часовых поясах. А цифровые Scrum-доски, например, в Bitrix24, упростят вам координацию и обеспечат прозрачность работы.

Какие есть главные заблуждения о Scrum?

Заблуждение 1. В Scrum нет планирования. Это миф. В Scrum нет жёсткого подхода к планированию. Планы скорее напоминают желе — они гибкие и могут меняться по ходу дела, в зависимости от новых требований или корректировок в проекте.

Заблуждение 2. Scrum — это только для IT-проектов. На самом деле Scrum можно успешно применять в самых разных сферах: дизайне, маркетинге, производстве и др. Главное здесь — возможность разбивать работу на небольшие итерации и адаптировать процессы под изменения.

Заблуждение 3. Scrum не подходит для долгосрочных проектов. Наоборот, Scrum идеально подходит для длительных проектов. Разделение крупных пластов работы на спринты позволяет постоянно отслеживать прогресс, вносить коррективы и адаптировать планы по мере изменений. 

Заблуждение 4. Scrum — это решение всех проблем. Scrum — это мощный инструмент, но не панацея от всех проблем. Метод помогает лучше управлять изменениями, улучшать коммуникацию и ускорять процесс работы, но для успешного внедрения также нужно учитывать другие аспекты. Например, культуру компании, подготовку команды и поддержку со стороны руководства.

Как избежать перегрузки команды в спринтах?

Дадим несколько базовых рекомендаций: 

  1. Ставьте реалистичные цели. Оцените время, которое нужно для выполнения задач, на основе опыта команды. Помните, что чрезмерно амбициозные цели могут привести к перегрузке и разочарованию.

  2. Отслеживайте обратную связь от команды. Если команда сообщает о перегрузке, не откладывайте изменения в планах — вносите корректировки сразу.

  3. Равномерно распределяйте задачи внутри команды. Не должно быть так, что кто-то работает до изнеможения, а кто-то просто сидит без дела.

  4. Обеспечьте разнообразие задач. Постарайтесь разделить работу так, чтобы у каждого была возможность переключаться между разными видами деятельности. Это поможет избежать ощущения монотонности.

  5. Не забывайте про отдых. Предоставляйте команде время для восстановления сил. Возможно, придётся делать перерывы между спринтами. 

  6. Регулярно пересматривайте приоритеты. Если задачи теряют актуальность, пересматривайте их приоритетность, чтобы избежать перегрузки команды ненужными делами.

Scrum: в двух словах

  • Scrum — это методика, которая помогает командам быть гибкими и продуктивными, разбивая работу на короткие этапы — спринты. Хотя метод изначально был создан для IT-проектов, сейчас его активно применяют и в других сферах.

  • Лучше всего, чтобы в команде было максимум 10 человек: один Scrum-мастер, один владелец продукта и команда разработчиков, которые непосредственно занимаются продуктом. В России, кстати, часто совмещают роли владельца продукта и Scrum-мастера — это допустимо.

  • События в Scrum играют ключевую роль — именно на них команда встречается для планирования, анализа проделанной работы и постановки новых целей. Всего таких событий пять: спринт, планирование спринта, ежедневные встречи, обзор спринта и ретроспектива.

  • Артефакты — это важные элементы, которые помогают структурировать информацию о ходе разработки. В Scrum они включают бэклог продукта, бэклог спринта и инкремент.

  • Scrum-доска — визуальный инструмент, который помогает команде отслеживать прогресс по задачам. На ней всегда видно, что нужно сделать, что в процессе и что уже завершено. Всё это с учётом спринтов.

Поможем проконтролировать бюджеты на новые проекты

Финдиры НФ знают, как оптимизировать расходы, увеличить прибыль и помочь бизнесу реализовать амбициозные планы.

Вот как мы уже помогли другим компаниям:

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир Нескучных финансов решает задачи компаний, — это онлайн-экскурсия ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс