Онлайн-практикум по финуcheту
21.07.2021
Деньги и прибыль
Все статьи

Распределение косвенных расходов: почему нельзя считать чистую прибыль по направлениям бизнеса

Екатерина Яхонтова
Финансовый директор Нескучных финансов
Анна Стрежнева
Анна Стрежнева
Финансовый директор Нескучных финансов
Наталья Бехтерова
Наталья Бехтерова
Редактор
Наталья Бехтерова
Илья Еремин
Редактор
Распределение косвенных расходов: почему нельзя считать чистую прибыль по направлениям бизнеса
  • 3155

Когда в бизнесе несколько направлений или точек, руки чешутся посчитать чистую прибыль по каждому из них. Вот только так делать нельзя. Это искажает результат, так как косвенные расходы нельзя напрямую отнести к какому-то направлению или точке продаж. В этой статье объясняем, почему — и рассказываем, как на самом деле правильно оценивать эффективность направлений. Слово финдиректору.

Обновили статью в ноябре 2024 года. Рассказали, почему нельзя считать чистую прибыль по разным направлениям или точкам без косвенных расходов.

Содержание:

Косвенные расходы: что это и чем они отличаются от прямых 

Для примера возьмем кофейню

Что будет, если распределить косвенные расходы между направлениями

Что произошло 

Как правильно посчитать косвенные расходы, чтобы оценить эффективность точек

Что делать, если вы хотите себе в бизнес финдира, который просто возьмет и все правильно настроит

Косвенные расходы: что это и чем они отличаются от прямых

Косвенные расходы — полная противоположность прямым, так как их нельзя отнести только к одному из направлений бизнеса. К косвенным расходам относятся: зарплата маркетолога, реклама всего бренда сразу, аренда центрального офиса и административный персонал. Их никак не поделить, ведь все эти расходы связаны с работой над всеми точками или направлениями бизнеса. Значит, расход косвенный.

Основное отличие от прямых — если расход нельзя отнести к какому-то конкретному направлению, точке продаж или филиалу, значит, он косвенный.

Для примера возьмем кофейню

Чтобы вам было понятнее, разбирать будем на примере простого бизнеса — кофейни, у которой три точки по городу. Собственник хочет оценить прибыльность каждой из них, начинает считать чистую прибыль по направлениям, тут прихожу я, одергиваю и начинаю объяснять, почему это атата.

Что будет, если распределить косвенные расходы между направлениями

Представим, что мы все-таки посчитали чистую прибыль по каждой кофеточке. Упрощенно, у нас получится что-то вроде такого отчета ↓

Например, есть сеть кофеен. Ее прямыми расходами будут те, которые легко отнести к каждой конкретной кофейне: зарплаты маркетолога и бухгалтера. Но их сложно отнести к какой-либо кофеточке. Маркетолог настраивает рекламу на все точки сразу, а бухгалтер по всем точкам сдает отчетность в налоговую. Это одна работа, а не три разных.

Наш герой просто «размазал» эти расходы поровну между точками. Иногда еще пытаются посчитать, а сколько времени тратит маркетолог, настраивая таргет на Одинцовский район, а сколько на Митино — и размазывают зарплаты соответственно трудозатратам.

Почему ничего размазывать не надо, нам объяснит простой мысленный эксперимент. Представим, что кофе-барон открыл еще две точки. Смотрим цифры ↓

Что произошло

Теперь зарплаты маркетолога и бухгалтера размазываются не на три, а на пять точек. И происходит чудо: 1 и 3 точки увеличивают прибыль, а 2 точка героически избавляется от убытка и тоже становится прибыльной.

Еще раз: мы просто открыли две точки в других районах города, в работе 1-3 вообще ничего не изменилось. Как работали, так и работаем: тот же бариста, тот же кофе, то же количество продаж. А прибыль выросла.

Теперь собственник знает: если нужно увеличить прибыль старых точек — открывай новые. Как тебе такое, Илон Макс?! Не учили тебя такому в твоей Америке.

Как правильно посчитать косвенные расходы, чтобы оценить эффективность точек

Когда у бизнеса несколько направлений, ему нужно делить расходы на прямые и косвенные.

  • Прямые расходы — это те, которые относятся к конкретному направлению. Например, аренда конкретной кофеточки или зарплата бариста, который работает только на этой точке. Если непонятно, куда отнести расход, то он не прямой.
  • Косвенные расходы — это те, которые не относятся ни к одному из направлений. Например, зарплаты административных сотрудников, покупка лицензий, аренда центрального офиса. Если вам хочется размазать расход, то он косвенный.

Наш герой ошибся в том, что начал размазывать косвенные расходы по направлениям бизнеса, из-за чего исказил результат. Нужно было по-другому: разделить расходы на прямые и косвенные и оценивать эффективность точек по валовой прибыли ↓

***

У направлений прибыль может быть только валовая — и она не включает в себя косвенные расходы. Считайте выручку по направлениям, вычитайте из нее прямые расходы и сравнивайте направления по рентабельности. Наименее рентабельные направления нужно улучшать или закрывать, наиболее рентабельные — любить и охранять.

И только потом добавляйте косвенные расходы для подсчета чистой прибыли по всей компании.

Что делать, если вы хотите себе в бизнес финдира, который просто возьмет и все правильно настроит

Выход один: начать работать с нашим финдиректором на аутсорсе. Он внедрит вам все необходимые отчеты и будет помогать использовать цифры для принятия прибыльных управленческих решений.

Работа с нами полностью в онлайне. Если вам это нужно, лучший первый шаг — это знакомство. Проведем встречу по Скайпу, на ней покажем систему учета, которую можем сделать вам.

Полезные материалы по теме:

Виды прибыли и способы расчета

Планирование чистой прибыли: как это делать в любом бизнесе

Анализ рентабельности: как объективно взглянуть на финансы бизнеса


Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс