Чтобы бизнес был успешным, он должен меняться и адаптироваться под те перемены, что происходят вокруг. Появляются новые формы оплаты, способы доставок, виды упаковок — всё нужно пробовать и внедрять. Такие перемены можно назвать трансформацией, и без этого — никуда, особенно в условиях кризиса.
Содержание
Бизнес-модель компании: виды, задачи, структура
Как определить эффективность бизнес-модели
Зачем компании менять бизнес-модель
Успешные стратегии трансформации бизнес-модели в условиях кризиса
Трансформация бизнес-модели: частые вопросы собственников
Трансформация бизнес-модели: в двух словах
Поможем оценить эффективность бизнеса и найти новую нишу
Бизнес-модель компании: виды, задачи, структура
Бизнес-модель — это схематичное описание бизнеса, с помощью которого компания продумывает, как будет привлекать клиентов, продавать продукт и зарабатывать деньги. Чтобы было легче разобраться, вот несколько видов бизнес-моделей:
-
закупка товаров на «Садоводе» и продажа их на маркетплейсе;
-
ларек на рынке;
-
дистрибуция товаров зарубежного бренда и оптовая торговля в России;
-
собственные розничные магазины, которые принадлежат производству по пошиву одежды;
-
программа франчайзинга торговой сети.
Всё это ↑ разные бизнес-модели, то есть разные способы зарабатывать деньги в бизнесе.
В работе над бизнес-моделью важно продумать и описать процессы, с помощью которых компания будет привлекать клиентов и реализовывать продукт. При этом бизнес-модель не стоит выдумывать: сначала нужно изучить рынок и выстроить карту пути клиента, чтобы понимать, как люди могут соприкасаться с компанией.
Нет универсальной структуры, по которой нужно описывать бизнес-модель. Как вариант можно использовать схему бизнес-теоретиков Александра Остервальдера и Ива Пинье. Она состоит из девяти пунктов:
-
виды деятельности;
-
ключевые ресурсы;
-
ключевые партнеры;
-
ценностное предложение для клиентов;
-
сегменты клиентов — целевая аудитория;
-
каналы привлечения и удержания клиентов;
-
затраты и источники дохода.
По сути это канва, на которую можно ориентироваться, продумывая бизнес-модель. Все элементы этой схемы вытекают друг из друга и взаимосвязаны:
Чтобы сформировать бизнес-модель по схеме Александра Остервальдера и Ива Пинье, нужно самому себе ответить на вопросы по каждой группе. Вот некоторые из них:
-
кто мои партнеры;
-
чем я могу быть полезен клиентам;
-
кто мои самые важные клиенты;
-
какие каналы сбыта мне доступны;
-
какие каналы самые эффективные.
Задавая себе как можно больше вопросов по каждому блоку и записывая ответы, можно сформировать концепцию бизнес-модели.
Как определить эффективность бизнес-модели
Выше мы приводили примеры бизнес-моделей, но у каждой компании она будет своя, уникальная. Даже у двух предпринимателей, торгующих на Озоне солнцезащитными очками, модели могут быть разными.
К примеру, один предприниматель делает заказ в Китае под собственным брендом, сам привозит товар в Россию и продает со своего склада. А другой заказывает готовый товар из Турции с доставкой на склад посредника, там товар упаковывают и передают на склад маркетплейса.
Это две разные бизнес-модели, хотя и там, и там — торговля очками. Поэтому нельзя оценивать эффективность своей модели, просто сравнивая себя с другими. В первую очень нужно смотреть на внутренние показатели:
-
Рентабельность собственного капитала, или ROE, — показывает, насколько эффективно работают вложенные в бизнес деньги. Может оказаться, что выгоднее положить деньги на банковский депозит. И в этом плане бизнес-модель нежизнеспособна, потому что проигрывает в доходности даже банкам. Эффективность бизнеса: измерить и оценить.
-
Стоимость привлечения клиента, или CAC, и сколько денег приносит клиент, или LTV, — сравнение CAC и LTV покажут, окупаются ли вложения в привлечение клиента или компания тратит больше, чем зарабатывает. Эти показатели важны, чтобы оценить эффективность бизнес-модели, ведь если вложения в клиента не окупают себя, модель не работает. Основные показатели юнит-экономики и Расчет юнит-экономики для маркетплейсов.
-
Размер чистой прибыли — показывает, эффективно ли компания использует свои ресурсы. В качественной бизнес-модели все расходы компании помогают генерировать прибыль, если же чистая прибыль проседает, значит, от выручки бизнеса собственнику практически ничего не остается.
Показатели обычно отслеживают в динамике, и если они постоянно падают, то пора задуматься, что не так делает компания и эффективна ли вообще текущая бизнес-модель.
Зачем компании менять бизнес-модель
Бизнес-модель создают или меняют в трех случаях:
-
при открытии нового бизнеса — чтобы понять, как зарабатывать;
-
когда рынок стагнирует или падает — чтобы адаптироваться к внешним переменам;
-
если возникли проблемы в существующей компании — чтобы успеть перестроиться.
В условиях кризиса второй и третий пункт самые важные: быть предпринимателем — как раз и означает успевать адаптироваться к постоянно меняющимся обстоятельствам и менять свою бизнес-модель, чтобы продолжать работать.
Если на рынке сформировались новые условия, а собственник продолжает работать в рамках старой, неэффективной бизнес-модели, то такая компания может очень быстро разориться.
Успешные стратегии трансформации бизнес-модели в условиях кризиса
Трансформация бизнес-модели может быть как масштабной, так и небольшой.
Например, компания может перестроиться с оптовых продаж на розничные, и это будут значительные перемены. Или изменить способ оплаты и, допустим, начать принимать платежи с иностранных карт — это тоже трансформация, но менее масштабная.
В обоих случаях происходят перемены в цепочке внутренних процессов, которые, в свою очередь, перестраивают работу с продуктом и взаимоотношения с клиентами.
Пример 1. Транспортная компания специализировалась на доставке грузов по России: у нее был свой автопарк и много клиентов. Во время кризиса компания решили создать свою информационную систему — платформу, на которой можно собирать заказы и перепродавать контракты субподрядчикам. Новое направление стало приносить доход. Если доставка грузов своим транспортом постоянно требовала вложений, например, в ремонт транспорта, и расходы забирали на себя большую часть выручки, то платформа требовала меньше вложений и в процентном соотношении к выручке генерировала куда больше прибыли.
Пример 2. Кофейня работала три года на одном месте: туда ходили одни и те же клиенты, выручка была стабильной. Во время пандемии клиентов стало меньше, доход значительно упал. Собственник решил сменить бизнес-модель: стал молоть в заведении зерна кофе и доставлять на дом свежемолотый кофе. Заказчиками стали постоянные клиенты — любители кофе.
Пример 3. Бренд нижнего белья отдавал пошив вещей на аутсорсинг. Это было выгодно, пока прежнее производство не закрылось, а новые потенциальные цехи стали просить за пошив чуть ли не в два раза больше.
Тогда собственница решила трансформировать бизнес-модель и сделать свою мастерскую. Это дополнительные расходы, но она просчитала с помощью финмодели, что вложения окупятся и в итоге в таком формате компания начнет зарабатывать больше, чем раньше. Плюс появится возможность чаще тестировать дизайнерские идеи и лучше следить за качеством.
Трансформация бизнес-модели: частые вопросы собственников

Эксперт Светлана Евстафьева
Финдир НФ
Нужно ли сообщать об изменении бизнес-модели сторонам договора?
Если изменения бизнес-модели никак не влияют на исполнение условий договора, тогда не нужно. Если же изменения в бизнес-модели повлекут за собой, к примеру, перемены в сроках поставок или оплаты — это важно обсудить с контрагентами и обновить договоры.
Чем отличается бизнес-модель от стратегии бизнеса?
Бизнес-стратегия — это общий план работы компании на рынке, тогда как бизнес-модель — конкретная форма действий. Одна бизнес-стратегия может включать несколько моделей, по которым компания планирует работать.
Например, стратегия — выйти на IPO и так привлечь деньги инвесторов, а бизнес-модель — сеть розничных магазинов, которые будут популярны у людей, чтобы те хотели покупать акции этой сети.
Ключевые ошибки, которые допускают собственники при трансформации бизнес-модели?
По опыту, самая большая ошибка — попытка резко зайти в абсолютно новую бизнес-модель. Подобные перемены обычно требуют больших ресурсов, терять которые в условиях кризиса рискованно.
Кроме этого, некоторые предприниматели занимаются не трансформацией бизнес-модели, а перетасовкой существующей структуры компании: например, вводят новые подразделения, бесконечно меняют регламенты работы. При этом на саму бизнес-модель подобные действия никак не влияют, а значит — результатов не дают.
Трансформация бизнес-модели: в двух словах
-
Бизнес-модель — это схематичное описание бизнеса, с помощью которого компания продумывает, как будет привлекать клиентов, продавать продукт и зарабатывать деньги.
-
Закупка товаров на «Садоводе» и продажа их на маркетплейсе, ларек на рынке, дистрибуция товаров зарубежного бренда и оптовая торговля им в России — это всё бизнес-модели.
-
В работе над бизнес-моделью важно продумать и описать процессы, с помощью которых компания будет привлекать клиентов и реализовывать продукт.
-
Нет универсальной структуры, по которой нужно описывать бизнес-модель. Как вариант можно использовать схему бизнес-теоретиков Александра Остервальдера и Ива Пинье.
-
В условиях кризиса важно успевать адаптироваться к постоянно меняющимся обстоятельствам и менять свою бизнес-модель, чтобы продолжать работать.
Поможем оценить эффективность бизнеса и найти новую нишу
Финдиры Нескучных имеют работать с разными бизнес-моделями: находят сильные и слабые места, помогают поднять выручку и прибыль, знают, как оптимизировать расходы, когда и как нужно менять бизнес-модель. Вот как обычно они работают:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии