02 мая 2024
Система

Как повысить маржинальность услуг

Маржинальность услуги показывает собственнику, насколько выгодно продавать ту или иную услугу. Например, стоит ли компании по продаже игрушек выпускать партию конструктора или лучше сосредоточиться на плюшевых мишках. В статье рассказали, зачем бизнесу нужно считать маржинальность и как на нее повлиять.

Содержание 

Что такое маржинальность услуги и зачем ее считать

Как рассчитать маржинальность услуги

Как повысить маржинальность услуги

Маржинальность услуг: частые вопросы собственников

Маржинальность услуг: в двух словах

Поможем повысить маржинальность и проанализировать финансы бизнеса

Что такое маржинальность услуги и зачем ее считать

Среди финансовых показателей бизнеса различают два термина: маржинальность и маржа. Маржа — это сумма, которую бизнес заработал «чистыми» за оказанную услугу. Маржинальность — это отношение маржи к общей выручке. Анализировать показатели важно в паре: маржа покажет, сколько вы заработали, а маржинальность — насколько это была выгодная продажа.

Максимальная маржинальность услуги — 100%, а минимальная — 0%, когда бизнес ничего не зарабатывает. Если вы работаете в убыток, то и маржа будет отрицательная. 

Знать маржинальность бизнеса нужно, чтобы:

Оценить реальное состояние продаж. Маржинальность показывает эффективность продаж. С ее помощью вы можете понять, насколько выгодно продавать услугу, или отследить изменения этой эффективности. 

Например, за июнь фитнес-клуб принес выручку 1 млн рублей, маржа составила 600 тысяч, а маржинальность — 60%. В июле показатели изменились: выручка выросла до 1,5 млн рублей, маржа — до 800 тысяч. При этом маржинальность упала до 53%. Это значит, что компания заработала меньше, чем могла бы. 

Причина таких потерь — увеличивающиеся расходы или себестоимость. Например, если компания повысила зарплаты сотрудникам или выросла стоимость аренды. 

«Часто скрытое снижение маржинальности приводит к большим убыткам. Если проводить расчет регулярно, можно обнаружить проблемы на ранних стадиях»

Найти точку безубыточности. Это сумма выручки, при которой бизнес покроет свои затраты и «выйдет в ноль». Она рассчитывается по формуле:

Точка безубыточности: Постоянные расходы ÷ Маржинальность

Например: 

Если в месяц стоматология тратит на аренду и зарплаты сотрудникам 300 тысяч рублей, а маржинальность их услуг — 70%, то клиника полностью окупит свою работу при выручке 429 тысяч рублей.

→   Точка безубыточности помогает руководителю или финдиректору понять, к какому уровню выручки нужно стремиться. Зная этот показатель, получится определить текущий уровень прибыльности организации и перестроить финмодель. 

Как рассчитать маржинальность услуги

Чтобы рассчитать маржинальность, нужно определить маржу в денежном выражении. Сделать это можно по формуле: 

Маржа = Выручка Переменные затраты,

где выручка — это стоимость услуги;

переменные затраты — это расходы на осуществление деятельности и выплату зарплат.

Разберем на примере:

У вас есть стоматологическая клиника. Удаление зуба мудрости для пациента стоит 7000 рублей. Клиника тратит 800 рублей на лекарственный препарат, 50 рублей — на одноразовые расходники, 1200 рублей на анестезию и 1050 рублей для вознаграждения стоматологу. 

Тогда маржа услуги по удалению зуба мудрости будет равна:

7000 (800 + 50 + 1200 + 1050) = 3900 рублей

Теперь можно рассчитать маржинальность услуги по формуле:

Маржинальность = Маржа ÷ Выручка × 100%

Если маржа услуги 3900 рублей, а выручка 7000 рублей, то маржинальность — 56%. 

«Маржинальность больше 50% считается высокой. Такие услуги выгодны для компании и приносят ей прибыль. Среди самых высокомаржинальных услуг — стоматология, консалтинг, репетиторство и другие услуги, связанные с интеллектуальной собственностью, для которых почти не нужны расходники»

Как повысить маржинальность услуги

→   Поднять цену. Но учтите, что резкое повышение цен может отпугнуть постоянных клиентов. Если вы хотите увеличить стоимость в несколько раз, то лучше найти новую аудиторию, которая будет готова платить больше. 

Для этого развивайте маркетинг: запустите рекламу, улучшите качество сервиса или измените позиционирование компании.

→   Снизить расходы на оказание услуги. Например, можно сменить поставщика на более дешевого, пересмотреть договор с текущим подрядчиком или договориться об оптовой скидке. 

Кроме того, можно перевести сотрудников на сдельную оплату труда. Тогда вы будете платить специалисту только за оказанные услуги.

Маржинальность услуг: частые вопросы собственников 

У каких услуг самая большая маржинальность?

Самая большая маржинальность у бизнеса, которому не нужны расходники. Это услуги в сфере онлайн-обучения, репетиторства, консалтинга, аудита и другое консультирование. Такой бизнес приносит больше всего прибыли, потому что для него нужен только человеческий ресурс и знания. 

Чем маржа отличается от прибыли?

Маржа показывает, сколько денег вы заработали с конкретной услуги. Прибыль — это сумма, которая остается после вычета всех расходов.

Отличия в том, что прибылью можно свободно распоряжаться и реинвестировать в компанию. Маржу же нельзя увидеть нигде, кроме расчетов. 

Разница между маржой и прибылью также в том, какие траты вы считаете. Маржа не учитывает постоянных расходов, в отличие от суммы прибыли бизнеса.

Что показывает процент маржинальности услуги?

Маржинальность показывает, сколько вы зарабатываете и тратите. Если вы получили 100 тысяч рублей с услуги с маржинальностью 60%, то 60 тысяч — ваша прибыль, а 40 тысяч — затраты. 

Маржинальность услуг: в двух словах

  • Маржинальность — это отношение маржи к выручке, которая показывает эффективность конкретной услуги. Чем выше маржинальность, тем больше у компании прибыль в целом.
  • Рассчитать маржинальность можно по формуле: Маржинальность = Маржа ÷ Выручка × 100%
  • Маржинальность больше 50% считается высокой.
  • Часто скрытое снижение маржинальности приводит к большим убыткам. Если проводить расчет регулярно, можно обнаружить проблемы на ранних стадиях.
  • Маржинальность можно повысить. Для этого нужно понять причину: увеличились расходы, сменили поставщика на более дорогого или повысили зарплаты сотрудникам. Сперва оптимизируйте текущие финансовые показатели, после попробуйте повысить чек или снизить расходы.

Поможем повысить маржинальность и проанализировать финансы бизнеса

Анализ маржинальности может спасти бизнес от финансовых проблем. Этот показатель отражает состояние валовой, операционной прибыли и эффективности бизнеса в целом. Чтобы рассчитать процент маржинальности или найти точку безубыточности компании, нужно грамотно вести управленческие отчетности как ОПиУ. 

Собрать все управленческие отчеты и провести анализ маржинальности и рентабельности бизнеса может финансовый директор. Вот как наши финдиры помогают бизнесу поднять маржинальность и увеличить прибыль:

Вы тоже можете обратиться к нам со своим вопросом. Вне зависимости от того, в какой сфере вы ведете бизнес, какого размера ваш штат и где вы работаете, мы найдем специалиста под вашу нишу и организуем онлайн-встречу.

Узнать больше о том, как финдиры Нескучных помогают бизнесу, можно на бесплатной онлайн-встрече с нашим специалистом.

#выручка #маржинальность #рентабельность продаж #услуги
Опубликовано: 02.05.24 Просмотров: 47

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс