Онлайн-практикум по финуcheту
11.09.2024
Стратегия
Все статьи

Как повысить маржинальность услуг

Александр Еловков
Финансовый директор Нескучных финансов
Александр Еловков
Елизавета Иванова
Редактор
Как повысить маржинальность услуг
  • 941

Маржинальность услуги показывает собственнику, насколько выгодно продавать ту или иную услугу. Например, стоит ли компании по продаже игрушек выпускать партию конструктора или лучше сосредоточиться на плюшевых мишках. В статье рассказали, зачем бизнесу нужно считать маржинальность и как на нее повлиять.

Содержание

Что такое маржинальность услуги и зачем ее считать

Как рассчитать маржинальность услуги

Как повысить маржинальность услуги

Маржинальность услуг: частые вопросы собственников

Маржинальность услуг: в двух словах

Поможем повысить маржинальность и проанализировать финансы бизнеса


Что такое маржинальность услуги и зачем ее считать

Среди финансовых показателей бизнеса различают два термина: маржинальность и маржа. Маржа — это сумма, которую бизнес заработал «чистыми» за оказанную услугу. Маржинальность — это отношение маржи к общей выручке. Анализировать показатели важно в паре: маржа покажет, сколько вы заработали, а маржинальность — насколько это была выгодная продажа. 

Максимальная маржинальность услуги — 100%, а минимальная — 0%, когда бизнес ничего не зарабатывает. Если вы работаете в убыток, то и маржа будет отрицательная.

Знать маржинальность бизнеса нужно, чтобы:

Оценить реальное состояние продаж. Маржинальность показывает эффективность продаж. С ее помощью вы можете понять, насколько выгодно продавать услугу, или отследить изменения этой эффективности. 

Например, за июнь фитнес-клуб принес выручку 1 млн рублей, маржа составила 600 тысяч, а маржинальность — 60%. В июле показатели изменились: выручка выросла до 1,5 млн рублей, маржа — до 800 тысяч. При этом маржинальность упала до 53%. Это значит, что компания заработала меньше, чем могла бы.

Причина таких потерь — увеличивающиеся расходы или себестоимость. Например, если компания повысила зарплаты сотрудникам или выросла стоимость аренды.

«Часто скрытое снижение маржинальности приводит к большим убыткам. Если проводить расчет регулярно, можно обнаружить проблемы на ранних стадиях»

Найти точку безубыточности. Это сумма выручки, при которой бизнес покроет свои затраты и «выйдет в ноль». Она рассчитывается по формуле:

Точка безубыточности: Постоянные расходы ÷ Маржинальность

Например:

Если в месяц стоматология тратит на аренду и зарплаты сотрудникам 300 тысяч рублей, а маржинальность их услуг — 70%, то клиника полностью окупит свою работу при выручке 429 тысяч рублей.

→   Точка безубыточности помогает руководителю или финдиректору понять, к какому уровню выручки нужно стремиться. Зная этот показатель, получится определить текущий уровень прибыльности организации и перестроить финмодель. 

Как рассчитать маржинальность услуги

Чтобы рассчитать маржинальность, нужно определить маржу в денежном выражении. Сделать это можно по формуле: 

Маржа = Выручка − Переменные затраты,

где выручка — это стоимость услуги;

переменные затраты — это расходы на осуществление деятельности и выплату зарплат.

Разберем на примере:

У вас есть стоматологическая клиника. Удаление зуба мудрости для пациента стоит 7000 рублей. Клиника тратит 800 рублей на лекарственный препарат, 50 рублей — на одноразовые расходники, 1200 рублей на анестезию и 1050 рублей для вознаграждения стоматологу. 

Тогда маржа услуги по удалению зуба мудрости будет равна:

7000 − (800 + 50 + 1200 + 1050) = 3900 рублей

Теперь можно рассчитать маржинальность услуги по формуле:

Маржинальность = Маржа ÷ Выручка × 100%

Если маржа услуги 3900 рублей, а выручка 7000 рублей, то маржинальность — 56%. 

«Маржинальность больше 50% считается высокой. Такие услуги выгодны для компании и приносят ей прибыль. Среди самых высокомаржинальных услуг — стоматология, консалтинг, репетиторство и другие услуги, связанные с интеллектуальной собственностью, для которых почти не нужны расходники»

Как повысить маржинальность услуги

→  Поднять цену. Но учтите, что резкое повышение цен может отпугнуть постоянных клиентов. Если вы хотите увеличить стоимость в несколько раз, то лучше найти новую аудиторию, которая будет готова платить больше. 

Для этого развивайте маркетинг: запустите рекламу, улучшите качество сервиса или измените позиционирование компании.

→   Снизить расходы на оказание услуги. Например, можно сменить поставщика на более дешевого, пересмотреть договор с текущим подрядчиком или договориться об оптовой скидке. 

Кроме того, можно перевести сотрудников на сдельную оплату труда. Тогда вы будете платить специалисту только за оказанные услуги.

Маржинальность услуг: частые вопросы собственников 

У каких услуг самая большая маржинальность?

Самая большая маржинальность у бизнеса, которому не нужны расходники. Это услуги в сфере онлайн-обучения, репетиторства, консалтинга, аудита и другое консультирование. Такой бизнес приносит больше всего прибыли, потому что для него нужен только человеческий ресурс и знания. 

Чем маржа отличается от прибыли?

Маржа показывает, сколько денег вы заработали с конкретной услуги. Прибыль — это сумма, которая остается после вычета всех расходов.

Отличия в том, что прибылью можно свободно распоряжаться и реинвестировать в компанию. Маржу же нельзя увидеть нигде, кроме расчетов. 

Разница между маржой и прибылью также в том, какие траты вы считаете. Маржа не учитывает постоянных расходов, в отличие от суммы прибыли бизнеса.

Что показывает процент маржинальности услуги?

Маржинальность показывает, сколько вы зарабатываете и тратите. Если вы получили 100 тысяч рублей с услуги с маржинальностью 60%, то 60 тысяч — ваша прибыль, а 40 тысяч — затраты. 

Маржинальность услуг: в двух словах

  • Маржинальность — это отношение маржи к выручке, которая показывает эффективность конкретной услуги. Чем выше маржинальность, тем больше у компании прибыль в целом.

  • Рассчитать маржинальность можно по формуле: Маржинальность = Маржа ÷ Выручка × 100% 

  • Маржинальность больше 50% считается высокой.

  • Часто скрытое снижение маржинальности приводит к большим убыткам. Если проводить расчет регулярно, можно обнаружить проблемы на ранних стадиях.

  • Маржинальность можно повысить. Для этого нужно понять причину: увеличились расходы, сменили поставщика на более дорогого или повысили зарплаты сотрудникам. Сперва оптимизируйте текущие финансовые показатели, после попробуйте повысить чек или снизить расходы.

Поможем повысить маржинальность и проанализировать финансы бизнеса

Анализ маржинальности может спасти бизнес от финансовых проблем. Этот показатель отражает состояние валовой, операционной прибыли и эффективности бизнеса в целом. Чтобы рассчитать процент маржинальности или найти точку безубыточности компании, нужно грамотно вести управленческие отчетности как ОПиУ. 

Собрать все управленческие отчеты и провести анализ маржинальности и рентабельности бизнеса может финансовый директор. Вот как наши финдиры помогают бизнесу поднять маржинальность и увеличить прибыль:

Вы тоже можете обратиться к нам со своим вопросом. Вне зависимости от того, в какой сфере вы ведете бизнес, какого размера ваш штат и где вы работаете, мы найдем специалиста под вашу нишу и организуем онлайн-встречу.

Узнать больше о том, как финдиры Нескучных помогают бизнесу, можно на бесплатной онлайн-встрече с нашим специалистом.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс