7 главных обязанностей финансового директора

Которые сделают ваш бизнес лучше
Которые сделают ваш бизнес
лучше
7 МАЯ 2019

Финансовый директор берет на себя управление финансами бизнеса. Вот и разбирайтесь сами, что это значит. На этом всё.

Шутка! В этой статье мы подробно расскажем о семи главных обязанностях финансового директора в малом бизнесе и как эти обязанности сказываются на работе руководителя.

 
Александр Афанасьев
эксперт в финансах малого бизнеса

1. Выстроить архитектуру управленческого учета

Финансовый директор делает из управленческого учета отлаженный механизм, чтобы отчеты собирались вовремя, цифры были точными, а трактовки одинаковыми. Масштабировать и автоматизировать учет, менять ответственных становится легко и просто.
Обязанности финансового директора будем показывать на примерах. Встречайте наших сегодняшних героев: руководителя компании по строительству бань Дмитрия и его финдиректора Сергея.

Когда Сергей пришел в компанию, он выстроил бизнес-процессы по сбору управленческой отчетности.
  • Разработал шаблоны отчетов, которые соответствуют структуре бизнеса и отражают все необходимые показатели.
  • Привел все шаблоны к единому оформлению.
  • Создал справочник статей доходов и расходов компании. Не возникает вопросов, куда записать ту или иную операцию.
  • Прописал регламенты сбора управленческой отчетности: какие отчеты собираем, каким образом это происходит, какие цифры нужны, у кого их брать, кто ответственный за сбор, в какие сроки нужно заполнить таблицы.


Он мог бы всего этого не делать и решать проблемы по мере поступления. Но со временем это стало бы похоже на тушение пожаров: вместо того, чтобы концентрироваться на аналитике показателей, он постоянно отвлекался бы на организацию процессов.

А так — все моменты прописаны. И когда из строительной компании уволился финансовый менеджер, который занимался сбором и внесением цифр в отчеты, новый сотрудник влился в свою должность уже через месяц. Он прочитал регламенты и понял, что ему делать.

2. Предоставлять отчеты в срок

2. Предоставлять отчеты
в срок

5 числа каждого месяца руководитель должен получать финансовую отчетность. Это нужно, чтобы составить план на предстоящий месяц: на основе актуальных цифр, а не интуиции.

Важно не опаздывать с отчетностью. Много ли толку от февральского отчета, если его подготовят 15 марта?

С 1 по 4 число в финансовом отделе компании идет бурная работа. Финансовый менеджер под руководством финдиректора собирает данные по каждому отдела и вносит их в таблицы. Циферка за циферкой появляется информация о выручке, расходах, количестве денег на счетах, дебиторке, кредиторке и чистой прибыли.

Утром 5 числа вся эта информация попадает руководителю Дмитрию. Наконец-то он может запланировать работу компании на месяц вперед.

3. Анализировать отчетность

Отчеты и цифры в них сами по себе не нужны. Они нужны, чтобы делать выводы о работе компании. Отражать действительность на языке цифр, если угодно.

Ключевая обязанность финансового директора — анализировать эти цифры и делать выводы, которые способствуют развитию компании.

Дмитрий планировал получить 7 млн рублей выручки, а по факту получилось лишь 5 млн рублей. Сергей изучил воронку продаж и увидел: это произошло, потому что средний чек был меньше ожидаемого. Окей, тут все понятно, идем дальше.

На офисные расходы хотели потратить 100 000 рублей, а потратили 200 000. Сергей проверил детализацию расходов и увидел, что офис-менеджер слишком много тратит на благоустройство офиса — цветы, украшения и прочие радости жизни. Разберемся.

И так финдиректор идет по каждой строчке: находит несоответствия плану и делает выводы, почему это произошло. Причем, речь не только о негативных тенденциях! Если план превышен, финдир точно так же делает выводы, почему это произошло и как можно развить успех.

После анализа у финдиректора появляется список задач: что сделать, чтобы приблизиться к выполнению плана.

4. Фокусирует руководителя

Когда финдиректор проанализировал отчетность, он идет со своими выводами к руководителю. Вместе они решают, какие задачи взять в работу и как их реализовать.

Сергей: «Планировали, что средний чек будет 300 000 рублей, а получилось чуть меньше 250 000. Из-за этого не сделали план по выручке»

Дмитрий: «Ну потому что продаем бани в базовой комплектации, а допуслуги не предлагаем»

Сергей: «Надо как-то поработать с отделом продаж. Что с этим можно сделать? Если оставить, как есть, то годовой план даже близко не выполним»

Дмитрий посовещался с руководителем отдела продаж. Вместе они приняли решение добавить в скрипт менеджеров предложение дополнительных услуг. В следующем месяце перевыполнили план на 5%.

5. Просчитывает результат идей

Предприниматели — деятельные люди, им в голову постоянно приходят идеи. Часть из них — чистое золото, часть — несостоятельные. По нашему опыту, несостоятельных больше. Финансовый директор просчитает результат идеи и сделает вывод: имеет ли смысл брать ее в работу.

Давайте отойдем от наших замечательных героев, Дмитрия и Сергея. В видео я рассказал историю, как помог транспортной компании сэкономить миллион, отказавшись от классной на первый взгляд идеи.

Та же самая история текстом и коротко

Собственница транспортной компании решила запустить новое направление: перевозку сборных грузов. Она уже составила техническое задание по созданию сайта и вела переговоры по аренде складов.

Мы начали строить воронку продаж и увидели:
  • на рекламу нужно тратить 300 000 рублей в месяц, а собственница могла выделить только 100 000
  • ежемесячно на проект пришлось бы тратить 700-800 тысяч, а в планах было потратить миллион и всё
  • чтобы проект оказался успешным, нужно было сразу стартовать с выручки в 2 млн рублей в месяц


От проекта в итоге отказались. Если бы не составили финмодель, то, скорее всего, просто потеряли бы миллион.

Та же самая история текстом
и коротко


Собственница транспортной компании решила запустить новое направление: перевозку сборных грузов. Она уже составила техническое задание по созданию сайта и вела переговоры по аренде складов.

Мы начали строить воронку продаж и увидели:
  • на рекламу нужно тратить 300 000 рублей в месяц, а собственница могла выделить только 100 000
  • ежемесячно на проект пришлось бы тратить 700-800 тысяч, а в планах было потратить миллион и всё
  • чтобы проект оказался успешным, нужно было сразу стартовать с выручки в 2 млн рублей в месяц


От проекта в итоге отказались. Если бы не составили финмодель, то, скорее всего, просто потеряли бы миллион.

6. Составляет бюджеты и контролирует их выполнение

6. Составляет бюджеты
и контролирует
их выполнение

Финансовый директор планирует выручку и расходы компании, тем самым детализируя ее путь к цели по чистой прибыли. Это нужно, чтобы цели не появлялись с бухты-барахты, а были обоснованными. Далее финдиректор следит за тем, чтобы бюджет выполнялся. Это касается как годовых бюджетов по компании в целом, так и краткосрочных бюджетов по отдельным проектам.

7. Делает финансы простыми

Руководитель не должен думать, как ему оформлять отчет, вовремя собирать показатели по отделам и считать период оборачиваемости дебиторки. И финансовый директор нужен как раз для того, чтобы финансы были для руководителя понятным инструментом для принятия грамотных управленческий решений. С хорошим финдиректором руководитель радуется всем этим финансовым штучкам, а не воспринимает их как тяжелое бремя.

У нас есть для вас финансовый директор

Приходите к нам на «Финансового директора для малого бизнеса»! Прикрепим к вашей компании специалиста, который знает, как говорить о финансах на понятном языке.

У наших финдиров — профильное образование, опыт работы с компаниями из самых разных сфер. Они адаптированы специально для работы с малым бизнесом.

Кратко — семь ключевых обязанностей финансового директора

1. Выстроить архитектуру управленческого учета: адаптировать шаблоны отчета, составить регламенты. Результат: отчетность собирается быстро и однообразно.

2. Предоставлять комплект отчетов в срок. Результат: в начале каждого месяца у руководителя есть актуальные цифры.

3. Анализировать отчетность. Результат: выявлены зависимости между показателями и работой компании.

4. Фокусировать руководителя. Результат: руководитель понимает, что ему нужно сделать и как это скажется на финансовом результате.

5. Просчитывать результат идей. Результат: в работу идут только перспективные идеи.

6. Составлять и контролировать бюджеты. Результат: цели реалистичные, доходы и расходы под контролем.

7. Делать финансы простыми. Результат: руководитель пользуется инструментом в виде упручета и кайфует.
 

— делитесь с друзьями

— делитесь

Предыдущие выпуски

Предыдущие выпуски

Предприниматели хотят автоматизировать учет в надежде облегчить себе жизнь. Но автоматизация — это не панацея от всех бед. В статье рассказываем, при каком условии автоматизация пойдет бизнесу на пользу.

Денег нет, финдиректоров не хватает, маячит кассовый разрыв… В такую засаду мы угодили в 2018 году. Спас нас Интенсив по управлению бизнесом на основе цифр. А родился этот продукт на стратегической сессии, которые мы с тех пор проводим регулярно. Рассказываем, зачем и как мы это делаем.

Что такое период оборачиваемости в бизнесе — запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей.

© 2019 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2019 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81

{{amount}}
Товар добавлен в корзину