18 июля 2019
Карьера в НФ

7 главных обязанностей
финансового директора

Финансовый директор берет на себя управление финансами бизнеса. Вот и разбирайтесь сами, что это значит. На этом всё.

Шутка! В этой статье мы подробно расскажем о семи главных обязанностях финансового директора в малом бизнесе и как эти обязанности сказываются на работе руководителя.

Содержание

Выстроить архитектуру управленческого учета

Предоставлять отчеты в срок

Анализировать отчетность

Фокусировать руководителя

Просчитывать результат идей

Составлять бюджеты и контролировать их выполнение

Делать финансы простыми

1. Выстроить архитектуру управленческого учета

Финансовый директор делает из управленческого учета отлаженный механизм, чтобы отчеты собирались вовремя, цифры были точными, а трактовки одинаковыми. Масштабировать и автоматизировать учет, менять ответственных становится легко и просто.

Обязанности финансового директора будем показывать на примерах. Встречайте наших сегодняшних героев: руководителя компании по строительству бань Дмитрия и его финдиректора Сергея.

Когда Сергей пришел в компанию, он выстроил бизнес-процессы по сбору управленческой отчетности.

​Разработал шаблоны отчетов, которые соответствуют структуре бизнеса и отражают все необходимые показатели.
Привел все шаблоны к единому оформлению.
Создал справочник статей доходов и расходов компании. Не возникает вопросов, куда записать ту или иную операцию.
Прописал регламенты сбора управленческой отчетности: какие отчеты собираем, каким образом это происходит, какие цифры нужны, у кого их брать, кто ответственный за сбор, в какие сроки нужно заполнить таблицы.

Он мог бы всего этого не делать и решать проблемы по мере поступления. Но со временем это стало бы похоже на тушение пожаров: вместо того, чтобы концентрироваться на аналитике показателей, он постоянно отвлекался бы на организацию процессов.

А так — все моменты прописаны. И когда из строительной компании уволился финансовый менеджер, который занимался сбором и внесением цифр в отчеты, новый сотрудник влился в свою должность уже через месяц. Он прочитал регламенты и понял, что ему делать.

2. Предоставлять отчеты в срок

5 числа каждого месяца руководитель должен получать финансовую отчетность. Это нужно, чтобы составить план на предстоящий месяц: на основе актуальных цифр, а не интуиции.

Важно не опаздывать с отчетностью. Много ли толку от февральского отчета, если его подготовят 15 марта?

С 1 по 4 число в финансовом отделе компании идет бурная работа. Финансовый менеджер под руководством финдиректора собирает данные по каждому отдела и вносит их в таблицы. Циферка за циферкой появляется информация о выручке, расходах, количестве денег на счетах, дебиторке, кредиторке и чистой прибыли.

Утром 5 числа вся эта информация попадает руководителю Дмитрию. Наконец-то он может запланировать работу компании на месяц вперед.

3. Анализировать отчетность

Отчеты и цифры в них сами по себе не нужны. Они нужны, чтобы делать выводы о работе компании. Отражать действительность на языке цифр, если угодно.

Ключевая обязанность финансового директора — анализировать эти цифры и делать выводы, которые способствуют развитию компании.

Дмитрий планировал получить 7 млн рублей выручки, а по факту получилось лишь 5 млн рублей. Сергей изучил воронку продаж и увидел: это произошло, потому что средний чек был меньше ожидаемого. Окей, тут все понятно, идем дальше.

На офисные расходы хотели потратить 100 000 рублей, а потратили 200 000. Сергей проверил детализацию расходов и увидел, что офис-менеджер слишком много тратит на благоустройство офиса — цветы, украшения и прочие радости жизни. Разберемся.

И так финдиректор идет по каждой строчке: находит несоответствия плану и делает выводы, почему это произошло. Причем, речь не только о негативных тенденциях! Если план превышен, финдир точно так же делает выводы, почему это произошло и как можно развить успех.

После анализа у финдиректора появляется список задач: что сделать, чтобы приблизиться к выполнению плана.

4. Фокусировать руководителя

Когда финдиректор проанализировал отчетность, он идет со своими выводами к руководителю. Вместе они решают, какие задачи взять в работу и как их реализовать.

Сергей: «Планировали, что средний чек будет 300 000 рублей, а получилось чуть меньше 250 000. Из-за этого не сделали план по выручке»

Дмитрий: «Ну потому что продаем бани в базовой комплектации, а допуслуги не предлагаем»

Сергей: «Надо как-то поработать с отделом продаж. Что с этим можно сделать? Если оставить, как есть, то годовой план даже близко не выполним»

Дмитрий посовещался с руководителем отдела продаж. Вместе они приняли решение добавить в скрипт менеджеров предложение дополнительных услуг. В следующем месяце перевыполнили план на 5%.

5. Просчитывать результат идей

Предприниматели — деятельные люди, им в голову постоянно приходят идеи. Часть из них — чистое золото, часть — несостоятельные. По нашему опыту, несостоятельных больше. Финансовый директор просчитает результат идеи и сделает вывод: имеет ли смысл брать ее в работу.

Давайте отойдем от наших замечательных героев, Дмитрия и Сергея. В видео я рассказал историю, как помог транспортной компании сэкономить миллион, отказавшись от классной на первый взгляд идеи.

Та же самая история текстом и коротко

Собственница транспортной компании решила запустить новое направление: перевозку сборных грузов. Она уже составила техническое задание по созданию сайта и вела переговоры по аренде складов.

Мы начали строить воронку продаж и увидели:

​на рекламу нужно тратить 300 000 рублей в месяц, а собственница могла выделить только 100 000
ежемесячно на проект пришлось бы тратить 700-800 тысяч, а в планах было потратить миллион и всё
чтобы проект оказался успешным, нужно было сразу стартовать с выручки в 2 млн рублей в месяц

От проекта в итоге отказались. Если бы не составили финмодель, то, скорее всего, просто потеряли бы миллион.

6. Составлять бюджеты и контролировать их выполнение

Финансовый директор планирует выручку и расходы компании, тем самым детализируя ее путь к цели по чистой прибыли. Это нужно, чтобы цели не появлялись с бухты-барахты, а были обоснованными. Далее финдиректор следит за тем, чтобы бюджет выполнялся. Это касается как годовых бюджетов по компании в целом, так и краткосрочных бюджетов по отдельным проектам.

Бюджет Финразбора, где мы составляем финмодели и учим управлению на основе цифр

7. Делать финансы простыми

Руководитель не должен думать, как ему оформлять отчет, вовремя собирать показатели по отделам и считать период оборачиваемости дебиторки. И финансовый директор нужен как раз для того, чтобы финансы были для руководителя понятным инструментом для принятия грамотных управленческий решений.

С хорошим финдиректором руководитель радуется всем этим финансовым штучкам, а не воспринимает их как тяжелое бремя.

Станьте частью команды НФ

Приходите к нам в команду, чтобы делать реальные дела: 

  • помогать малому и среднему бизнесу становиться круче и увеличивать прибыль;
  • обеспечивать сбор управленческой отчетности;
  • повышать финансовую грамотность собственников;
  • чувствовать свою полезность и причастность к большим целям.

У нас есть: готовая технология работы, возможность влиять на свой доход, профессиональный и карьерный рост, крутая команда, удаленка.

#команда НФ #финдир #финдиректор для малого бизнеса
19
10
Опубликовано: 18.07.19 Просмотров: 21 697

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс