Финансовая модель магазина одежды нужна, чтобы просчитать выгоду от открытия новой точки, увидеть, какая выручка будет в несезон и какие скидки можно давать покупателям. Рассказываем, как составить такую финмодель по шагам и для чего еще она нужна.
В статье речь пойдет о финмодели для офлайн-магазина одежды: точке в торговом центре, бутике, отдельно стоящем здании.
Зачем и когда нужна финмодель магазина одежды
Финансовая модель — это таблица с формулами и показателями, на которой можно просчитать риски и доходность любого бизнеса, в том числе — магазина одежды. А еще финмодель позволяет тестировать гипотезы в безопасном пространстве — в таблице. Например, проверить, что будет с прибылью, если дать постоянным покупателям скидку в 10% на все платья.
Вот как выглядит финмодель магазина одежды:
Финмодель поможет владельцу магазина одежды получить ответы на такие вопросы ↓
-
какая у магазина одежды прибыль — планируется ли прибыль и какая — чтобы понять, стоит ли открывать новый магазин или вкладываться в тот, который уже работает;
-
какой будет спрос — чтобы закупить товар и просчитать, стоит ли просить отсрочки у поставщиков;
-
оценить, сколько нужно вложить в открытие магазина;
-
какие скидки можно давать на товар — чтобы не торговать в убыток;
-
посмотреть прибыльность по группам товара;
-
какую зарплату платить консультантам в магазине одежды и какая система оплаты труда подходит: оклад, процент от выручки, процент от маржи или KPI.
Разберем, чем может быть полезна финмодель, на конкретных примерах с учетом особенностей продажи одежды ↓
→ Пример 1. Просчитать бизнес-модель нового магазина. То есть разобраться, как привлекать покупателей, какие расходы, какой нужен персонал и так далее.
→ Пример 2. Просчитать, как проходимость возле торговой точки влияет на продажи. Для этого собрать на финмодели воронку продаж и увидеть:
-
какие этапы воронки проходит покупатель, перед тем как совершить покупку;
-
какой будет средний чек;
-
какая конверсия у каждого этапа воронки.
→ Пример 3. Спрогнозировать спрос на одежду, чтобы закупить нужное количество товара. Такой прогноз позволит не затоваривать склад и продавать сумки, брюки, платья до того, как они выйдут из моды.
Что нужно, чтобы построить финмодель магазина одежды: шаблон и данные
Чтобы собрать финмодель магазина одежды, понадобятся две вещи:
-
шаблон — эксель- или гугл-таблица с графами, блоками и формулами;
-
данные о выручке, расходах, конверсии, проходимости точки и так далее.
Дальше подробно пройдемся по каждому из пунктов.
Шаблон. У нас есть бесплатный шаблон такой финмодели под разные виды бизнеса, в том числе — для магазина одежды. Скачивайте и возвращайтесь сюда, чтобы по ходу чтения заполнять вместе с нами по шагам ↓
[FORM PRESET="I" - "Шаблон финмодели" /]
* Нужный шаблон находится во вкладке «Другие примеры» → «Финмодель магазина одежды»
Данные. Для финмодели магазина одежды, который уже работает, и магазина, который только планируют открывать, нужны одинаковые данные. Разница лишь в том, где их брать. Разбираемся с этим в таблицах.
Данные для воронки продаж — эти данные показывают, какой путь проходит человек, перед тем как становится покупателем.
Какие данные нужны |
Где их брать |
|
Если магазин уже работает |
Если магазин только открывается |
|
Проходимость точки, количество посетителей |
Посчитать проходимость и текущих покупателей |
Взять данные о проходимости у администрации торгового центра либо посчитать проходимость похожей точки вручную |
Интернет-маркетинг |
Охваты в соцсети, посещаемость сайта, реклама у блогеров, контекстная реклама и т.д. |
Подсмотреть, где продвигаются конкуренты, и использовать эти данные для воронки |
Конверсия в продажу и количество чеков |
Внедрить финансовую отчетность и оцифровать бизнес |
Расспросить собственников похожих точек; вручную посчитать количество пробиваемых чеков или купить что-то в конце дня и попробовать получить информацию из номера чека |
Посчитать по тем данным, что есть |
Посмотреть на конкурентов, рынок, платежеспособность клиентов и финмодель. А еще определиться с ценовой стратегией: захват рынка, снятие сливок или стабильное развитие |
Вот как можно посчитать покупателей ↓
А еще у нас есть небольшая статья на эту тему → Как измерить проходимость магазина? Три способа
Выручка — в случае с магазином одежды выручка формируется через воронку продаж.
Какие данные нужны |
Где их брать |
|
Если магазин уже работает |
Если магазин только открывается |
|
Средний чек и количество покупателей |
Умножить количество покупателей на средний чек магазина |
Взять приблизительные цифры — подсмотреть за конкурентами и умножить количество их покупателей на средний чек |
Расходы — это затраты на работу магазина одежды. Сюда входят как закупка товаров, так и аренда помещения, зарплаты продавцов.
Какие данные нужны |
Где их брать |
|
Если магазин уже работает |
Если магазин только открывается |
|
Расходы на закупку и доставку товаров |
Взять у бухгалтера. Либо поднять данные: найти товарные накладные, записи и посчитать расходы |
Найти потенциальных поставщиков и проанализировать их коммерческие предложения |
Расходы на зарплаты персоналу |
Найти в зарплатной ведомости или посмотреть в выписках из банка |
Посмотреть зарплаты в объявлениях на Авито или в группах ВКонтакте |
Расходы на аренду или коммуналку |
Найти в договоре аренды или квитках |
Запросить у потенциальных арендодателей |
Тем, кто планирует открыть магазин одежды, перед сбором финмодели рекомендуем ответить себе на три вопроса ↓
-
Какие товары будете продавать?
-
В каком формате будет работать магазин? Офлайн-магазин, продажи через интернет, будет ли доставка, и так далее. Это важно, чтобы просчитать каждое из направлений бизнеса.
-
Каким будет позиционирование магазина одежды и портрет покупателя? Например, кто будет покупать вещи и какой ценовой сегмент у товара: высокий, низкий, средний?
А если магазин одежды уже работает и собственник ведет три управленческих отчета — ДДС, ОПиУ и баланс, — этого будет достаточно, чтобы собрать финансовую модель магазина одежды.
Дальше по шагам разберем, как составить финмодель магазина одежды.
Шаг 1. Указать выручку магазина одежды
Первый блок финмодели связан с доходами. На этом этапе указывают, какая выручка у магазина и как она формируется.
Чтобы финмодель была точнее, важно, кроме выручки, зафиксировать еще несколько нюансов ↓
Скидки, возвраты и воронка продаж. Это позволит понять:
-
как скидки будут влиять на посещаемость магазина и его прибыль;
-
какой процент возврата стоит заложить;
-
как магазин одежды будет привлекать клиентов.
Сезонность. Если одежда сезонная — это стоит учесть в финмодели. Здесь поможет коэффициент сезонности:
-
Если магазин уже работает, коэффициент сезонности считают так: делят количество покупателей в конкретный месяц на количество покупателей в среднем за год. Например, если в среднем за год посещаемость 1500 человек, а в несезонный месяц — 500 человек, то делим 500 на 1500 и получаем коэффициент 0,33.
-
Если магазин только открывается, прикинуть сезонность можно через Гугл Трендс или Яндекс Вордстат. Гугл Трендс показывает, когда интерес к товару растет и когда падает ↓
Если сезонность есть, то можно сразу же подумать, как магазин одежды будет зарабатывать в несезон. Например, продавать какие-то товары, которые выровняют падение спроса.
Шаг 2. Указать себестоимость продаваемой одежды
В финмодели прописывают, во сколько обходится закупка или производство одежды:
-
Если магазин перепродает одежду, указывают стоимость закупки и доставки одежды.
-
Если магазин сам производит и потом сам продает, считают себестоимость производства и себестоимость продаж.
Рекомендуем фиксировать себестоимость закупки одежды как процент от выручки. В этом случае, если поставщик повысит цены, можно быстро увеличить этот процент и увидеть, насколько уменьшится прибыль. Вот как себестоимость выглядит в финмодели ↓
Шаг 3. Учесть расходы магазина: от зарплаты продавца до аренды
В блоке финмодели с расходами вносят производственные, коммерческие и административные расходы ↓
Производственные расходы — все, что связано с продажами. Например, зарплата продавцов, стоимость аренды магазина, стоимость упаковки товара и так далее. Вот как это выглядит на финмодели ↓
Тем, кто только планирует открывать магазин одежды, стоит отдельно обратить внимание на такие расходы:
-
Стоимость аренды — смотрят на выручку на один квадратный метр: это показатель того, насколько эффективно магазин одежды использует площадь. Чтобы не переплачивать за аренду, этот показатель стоит просчитать заранее.
-
Какие нужны сотрудники. Нужен ли магазину закупщик, управляющий и так далее. Оклад каждого сотрудника вносят в финмодель.
-
Расходы на доставку. Если у магазина будет доставка, то стоит заложить в финмодель зарплату курьера.
Административные расходы: указывают все расходы, связанные с работой магазина одежды. Например, зарплату бухгалтера и эквайринг ↓
Коммерческие расходы — те, что связаны с привлечением выручки, маркетингом и продажами. Например, если магазин одежды запускает таргетированную рекламу, то в коммерческие расходы пойдут затраты на рекламу в соцсети и зарплата сммщика ↓
Шаг 4. Учесть налоги, кредиты и амортизацию торгового оборудования
Данные по налогам, кредитам и амортизации оборудования вносят в финмодель, чтобы узнать чистую прибыль.
Налоги. Обычно магазины одежды работают на УСН или патенте:
-
Если у предпринимателя патент, расходы на него прописывают отдельной строкой с фиксированной суммой на месяц, квартал или год.
-
Если у предпринимателя УСН, то указывают процент от доходов или доходов за вычетом расходов, прописывают это внутри формулы в финмодели.
Кредит: проценты по кредитам, без тела кредита.
Амортизация. Обычно у магазинов одежды есть мебель, торговое оборудование и автомобиль для доставки, расходы на износ которых нужно учитывать. Если помещение принадлежит магазину, то его амортизацию также стоит просчитать.
Подробнее → Почему считать амортизацию — это обязательно
После заполнения раздела с налогами, кредитами и амортизацией можно увидеть чистую прибыль. В целом финмодель готова. Далее ее дополняют разделами по финансовой, инвестиционной деятельности и собственному капиталу.
Шаг 5. Заполнить дополнительные разделы финмодели магазина
Осталось заполнить дополнительные, но не менее важные разделы:
Финансовая деятельность — указывают тело кредита, овердрафты и дивиденды собственнику.
Инвестиционная деятельность — прописывают доходы и платежи бизнеса, которые не связаны с продажей одежды. Например, проценты по вкладам в банке, покупку автомобилей и торгового оборудования, а также их продажу.
Оборотный капитал — фиксируют все, что есть у магазина одежды: дебиторку, кредиторку, а еще запасы шапок, сумок и штанов. Этот раздел ведут, чтобы понимать, не залеживаются ли товары, какие отсрочки можно давать покупателям и на какой срок брать отсрочку у поставщиков. Это помогает планировать деньги и не попадать в кассовый разрыв.
ДДС — денежные потоки по операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Обычно отчет о движении денежных средств собирают отдельно, но в финмодель можно внести этот блок, чтобы следить, хватает ли бизнесу денег на все нужды.
Баланс — чтобы видеть всё, что есть у магазина и за чей счет это всё куплено.
Инвестиционные показатели — пригодится тем, кто только открывает магазин одежды, — с помощью этих показателей можно рассчитать и учесть:
-
Окупаемость вложений. Например, что будет, если вложить в магазин одежды 3 млн ₽ на три года, — окупятся ли вложения, принесут ли прибыль и какую.
-
Риски. Их учитывают через ставку дисконтирования — это поправка на то, как может измениться покупательская способность из-за инфляции, банковских ставок и других факторов. Например, если рассчитываем на прибыль в 5 млн ₽ через три года, то применяем ставку дисконтирования и получаем 4,5 млн ₽ — более реальные цифры.
Подробнее → Инвестиционная финмодель: как составить, шаблон
Шаг 6. Пользоваться инструментом и получать результаты
Если пройти все шаги, то получится финансовая модель магазина одежды ↓
Скачать шаблон такой финмодели можно здесь. В нем уже есть все нужные строки и формулы, остается лишь создать копию файла и внести свои данные. Вместе с шаблоном на почту придут инструкция, примеры и варианты таблиц из разных сфер.
[FORM PRESET="I" - "Шаблон финмодели" /]
* Нужный шаблон находится во вкладке «Другие примеры» → «Финмодель магазина одежды»
Финмодель магазина одежды: в двух словах
-
Финансовая модель магазина одежды нужна, чтобы узнать прибыль, просчитать выгоду от скидок и предсказать спрос для закупки товара. А еще она подскажет, на какие показатели собственнику стоит повлиять, чтобы увеличить выручку и прибыль.
-
С помощью финмодели собственник узнает, окупится ли магазин, какую прибыль он принесет и стоит ли вкладывать в него деньги.
-
Чтобы построить финмодель магазина одежды, нужны данные воронки продаж, выручка и расходы. А если у бизнеса уже есть ДДС, ОПиУ и баланс, то все данные для финмодели можно взять из этих трех отчетов.
Поможем собрать финмодель для любого бизнеса
Финдиры Нескучных обязательно собирают финмодели для каждого клиента, потому что без них невозможно прогнозировать показатели бизнеса и оперативно влиять на них, например, увеличивать выручку.
Собрать финансовую модель самому сложно, хотя наша статья показывает, что и это возможно. Но если не хочется возиться самому, наши финдиры помогут.
У финдиров Нескучных много и других инструментов, которые в итоге помогают компаниям расти и развиваться. Вот как это обычно бывает:
-
Розничная сеть: начали вести учет и увеличили прибыль в 6 раз
-
Ошибки с валютой, из-за которых селлер маркетплейса работал в убыток. И как мы их исправили
-
Как финмодель раскрыла тайну кассовых разрывов и помогла всё исправить
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии