26 декабря 2023
Финпросвет

Накладная: что это такое

Накладная — это первичный учетный документ, который подтверждает передачу товарно-материальных ценностей от одного лица к другому. Юрлица и ИП с помощью накладной оформляют передачу товара от продавца к покупателю. Физлица тоже могут подписывать накладные, например, когда принимают доставку купленного товара. 

Накладные оформляют для контроля и прозрачности перемещений товаров, а еще — чтобы соблюсти требования законов ↓ 

  • Документально подтвердить хозяйственные операции согласно закону «О бухгалтерском учете». Отсутствие накладной затруднит постановку купленного товара на учет и его дальнейшее списание. 
  • Для соблюдения налогового законодательства и подтверждения правильности расчета налогооблагаемой базы. Накладные позволяют продавцам подтверждать доходы, а покупателям — обосновывать расходы. С накладными у обеих сторон сделки есть ее документальное подтверждение. 

Покупателям накладная выдается с теми же целями: подтвердить факт передачи товара и защитить от нарушений закона. 

Накладные бывают разными, например, есть: 

  • М-15 — накладные для отпуска материалов на сторону;
  • ТТН — товарные разделы товарно-транспортных накладных.

А еще есть УПД — универсальный передаточный документ, который в некоторых случаях используют вместо накладной. Дальше подробнее остановимся именно на товарной накладной. 

Товарная накладная

Товарная накладная используется, чтобы подтверждать факт поставки товаров. Чаще всего ее используют ИП и компании, когда покупают или продают что-то. Оформляют накладную в двух экземплярах — один для продавца, один для покупателя. В экземпляре для продавца покупатель ставит подпись: все о’кей, товар получил, претензий нет. 

Товарную накладную оформляют по форме ТОРГ-12. Вот как она выглядит: 

Образец накладной по форме ТОРГ-12 можно скачать с сайта Консультанта

Накладные сохраняет и продавец, и покупатель для налогового и бухгалтерского учета. Хранят документы не меньше пяти лет. 

Можно разработать и свой шаблон накладной, но тогда в нем обязательно нужно прописать такие поля: 

  • название документа; 
  • номер и дата; 
  • данные продавца (поставщика) и покупателя (заказчика); 
  • название товара, его количество, цена, вес, ставка и сумма НДС; 
  • место для подписей продавца, покупателя или их представителей.

Покупателям-физлицам выдавать накладную необязательно, но и ошибкой это не будет. 

Как заполнить накладную правильно

Проще всего заполнить накладную правильно, когда используете стандартную форму — ТОРГ-12. С ней риск ошибок ниже, потому что она унифицированная и привычная, с такой работают почти все. 

В целом же правила такие: 

  • заполнять в двух экземплярах; 
  • не делать исправлений и не допускать помарок; 
  • писать разборчиво, если заполняете от руки, лучше — печатными буквами, а еще лучше — распечатать на принтере; 
  • для покупателя: проверить данные, количество товара в накладной и по факту, поставить подпись; 
  • для продавца: поручить заполнение накладной специалисту, а потом проверить, чтобы совпадало количество товара, а покупатель поставил подпись. 

А вот так выглядит образец заполнения товарной накладной: 

Другие наши статьи по теме

Вот что еще писали о документообороте и бухгалтерском учете: 

#документооборот #накладная #словарь
Опубликовано: 26.12.23 Просмотров: 465

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс