Цена — это то количество денег, в обмен на которое бизнес готов предоставить товар или оказать услугу. Например, сеть супермаркетов предлагает покупателю молоко за 65 ₽ — это цена. Или консалтинговая компания готова дать ответы на все важные вопросы за 80 000 ₽ в месяц — это тоже цена.
С юридической точки зрения понятие цены описывает 424-я статья Гражданского кодекса ↓

Содержание
Разница между ценой и стоимостью
Какие факторы влияют на формирование цены
Что такое цена: частые вопросы собственников
Поможем с ценами: просчитать, установить, поднять
Какими бывают цены
Цены можно разделить на несколько видов, например ↓
Оптовые и розничные цены. Оптовые — чуть ниже и только для тех, кто берет больше товаров. Например, 1 шт. стоит 100 ₽, но если брать сразу 100, то 1 шт. будет стоить уже 95 ₽.
Экспортные и импортные цены. Экспортные — это те, которые назначает бизнес, поставляющий российские товары за рубеж. Импортную цену платят те компании, которые приобретают товары в других странах.
Фиксированные и плавающие цены. Фиксированные цены не меняются, а плавающие зависят от какого-либо фактора, например ключевой ставки ЦБ или курса валют.
Свободные и регулируемые государством. Свободные цены устанавливают сами предприниматели, ориентируясь на спрос и предложение. Регулируемые назначает государство.
Например, государство регулирует цены на некоторые категории товаров: на алкоголь, жизненно необходимые лекарства, отдельные продукты.
Разница между ценой и стоимостью
Цена и стоимость — эти слова часто считают синонимами. Но между ними есть разница:
- Цена — количество денег, в обмен на которое бизнес готов предоставить товар или услугу. Проще говоря, это та сумма, что берут с покупателя или клиента.
- Стоимость — сумма расходов, которые бизнес понес, чтобы произвести товар или оказать услугу. Сюда входят расходы на материалы, сырье, транспортировку, хранение, реализацию, оплату труда персонала. Проще говоря, это деньги, которые бизнес вложил в товар или услугу.
Ценообразование: методы
Ценообразование — это процесс формирования цены. Как она будет формироваться и из чего складываться, зависит от метода. Всего их три: затратный, ценностный и пассивный.
Затратный метод — цена складывается из затрат на производство и реализацию продукции. Чтобы ее определить, компания рассчитывает себестоимость — сокращенную и полную. А затем добавляет наценку — кусочек прибыли, что бизнес хочет получить сверх затрат.
Ценностный — цена формируется на основе ценности товара или услуги для покупателя. Здесь бизнес может как опрашивать потребителей, так и прогнозировать самостоятельно.
Ценностный метод предполагает, что цена меняется в зависимости от условий, допустим сезонности или места продажи товара. Например, лыжи зимой ценнее тех же лыж летом; бутылка воды в аэропорту — ценнее той же бутылки в супермаркете, а значит, может стоить дороже. Пассивный — бизнес устанавливает цены, следуя за рынком. Конкуренты продают за 100 ₽? Мы тоже будем продавать за 100 ₽. Они повысили цены? Мы тоже повысим.
Подробнее о ценообразовании рассказывали в другой статье:
Какие факторы влияют на формирование цены
Цена формируется в результате взаимодействия нескольких факторов. Например, на её уровень влияет спрос и предложение: при высоком спросе и низком предложении цена может повыситься. И наоборот, если предложение выше спроса, обычно цена снижается.
Кроме этого влияние имеют издержки производства. Если производить товар дорого (например, из-за высокой стоимости материалов или работы), цена будет выше. При низких издержках у производителя появляется возможность снизить цену.
Ещё один фактор, влияющий на уровень цен, — конкуренция. При большом количестве аналогичных товаров на рынке компании могут снижать цены, чтобы привлечь покупателей. Это работает и в обратную сторону. Если конкуренция низкая, цены могут повышаться.
Что ещё влияет на уровень цен:
-
Качество товара. Более качественные или уникальные товары могут стоить дороже, так как покупатели готовы платить больше за то, что они считают лучшим.
-
Ситуация на рынке. Например, инфляция, изменения в законодательстве или экономические кризисы.
-
Сезонность. Для некоторых товаров цена может меняться в зависимости от времени года (например, цены на фрукты).
-
Реклама и брендинг. Хорошая реклама и известность бренда могут позволить компании установить более высокие цены.
На цену влияют себестоимость, расходы компании и ее политика в области ценообразования. Обо всём этом и кое-чём другом мы писали в статьях ↓
Что такое цена: частые вопросы собственников

Эксперт Яна Земскова
Финдир НФ
Какие функции выполняют цены в рыночной экономике?
С помощью цен государство может управлять экономикой и проводить свою политику в рыночных условиях. Поэтому цена становится важным инструментом для регулирования со стороны государства. Кроме этого цена влияет на то, как производятся товары и как люди взаимодействуют друг с другом в бизнесе.
Как государство регулирует цены?
Иногда государство устанавливает максимальные или минимальные цены на товары и услуги. Например, могут быть ограничены цены на продукты питания или жилье, чтобы не допустить резкого повышения цен.
Ещё один метод — субсидии. Государство может давать деньги производителям или продавцам, чтобы они могли установить более низкие цены для покупателей. Субсидии помогают сделать жизненно важные товары доступными. Изменение налогообложения на определенные товары также влияет на их цены. Например, увеличение налогов на алкоголь может привести к повышению его стоимости.
Если же на рынке есть компании, которые контролируют цены, государство может вмешаться, чтобы обеспечить конкурентоспособность и предотвратить злоупотребления.
Можно ли с помощью цены привлекать инвестиции?
Да, можно. Цена играет важную роль в привлечении инвестиций. Привлекательная цена на товар или услугу может заинтересовать инвесторов, так как это говорит о наличии потенциала для прибыли. Более низкая цена на активы, например, на акции, чем у конкурентов, также может привлечь внимание инвесторов, которые ищут выгодные предложения. Однако цена — это не единственный фактор, который учитывается при принятии инвестиционных решений.
Что такое цена: в двух словах
-
Цену продавец назначает за свой продукт, учитывая издержки на производство и собственную наценку. Простыми словами, цена — это сумма, которой продавец оценивает своё предложение.
-
На уровень цены влияют многие факторы: издержки производства, привлекательность продукта для покупателей и общая ситуация в экономике.
-
Цена не просто зависит от спроса, она ещё и регулирует его. Это один из инструментов управления рынком.
-
У ценообразования есть и иные задачи. Оно помогает планировать траты, грамотно разделять бюджет между различными сферами бизнеса или стимулировать их развитие.
Поможем с ценами: просчитать, установить, поднять
Финансовые директора Нескучных знают о ценах всё: как они влияют на прибыль бизнеса, как часто цены нужно повышать и стоит ли ориентироваться на конкурентов. Они помогут установить такие цены, при которых бизнес точно будет работать в плюс. И разобраться с другими проблемами, — вот лишь некоторые примеры работы наших финдиров:
Мы работаем с разным бизнесом: строительными компаниями, ресторанами, стоматологиями, торговыми предприятиями, IT-компаниями и много с кем еще.
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии