Цена — это то количество денег, в обмен на которое бизнес готов предоставить товар или оказать услугу. Например, сеть супермаркетов предлагает покупателю молоко за 65 ₽ — это цена. Или консалтинговая компания готова дать ответы на все важные вопросы за 80 000 ₽ в месяц — это тоже цена.
С юридической точки зрения понятие цены описывает 424-я статья Гражданского кодекса ↓
Какими бывают цены
Цены можно разделить на несколько видов, например ↓
Оптовые и розничные цены. Оптовые — чуть ниже и только для тех, кто берет больше товаров. Например, 1 шт. стоит 100 ₽, но если брать сразу 100, то 1 шт. будет стоить уже 95 ₽.
Экспортные и импортные цены. Экспортные — это те, которые назначает бизнес, поставляющий российские товары за рубеж. Импортную цену платят те компании, которые приобретают товары в других странах.
Фиксированные и плавающие цены. Фиксированные цены не меняются, а плавающие зависят от какого-либо фактора, например ключевой ставки ЦБ или курса валют.
Свободные и регулируемые государством. Свободные цены устанавливают сами предприниматели, ориентируясь на спрос и предложение. Регулируемые назначает государство.
Например, государство регулирует цены на некоторые категории товаров: на алкоголь, жизненно необходимые лекарства, отдельные продукты.
Разница между ценой и стоимостью
Цена и стоимость — эти слова часто считают синонимами. Но между ними есть разница:
- Цена — количество денег, в обмен на которое бизнес готов предоставить товар или услугу. Проще говоря, это та сумма, что берут с покупателя или клиента.
- Стоимость — сумма расходов, которые бизнес понес, чтобы произвести товар или оказать услугу. Сюда входят расходы на материалы, сырье, транспортировку, хранение, реализацию, оплату труда персонала. Проще говоря, это деньги, которые бизнес вложил в товар или услугу.
Ценообразование: методы
Ценообразование — это процесс формирования цены. Как она будет формироваться и из чего складываться, зависит от метода. Всего их три: затратный, ценностный и пассивный.
Затратный метод — цена складывается из затрат на производство и реализацию продукции. Чтобы ее определить, компания рассчитывает себестоимость — сокращенную и полную. А затем добавляет наценку — кусочек прибыли, что бизнес хочет получить сверх затрат.
Ценностный — цена формируется на основе ценности товара или услуги для покупателя. Здесь бизнес может как опрашивать потребителей, так и прогнозировать самостоятельно.
Ценностный метод предполагает, что цена меняется в зависимости от условий, допустим сезонности или места продажи товара. Например, лыжи зимой ценнее тех же лыж летом; бутылка воды в аэропорту — ценнее той же бутылки в супермаркете, а значит, может стоить дороже. Пассивный — бизнес устанавливает цены, следуя за рынком. Конкуренты продают за 100 ₽? Мы тоже будем продавать за 100 ₽. Они повысили цены? Мы тоже повысим.
Подробнее о ценообразовании рассказывали в другой статье:
Другие наши статьи о ценах
На цену влияют себестоимость, расходы компании и ее политика в области ценообразования. Обо всём этом и кое-чём другом мы писали в статьях ↓
- Как посчитать себестоимость на производстве: пошаговая инструкция.
- Методы учета себестоимости: полное руководство.
- Себестоимость продаж: что такое и как считать.
- Считаем себестоимость услуг на примере салона красоты.
- Затраты, расходы, издержки: в чем разница.
- Демпинг в бизнесе.
- Как установить торговую наценку на товар.
- Повысить цены и не растерять клиентов.
- Рентабельность продаж. Объясняем на гусях.
- Что будет, если запретить бизнесу поднимать цены.
Поможем с ценами: просчитать, установить, поднять
Финансовые директора Нескучных знают о ценах всё: как они влияют на прибыль бизнеса, как часто цены нужно повышать и стоит ли ориентироваться на конкурентов. Они помогут установить такие цены, при которых бизнес точно будет работать в плюс. И разобраться с другими проблемами — вот лишь некоторые примеры работы наших финдиров:
- Из 2,2 млн ₽ выручки сделали 5 млн ₽.
- Увеличили чистую прибыль в 14 раз и сократили возврат дебиторки.
- В 1,7 раза усилили продажи на маркетплейсах.
- Сырьевая себестоимость в Гугл-таблицах: элегантное решение.
Мы работаем с разным бизнесом: строительными компаниями, ресторанами, стоматологиями, торговыми предприятиями, айти-компаниями и много с кем еще.
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна — не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓