8 финансовых ошибок

Вредные советы для предпринимателей в картинках

В 60-е годы было модно стать космонавтом, сейчас — предпринимателем. Людей зажигает идея работать «не на дядю», самостоятельно принимать решения и зарабатывать. Но чем больше свободы, тем больше ответственность.

За свои ошибки предприниматель платит рублем. Заключил сделку на поставку товара, а поставщик поставил просрочку — плати. Искал сотрудника, нашел, начали работать, платил ему 2 месяца, а он ушел — потеря. Особенно это больно, когда платить нечем.

В статье мы описали 8 ошибок по финансам и как в них не вляпаться.

— Больно будет потом, когда на бабки попадешь.

 
Александр Афанасьев
раздает советы

Торгуй, продавай

Говорят, чем больше оборот компании, тем больше ее прибыль. Это не так. Сейф, забитый деньгами, еще не значит, что бизнес зарабатывает. Растет выручка — растут и расходы. А если бизнес убыточный, то с ростом выручки долг только увеличится.

Представим торговый бизнес на стадии роста, но с убыточной моделью. Пока бизнес растет, выручка тоже растет, но каждый новый месяц компания закрывает долги за прошлый. Как только рост прекращается, компания попадает в кассовый разрыв. Денег платить за прошлый месяц нет, за этот — тоже. Компания — банкрот.

«Как-то неожиданно все так произошло…»

Чтобы зря не развивать убыточный бизнес или случайно не попасть в кассовый разрыв, следите за расходами. Посчитайте выручку и чистую прибыль. Если выручка растет, а прибыль падает — стоит задуматься.

Масштабируй, нанимай

Предприниматели хотят масштабировать бизнес, но не понимают, зачем. Начинают нанимать персонал, открывать филиалы, упаковывать франшизу. «Так ведь все делают», — думает собственник, ему кажется, что успех не за горами. Но если в бизнесе бардак, то бардак вы и будете масштабировать.

Бизнес отмасштабировали, а зарабатывать стали меньше. Работал один — зарабатывал 100 тысяч, нанял людей — зарабатываешь 20. Людей стало больше, а денег — меньше. Лучший выход из этой ситуации — вернуть все как было.

«Несите мне мои деньги!»

С увеличением количества людей прибыль должна расти. Перед тем, как нанимать, считайте, как новый человек увеличит деньги компании.

1С-ку — внедряй

Есть поверье, что предпринимателю обязательно надо вести учет. Это так. Но зачем эти 1С-ки и эксельки, если информация в них не помогает управлять бизнесом? Еще и заставляешь бухгалтера с менеджерами собирать все эти цифры. Учет ради учета никому не нужен.


Цель учета — давать информацию, которая помогает собственнику развивать компанию. Смо́трите в отчет, видите показатели и понимаете, что в этом месяце отсрочки поставщикам давать нельзя, иначе нечем будет платить зарплату.

Мистер «У меня есть крутые штуки, но я не знаю, что с ними делать»

Если ведете учет, научи́тесь превращать цифры в действия по развитию бизнеса.

Когда не надо — вынимай

Вы заработали денег, ура, едете в автосалон за новым Мерседесом. Катаетесь, фоткаетесь, все как положено.

 

Но через полгода бизнес просит деньги обратно. Нужно заплатить поставщикам и выдать зарплату. Срочно продаете машину со скидкой, едете домой на маршрутке.

 

Когда клиент заплатил — это еще не ваши деньги. Пока вы не выполнили работу или не отгрузили товар — это деньги клиента, которые у вас только хранятся. Не трогайте эти деньги, умоляем.


Сдали работу, подписали акты — тратьте на здоровье. Только на развитие оставить не забудьте. Хотя, это уже другая история.

«Тихо, молча я куплю все, что захочу на ваше денежки»

Чтобы знать, сколько выводить из бизнеса, нужны три базовых отчета: движения денег, прибыли и убытки и баланс. Вместе они покажут, сколько денег ваших, а сколько принадлежит бизнесу или клиентам компании. Не тратьте деньги, пока не сдали работу.

Бухгалтер? Посчитай!

Бухгалтер — не эксперт в управлении и финансах. Бухгалтер нужен, чтобы у собственника не было проблем с налоговой. Управленческая отчетность — не по его части.

 

В малом и среднем бизнесе финансами должен заниматься собственник. Ему могут помогать финдиректор или консультант, но базу он обязан знать. Иначе управлять компанией он не сможет.

«Ну тыж — бухгалтер»

Оставьте бухгалтера в покое!

В дебиторку — зарывай

Наш клиент, Настя, владеет прибыльным бизнесом, но денег постоянно нет. Одна часть денег заморожена на складе, который нужно пополнять, другая — лежит у поставщика в дебиторке из-за отсрочки в 30 дней. Получается, что бизнес прибыльный только в теории.

«Фиг тебе, а не прибыль!»

Чтобы денег на счету всегда было достаточно, смотрите, куда уходит ваша прибыль. Возможно, деньги зарыты на складе или в дебиторской задолженности у поставщиков. Следить за тем, где лежат деньги, поможет балансовый отчет.

В разрыв — попадай

Кассовый разрыв — это когда у компании временно нет денег, чтобы выдать зарплаты, заплатить за аренду или за товар поставщикам. Деньги как бы есть, но не у компании, а, например, у клиента, который оплачивает ваши услуги в рассрочку или у того же поставщика, который взял вперед деньги за товар, который еще не поставил.

Кассовый разрыв — это всегда больно. Все звонят, спрашивают «Где мои бабки?», а вы ничего не можете поделать, краснеете, хлопаете глазами.

«Кажется, пора достать мазь от кассовых разрывов»

Чаще всего разрывы бывают по двум причинам:

1. Неправильно считают прибыль

Обычно прибыль считают как-то так: сколько денег пришло на счет минус расходы за месяц, а все что осталось — прибыль компании. С таким подходом недолго попасть в кассовый разрыв.

 

Чтобы правильно посчитать прибыль, нужен отчет о прибылях и убытках. В нем учитываются возникшие обязательства с контрагентами, налоги, кредиты и амортизация. По-простому — сколько должны вашей компании и сколько должны вы. При этом неважно, заплатили вам уже или нет. Сделали работу — вам должны, не сделали — вы должны.

2. Не планируют будущее

Звонит партнер, говорит, что поставщик предлагает большую скидку, если закупить товар сегодня. Недолго думая, вы соглашаетесь. Через 5 дней вам платить за аренду и выдавать зарплаты, а денег нет. Необдуманная трата привела в кассовый разрыв.


Мазь от кассовых разрывов — платежный календарь. По нему видно кто, когда и кому заплатит, и сколько будет денег на счете в любой конкретный день. В календаре видно заранее, будет ли кассовый разрыв. Это дает время его предотвратить.

Кассовый разрыв — это еще не конец света. Если компания прибыльная, то деньги скоро появятся. Но чтобы в них не попадать, посчитайте правильно прибыль по отчету ОПИУ и составляйте каждый месяц платежный календарь.

Себя главным — провозглашай

Часто собственники думают: «Мой бизнес, что хочу — то и делаю». Такой предприниматель считает, что все деньги, которые заходят в компанию — его. Он вытаскивает больше денег, чем можно, а потом жизнь бьет его по голове. Не надо так.

 

Бизнес — отдельный организм. Он, как и человек, растет, развивается, появляются свои потребности. Так же, как в одном теле не могут жить два человека, собственник не может быть одновременно и своей компанией, и собой.


Вы ≠ бизнес.

«Зажравшийся собственник — горе в компании»

Как платить себе 

У предпринимателя часто две роли в компании: генеральный директор и собственник. По законам финансов эти люди получают деньги по-разному:

 
  • Генеральный директор — тот, кто развивает компанию. Если вы собственник-гендир, первым делом назначьте себе зарплату за выполнение своих обязанностей.
  • Собственник бизнеса — тот, кто владеет компанией. Ему положено получать дивиденды от чистой прибыли компании. Чтобы бизнес не загнулся, перед тем, как платить собственнику компания должна заплатить налоги, кредиты, зарплаты и все остальное.

Запомните

1. Увеличить количество продаж — еще не значит больше заработать. Расходы растут пропорционально выручке.
 

2. Прежде чем нанимать людей, подумайте, как увеличится прибыль компании.


3. Не ведите учет ради учета. Цифры должны помогать развивать бизнес.


4. Пришли деньги от клиента? Оставьте их до подписания актов по этой сделке.


5. Хотите управленческий учет, наймите финдира или консультанта. Не трогайте бухгалтера.


6. Не давайте поставщикам слишком большую по времени отсрочку.


7. Ведите платежный календарь, чтобы не попадать в кассовые разрывы.


8. Вы ≠ бизнес.

Считайте свои показатели и не допускайте глупых ошибок.

 

С любовью и заботой о ваших финансах,
Финансовый Саша и главредный Андрей.



Картинки из книжек «Вредные советы» уважаемого Григория Остера.

P. S. Допускали какие-то из ошибок, о которых мы сказали? Может пора разобраться? Для начала — запишитесь на консультацию. Поможем разобраться.

P. P. S. Пройдите бесплатный курс по финансам, чтобы научиться основам.

       статья сама о себе не расскажет —

© Консалт-бюро «Нескучные финансы», 2017

[email protected]
+ 7 922 018-41-54

Договор-оферта